В страдании мы ищем Христа, ищем Его Самого и Его помощи. «Разве Ты – Бог вдали, а не Бог вблизи? (Иер.23:23) Где же Ты? Прииди и помоги!»
Скорое и известное
даждь утешение рабом Твоим,
Иисусе,
внегда унывати духом нашим,
не разлучайся от душ наших
в скорбех,
не удаляйся от мыслей наших
во обстояниих:
но присно нас предвари;
приближися нам,
приближися везде Сый,
якоже со апостолы Твоими
всегда еси,
сице и Тебе желающим соедини себе,
Щедре:
да совокуплени Тебе поем,
и славословим Всесвятаго Духа Твоего.
(Икос Пятидесятницы)
И Он приходит. Приходит и становится близко-близко – ближе, чем кровь в артериях. Он приходит, приближается – потому что Он «везде Сый».
Он приходит – свободный Бог, Бог Живой. Приходит Тот, Кто говорил с Моисеем из купины.
«Как Имя Твоё?» — спрашивал Его Моисей. И получил таинственный ответ, который ветхозаветная Церковь заключила в священную тетраграмму JHWH (Исх.3:14).
Одно из значений Имени Божия, открытого великому пророку при купине горящей и не сгорающей, по мнению богословов-библеистов, являет неизмеримую, невместимую человеком свободу Явившегося.
«Я буду с вами, Я буду присутствовать – но так, и только так, как буду присутствовать Я»
Он всегда будет рядом, Он всегда – Бог Живой, «Бог, видящий меня» (Быт. 16:13). Но в безграничной Своей свободе, свободе Божественной, Он будет не таким, каким мы хотим Его видеть…
Человек взывает: «Христе! Приди и прекрати этот ужас, этот страх, эту боль! Вот они – мои ужас, страх, боль – вот они, враги мои, порази же их! Слышишь ли ? Здесь ли Ты?…»
… Он восхотел быть с нами как «Муж скорбей и изведавший болезни» (Ис.53:3). И в минуты, часы, дни, месяцы, годы нашей тревоги и страдания Он тихо садится рядом.
«Как близок Ты во дни болезни, Ты Сам склоняешься у страдальческого ложа!» — писал в своем «Акафисте» митр. Трифон (Туркестанов) незадолго до смерти. Он рядом, Он – навсегда знаменованный смертью, «смертью же Крестной» (Филипп. 2:8), Бог Живой, приходящий к нам.
У Него нет ничего – Он все отдал за жизнь мира (Иоан. 6:51). Вот Он – Нищий, Распятый – Бог Живой. Нужен ли тебе такой Друг? «Друг ли ты мне, Симон, сын Ионин?»
Вот, у Него нечего дать тебе – ни денег, ни блестящих побед, ни посрамления недругов, ни даже утоления боли — Ему давали вино со смирной – и Он не принял его…
Он просто будет с тобой – Он, нищий Друг, пришел к тебе, как «Одинокий к одинокому», по слову преп. Симеона Нового Богослова. Примешь ли его? Говорят, что есть особая солидарность нищих… Знаешь ли ты о ней? Разрешишь ли Ему посидеть рядом? Или махнешь в отчаянии рукой и скажешь – «ну что мне сидеть с Тобой! Надо действовать! Надо искать тех, кто на самом деле может ПОМОЧЬ! Мне надо действовать – а Ты, Ты – ничего не делаешь! Вот и сиди тут Один, раз Ты ничего не можешь!»
И Распятый и вновь отверженный, Воскресший, и несущий на Теле Своем следы от смертельных ран, страшные знаки Крестной смерти, молчит, со-скорбя боли своего маленького и мелкого духом друга.
Что мы можем знать о том «великом плаче, который объемлет Бога» – по словам преп. Макария Египетского и свт. Игнатия (Брянчанинова)?
Ничего… Можно совершить только одно – остаться с Ним, Одиноким,у Которого есть только Его Крест и смерть, и Который пришел к тебе, одинокому. Остаться с Ним и разделить великую тайну Его скорбей, как Он делит малую тайну скорбей наших. И это страшно – ибо это путь в смерть, смерть Его и нашу, и наша убивающая смерть становится как и смерть Его – смертью животворящей.
И для Его и идущего вместе с Ним, Одинокого и одинокого, сияет новая, небывалая, никогда дотоле не приходившая на сердце человеку, Жизнь Его, Жизнь Христа, Бога Живого. Он пребывает с человеком таким, каким желает пребыть с ним.
И как жемчужина – блесна,
и невод – в водах.
Необорима как весна
Его свобода,
и веют ветры всех миров
Ему навстречу,
И кто вошел к Нему под кров –
не узрит вечер.
…А взял Он – только Крест для плеч,
И гроб – для ложа,
Сын Мариам, Сын Человечь,
Адамов, Божий.
Читайте также:
Нисхождение во ад. Почему Бог попускает страдание и смерть?
Разве горюем мы о том, что одиноки?