Последние две недели православная блогосфера обсуждала в основном три темы, одна другой драматичнее:
- землетрясение в Японии,
- ситуация в Ливии,
- современная мученица за веру Алина Милан.
По первой теме, нужно отдать должное нашим соотечественникам, точки зрения встречались с точностью до противоположных, но сочувствовавших пострадавшим японцам было на порядок больше, чем злорадствовавших.
Впрочем, если рассуждения про наказание японцев за Курилы или какую-то особую безнравственность после страшного стихийного бедствия действительно выглядят некоторой патологией и вряд ли достойны конкретного упоминания в данном обзоре, то размышления философского толка о природе наказания, гнева Божьего вразумления от Бога — весьма небезынтересны.
Так, трагедия в Японии вызвала диспут в духе философии экзистенциализма в журнале arnaut_katalan:
Если землетрясение и т.д. не является наказанием Господним, то как тогда оправдать Бога?
Перенесемся на Дальний Восток. Там не до экзистенциализма.
Священник Дионисий Поздняев из Китая в течение нескольких дней сообщал тревожные вести о соседях.
А неунывающий блогер amortolon_jp из Японии, напротив, призывает «не нагнетать»:
плохим новостям и мрачным слухам люди верят охотнее чем даже тому, что видят своими глазами. Так уж устроен человек. И я далеко не розовый оптимист. Однако паника и желание всем рассказать о том, какие же мы здесь бедные и несчастные в Токио мне отвратительны, —
и в тот же день публикует ироничный фотоотчет из Токио:
Сегодня весь день гулял по Токио. А, простите, опять вас ввожу в заблуждение. Исправлюсь: бродил по развалинам Токио.
Второй темой, удостоившейся бурного обсуждения в блогосфере, стала ситуация в Ливии.
Тут тоже наблюдается разброс во мнениях.
Михаил Агафонов, сотрудник Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:
Если серьёзно — то руки прочь. Каддафи — прекрасен, и в стране у него порядок. Вы читали его Зелёную книгу? Очень рекомендую.
Мумара Каддафи можно считать чрезвычайно экстравагантным политиком, но судя по приведенным цитатам, «Зеленая книга» — весьма здравый текст.
Принципиально противоположным образом оценивает происходящее в Ливии Константин Артемьев из Москвы, видящий в военной операции противостояние христианской и исламской цивилизаций:
Полковник Каддафи сам четко обозначил дискурс военной операции в Ливии, назвав страны Северо-атлантического альянса «крестоносцами». Что, кстати, показывает, что он правильно всё понимает. В отличие от истерических муслимолюбов в русском сегменте ЖЖ.
Не будем спорить, насколько верно отождествлять поддержку полковника Каддафи и ориентацию на ислам. Обратим внимание, что операция в Ливии сопровождается самыми грязными методами пропаганды, что отметил протодиакон Андрей Кураев (не забыв по традиции поздравить иудеев с праздником Пурим):
«ВВС Франции уничтожили четыре ливийских танка, представлявших угрозу для самолетов» http://news.rambler.ru/9350166/
Понятно, что баран нарочно рога отрастил, чтобы на волков охотиться.
Безотносительно к оценке Каддафи и ситуации в Ливии, этот пример пропагандистской лжи достоин того, чтобы хранить его в памяти.
Говорили ли то вроде что цель операции очень локальна, что она состоит в том, чтобы самолеты Каддафи не бомбили повстанцев. Но начали с танков.
***
И снова милое совпадение — очередная войнушка начата в день Пурима.
Вернемся с Ближнего и Дальнего Востока в Россию. Третей обсуждаемой темой в православной блогосфере стала история болезни и смерти москвички Алины Милан. Вкратце: москвичка Алина Милан страдала тяжелым заболеванием печени — паразитарным раком. Алина могла получить лечение в Израиле, но для этого ей было необходимо репатриироваться. Алина имела на это право, будучи дочерью еврея, но отказалась подписывать бумагу, в которой значился пункт «принимаю религию данной страны».
Израильские журналисты уже поспешили прояснить ситуацию с помощью юристов:
«Еврейство передается только по материнской линии, право на получение израильского гражданства – и по отцовской. «Еврей по маме» сам является евреем, «еврей по папе» евреем не является, но право на получение израильского гражданства имеет. … По Закону о возвращении, еврей, который исповедует другую религию, теряет право на получение израильского гражданства… «еврей по папе» может исповедовать любую религию, переходить в любую религию, не теряя при этом права на получение израильского гражданства».
Таким образом, получается, что девушка не успела получить гражданство Израиля не из-за своего вероисповедания, а из-за бумажной волокиты. Правда, имеющие опыт общения с израильскими чиновниками подтверждают, что «если ты исповедуешь другую религию и не являешься при этом евреем по матери, то гражданства тебе не дадут. У них есть специальные пункты в бумагах по этому поводу», но теоретически безоговорочных прав ребенка или внука еврея на репатриацию, согласно израильскому Закону о возвращении, вероисповедание не лишает.
В данном случае, интересно, что поступок девушки, а главное — согласие с ним ее матери и духовника вызвали бурную полемику в русскоязычном жж:
В частности, глубокое недоумение по этому поводу высказывает Дмитрий Ольшанский и в весьма резких выражениях — некоторые его комментаторы.
Писатель Олег Дивов вообще предполагает, что у погибшей были проблемы с психическим здоровьем.
Не вдаваясь в саму дискуссию, отметим, что даже формальный отказ от веры для христианских мучеников был не приемлем, а культивирование права на ложь для спасения жизни как единственно возможной нормы поведения выглядит признаком глубокого кризиса нравственности в современном обществе. Поэтому закончить обсуждение трагической кончины Алины Милан хочется пространной цитатой из поста жж-пользователя ycnokoutellb:
Я, не скрою, что сам часто думаю о том, что бы я сделал на месте мучеников за веру: отрекся бы или нет. И ответа не нахожу…
Я думаю — тут и нет ответа: этот самый страшный выбор каждый делает сам. И с одной стороны, я никогда не осужу того, кто отрекся под страхом смерти — потому что сам не знаю как поступлю, а с другой — мне отвратительно то, что сторонники отречения выдают свою трусливость и беспринципность за норму.
Предлагаю им почитать с кем они согласны:
«…Григорий поутру, забирая в лавке у купца Лукьянова товар, услышал от него об одном русском солдате, что тот, где-то далеко на границе, у азиятов, попав к ним в плен и будучи принуждаем ими под страхом мучительной и немедленной смерти отказаться от христианства и перейти в ислам, не согласился изменить своей веры и принял муки, дал содрать с себя кожу и умер, славя и хваля Христа… Об этом вот и заговорил за столом Григорий.
…
— А я насчет того-с, — заговорил вдруг громко и неожиданно Смердяков, — что если этого похвального солдата подвиг был и очень велик-с, то никакого опять-таки, по-моему, не было бы греха и в том, если б и отказаться при этой случайности от Христова примерно имени и от собственного крещения своего, чтобы спасти тем самым свою жизнь для добрых дел, коими в течение лет и искупить малодушие.» Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»
И да упокоит Господь рабу Божию Елену в селениях праведных.