Очередь из томатов, или о невнятной речи (+ Видео)
Многие ли из нас задумываются над тем, понятная ли наша речь собеседнику? Пробуем ли мы облегчить понимание? Главный редактор портала «Правмир» Анна Данилова делится наблюдениями о том, как сегодня говорят люди.
Недавно зашли мы с мамой в кафе. Когда официант принял заказ, мама спросила:
— Тут и официанты — итальянцы?
Я удивилась – ведь русский официант!
— Но он говорил с таким акцентом – ничего не понятно. — протестовала мама.
— А, — поняла я, — да это сейчас так вся молодежь разговаривает – не открывая рта.
И логично — зачем мучиться и артикулировать и открывать рот, если в принципе и так все понятно, что я говорю, а кому не понятно, то значит, может быть, им и не надо понимать, что я и о чем я!
Послушайте, как мы говорим. Не артикулируя звуков, превращая всю речь в одну монотонную кашу, из которой нельзя и близко понять половины без специального навыка. Невнятная речь приводит к тому, что мы произносим совсем абсурдные вещи. Доцент филологического факультета МГУ Елена Андреевна Брызгунова много лет собирает такие примеры невнятной речи. Вот несколько из ее коллекции:
раздалась очередь из автоматов → раздалась очередь из томатов;
страна восходящего солнца → страна ходящего солнца;
он отстаивал свое право → он оттаивал свое право;
это вызывает недоверие → это взывает дверие;
экономические проблемы → комические проблемы
И дикторов телевидения и радио эта беда не обходит, но особенно часто это встречается на православном радио – видимо, это считается некоей добродетелью: говорить с абсолютно закрытым ртом и неподвижными губами:
Батюшка, я не могу для себя решить, греховно ли так поступать или это в природе вещей человеческих?
Только добродетель ли это? Кажется, у святых отцов ничего не говорится о добродетели невнятноглаголания. Разве что свт. Димитрий Ростовский призывает монахов улыбаться и смеяться «не осклабясь». А вот о членораздельной речи как уникальном качестве человека, одном из главных отличий человека от животного, святые отцы действительно писали. Например, свт. Григорий Нисский в трактате «Об устроении человека»:
Если бы человек лишен был рук, то у него, без сомнения, по подобию четвероногих соответственно потребности питаться устроены были бы части лица, и оно было бы продолговато и утончалось к ноздрям. У рта выдавались бы вперед губы мозолистые, твердые и толстые, способные щипать траву. Между зубами вложен бы был язык, отличный от теперешнего — мясистый, упругий и жесткий, помогающий зубам, или влажный и по краям мягкий, как у собак и прочих сыроядных животных, вращающийся между острыми рядами зубов. Поэтому если бы у тела не было рук, то как образовался бы у него членораздельный звук, когда устройство рта не было бы приспособлено к потребности произношения? Без сомнения, необходимо было бы человеку или блеять, или мычать, или лаять, или ржать, или реветь подобно волам и ослам, или издавать какое-либо зверское рыкание. А теперь, когда телу дана рука, уста свободны для служения слову.
Уста свободны для служения слову — какие точные слова!
А наши уста свободны для служения слову или они служат ее Величеству Невнятности?