«Одноклассники хихикают над дочкой, а она придумала им клички». Как изменить атмосферу в классе?
Ребенок плохо учится, а одноклассники над ним смеются. В ответ он дает им клички и изображает на рисунках в виде пауков и червяков. Как помочь ему справиться с эмоциями и увидеть в других детях и хорошее? Отвечает психолог Татьяна Яничева.

Вопрос. Моя 9-летняя дочь плохо учится, хотя очень старается. Выполнение домашних заданий для нее стоит на последнем месте. Во время занятий одноклассники хихикают над ней, она замыкается и перестает отвечать. Для детей у нее есть клички. Недавно изобразила на рисунке детей, идущих в школу. Себя нарисовала кошечкой, а других ребят в виде пауков, червяков, мышей, лис. Как помочь ей справляться с эмоциями и видеть положительные стороны сверстников?

Почему отношения с другими детьми не сложились

Типичная картина — так бывает, когда не складываются отношения с одноклассниками. Трудно сказать, где начало этой цепочки. Возможно, дети в свое время сами ее обидели, не приняли, подшучивали. И теперь девочка в своих фантазиях — рисунках — всячески старается себя приподнять над ними. Конечно, в этой ситуации ребенку не до учебы. 

Скорее всего, у девочки нет учебной мотивации. Вернее, она очень низкая. Ребенку не очень интересны предметы, не очень хорошо дается их изучение. 

Получается такая цепочка: девочке не хватает внимания, памяти, плюс за это она еще и получает не очень хорошие оценки. Это большой удар по самооценке. И ей уже не хочется учиться, делать то, что неинтересно. Она думает, что будет неуспешной. Такое неприятно любому человеку, а уж ребенку особенно. 

Как помочь ребенку? 

Первое, что надо сделать — поговорить с учителем, узнать его мнение. Нужно понять, обращает ли внимание на эту ситуацию педагог, в курсе ли он? Может быть, со стороны он видит другие варианты решения проблемы.

Чего категорически нельзя делать — это идти на контакт с родителями других детей, разговаривать и выяснять отношения с ними. Такими мерами в данном случае не поможешь.

Есть мягкий вариант — начать разговаривать с девочкой. Причем не надо прямо говорить и убеждать, что ее одноклассники хорошие, «тебе только надо посмотреть на них внимательно». Нужно подробно расспрашивать о каждой ситуации, интересуясь у девочки, почему она считает кого-то плохим, а себя хорошей. Прямо подробно расспрашивать о мелочах: что он сделал, что ты сделала? 

И интересно будет именно то, как она предпочтет описать ситуацию. Это ее внутренняя накопившаяся обида на весь мир и она переносит ее на одноклассников? Или это обида на конкретные вещи — на то, что ее задевают, обижают. Такое тоже может быть. 

Дальше, исходя из анализа ее слов, смотреть на ситуацию. Один из вариантов для родителей — это поприсутствовать на каком-то школьном мероприятии, например, на экскурсии. И понаблюдать за поведением и своего ребенка, и других детей. Чтобы увидеть со стороны ситуацию, не опираясь только на слова дочери. Можно пригласить в гости пару детей, кому она симпатизирует, и тоже понаблюдать.

Еще можно посетить центры, где есть специальные развивающие занятия, где учат детей выстраивать отношения, успешно общаться, дружить. Эти навыки у девочки явно не развиты. И это очень мешает ей самой чувствовать себя комфортно и гармонично.

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.