Одеяние Божества, или о том, как приобрести смирение. (Заключительная часть)
Принудительные уроки смирения
Смирение, как и любая другая добродетель, приобретается христианином благодаря большому труду. Но при этом оно является даром Божиим. Труды человека, хотя и имеют определенное значение, не являются главным способом достижения смирения. Это, конечно, не означает, что мы должны сидеть сложа руки. Наша задача состоит в том, чтобы непрестанно трудиться над собственным духовным совершенствованием. Бог же, зная, что необходимо для спасения каждого человека, решает, давать ли нам Свои дары или повременить с этим.
Тем не менее смирение столь важно для нашего спасения, что, если мы не трудимся над его приобретением, Господь Сам начинает учить нас этой добродетели. И такое обучение чаще всего происходит посредством скорбей, которые Он попускает нам испытать. Если мы не хотим смириться добровольно, то вынуждены смириться принудительно. Больной, не пожелавший лечиться лекарствами и запустивший свою болезнь, в конечном итоге должен претерпевать хирургическое вмешательство.
Преподобный Амвросий Оптинский как-то рассказал притчу: «Человек как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собой и жужжит: «Все мои леса, все мои луга!» А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер — забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: «Не спихни!»
Святые отмечали, что в основе каждого грехопадения лежит гордость. В земной жизни мы все согрешаем — один больше, другой меньше, но никто не живет без греха. И если мы внимательно исследуем какой-либо свой грех, то убедимся, что прежде, чем совершить его, наша душа в чем-то возгордилась. Осознав причину греха и раскаявшись в нем, мы тем самым можем устранить грядущее на нас исправительное наказание. Если же продолжаем гордиться и не каемся, то нас начинают исправлять жизненные обстоятельства, не зависящие от нашей воли. В подтверждение этой духовной закономерности можно привести рассказ преподобного Амвросия Оптинского.
Однажды некий человек устроил у себя обед и отправил своих слуг приглашать гостей. К одному из них был отправлен довольно неопрятный слуга. Приглашенный спросил его:
— Неужели у твоего господина не нашлось кого-нибудь получше тебя, чтобы послать ко мне?
— Хороших-то по хорошим разослали, а меня послали к вашей милости, — простодушно ответил слуга.
Святые знали о смиряющем действии скорбей на душу человека и поэтому всегда воспринимали их как возможность для еще большего совершенствования в добродетели смирения.
Когда святому Иакову Эвбейскому в госпитале сделали операцию, его посетил один знакомый. В беседе он поинтересовался, почему старцу, несмотря на его веру и подвижническую жизнь, Бог попустил перенести страдания. «Попустил Бог, чтобы смирился», — ответил старец.
Смиренный праведник, «озираясь на протекшую жизнь свою, — пишет святитель Игнатий, — видит, что она — непрерывная цепь согрешений, падений, действий, прогневляющих Бога, и от искренности сердца признает себя величайшим грешником, достойным временных и вечных казней».
Белгородский старец схиархимандрит Григорий, проведший более одиннадцати лет в концлагерях на Колыме, смиренно говорил:
— Те, которые были праведниками, сподобились мученического венца, а мы страдали за свои грехи.
В скорбях мы должны находить духовную пользу. Для этого нам необходимо почаще вспоминать наставления преподобного Исаака Сирина. Он писал, что как только в человеке появится некоторое самомнение, так Бог тотчас попускает, чтобы против него усилились искушения. И усиливаются они до тех пор, пока человек не познает свою немощь и не смирится. А унижены мы бываем часто именно в том, чем гордимся. Если ищешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь, ибо скорби рождают смирение. Кто уклоняется от скорбей, тот разлучается и с добродетелью. Кто без скорби имеет какую-либо добродетель, тому отверста дверь гордости.
Наша повседневная жизнь наполнена искушениями и скорбями. Мудрый христианин воспринимает их как хорошие уроки смирения.
Признаки смирения и пути его приобретения
Святые отцы в своих писаниях оставили нам пространное изложение своего духовного опыта, касающегося приобретения смирения. В заключении же полезно привести краткие, но очень емкие святоотеческие суждения об этой добродетели.
Так, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин и святитель Тихон Задонский, характеризуя основные признаки смирения, отмечают, что смиренномудрый христианин:
1) не только свои дела, но и помыслы открывает, ничего не скрывая, своему старцу-руководителю;
2) умерщвляя свою волю и ни в чем не полагаясь на свое мнение, все доверяет рассуждению своего духовного руководителя и охотно исполняет его наставления;
3) во всем соблюдает повиновение, кротость, терпеливость;
4) никого не обижает и сам без ропота, охотно переносит обиды, клевету и притеснения от людей;
5) никого, даже самого грешного человека, не презирает и не осуждает, но всегда помнит о собственных грехах и постоянно оплакивает их перед Богом;
6) считает себя не только на словах, но и в искреннем расположении сердца худшим из всех людей;
7) не делает ничего, что не согласно с общими правилами поведения, приличия и общежития между людьми; бывает внимателен к словам и требованиям не только высших, но и равных и меньших себя;
8) доволен своим положением, как бы оно ни было низко;
9) презирает похвалу, уклоняется от славы и власти, и, если избежать их невозможно, скорбит об этом;
10) с подчиненными обходится как со своими братьями, не требует от них почтения, но постоянно заботится о них; если по необходимости и наказывает кого-либо из подвластных ему, то в своем сердце считает себя нисколько не лучше их;
11) без необходимости не говорит, а когда говорит, делает это негромко, мирно и кротко;
12) не легкомыслен и не склонен к смеху;
13) не придает никакого значения своим добрым делам и старается побыстрее их забыть.
Святой Григорий Синаит различает семь видов смирения: молчание, смирение в мыслях, смирение в словах, смирение в одежде, самоуничижение, сокрушение, почитание себя последним. Все эти виды смирения связаны между собой и взаимно рождают друг друга.
Святой пишет, что существуют две степени смирения: низшая и высшая. На низшей находится человек, который осознал себя хуже всех людей и даже бесов. Второй степени достиг тот, кто все свои добрые дела приписывает Богу и только на Него возлагает свою надежду.
Приобретается смирение, по мнению святых отцов, следующими путями:
* познанием своей немощи;
* постоянным покаянным памятованием прежних грехов;
* размышлением о великих подвигах и добродетелях святых, в сравнении с которыми наша жизнь и дела ничего не стоят;
* постижением величия Божия и нашей ничтожности; размышлением о полной нашей зависимости от Бога, без Которого не можем сделать ничего доброго;
* размышлением о смирении Господа Иисуса Христа, ради нас претерпевшего страдания и крестную смерть;
* постоянным напоминанием себе о пагубности гордости, которая является причиной всех грехов и которую Бог более всего не терпит в людях;
* стремлением в точности исполнить все заповеди Божий;
* усердной молитвой к Богу о даровании великой добродетели смирения.
Смирение в современном мире
В предисловии рассказывалось о святой Тамаре, обладавшей характером грозной царицы и смирением кроткой христианки. Тогда нас интересовал вопрос: как сочетались в ней эти, на первый взгляд, противоположные качества? Дочитав книгу до конца, читатель, наверное, понял, что истинное смирение не может существовать в душе человека, не имеющего таких духовных свойств, как решительность, мужество и твердость. Только обладая этими качествами, возможно победить демонов, которые ненавидят смирение и беспощадно борются с теми, кто стремится его стяжать.
Закалившись в духовных битвах, христианин, подобно царице Тамаре, может стать мужественным защитником Отечества и Церкви от происков не только невидимых, но и видимых врагов.
Противники Христа стремятся в сознании православных людей заменить истинное понимание христианского смирения идеей пресловутого «непротивления злу насилием».
Стремление к такой подмене бывает особенно заметно, когда в ответ на мужественные и твердые поступки Церкви и христиан раздается шквал недовольства и возмущения в так называемых «средствах массовой информации». Специалисты, формирующие «общественное мнение», вдруг начинают открыто учить православных иерархов и мирян смирению, извращая понимание этой добродетели в угоду своим хозяевам.
Христианин может спастись, только приобретя смирение. Во все времена за обладание им подвижники вели тяжелую борьбу с духами злобы и со своей падшей природой. В современном мире эта борьба носит еще более ожесточенный характер. Культ денег, власти, наслаждений поразил современное общество. Гордость пронизала все сферы человеческой деятельности и стала для большинства людей сердцевиной личной жизни. В таких условиях от нас требуются неимоверные усилия воли, чтобы приобрести добродетель смирения. Иногда кажется, что в современном мире ее достигнуть уже невозможно. Но это неверно. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18. 27).
Как в древности, так и в настоящее время Бог милостиво взирает на ищущих спасения. И ныне Он подает Своим верным рабам благодатные дары, в том числе смирение. Происходит удивительное: растленность современного мира служит для истинных христиан поводом к еще большему смирению. Видя все препятствия для духовной жизни в окружающем нас обществе, мы должны понять, что спастись сейчас, как никогда в истории человечества, можно только благодаря особой помощи Божией. Такое восприятие действительности неминуемо приведет нас к полному познанию своей ничтожности и немощи, к всецелому упованию на Бога. Если это произойдет, мы получим от Господа дар смирения не в меньшей степени, чем его получали древние христиане.