Вопрос. Моя 9-летняя дочь плохо учится, хотя очень старается. Выполнение домашних заданий для нее стоит на последнем месте. Во время занятий одноклассники хихикают над ней, она замыкается и перестает отвечать. Для детей у нее есть клички. Недавно изобразила на рисунке детей, идущих в школу. Себя нарисовала кошечкой, а других ребят в виде пауков, червяков, мышей, лис. Как помочь ей справляться с эмоциями и видеть положительные стороны сверстников?
Почему отношения с другими детьми не сложились
Типичная картина — так бывает, когда не складываются отношения с одноклассниками. Трудно сказать, где начало этой цепочки. Возможно, дети в свое время сами ее обидели, не приняли, подшучивали. И теперь девочка в своих фантазиях — рисунках — всячески старается себя приподнять над ними. Конечно, в этой ситуации ребенку не до учебы.
Скорее всего, у девочки нет учебной мотивации. Вернее, она очень низкая. Ребенку не очень интересны предметы, не очень хорошо дается их изучение.
Получается такая цепочка: девочке не хватает внимания, памяти, плюс за это она еще и получает не очень хорошие оценки. Это большой удар по самооценке. И ей уже не хочется учиться, делать то, что неинтересно. Она думает, что будет неуспешной. Такое неприятно любому человеку, а уж ребенку особенно.
Как помочь ребенку?
Первое, что надо сделать — поговорить с учителем, узнать его мнение. Нужно понять, обращает ли внимание на эту ситуацию педагог, в курсе ли он? Может быть, со стороны он видит другие варианты решения проблемы.
Чего категорически нельзя делать — это идти на контакт с родителями других детей, разговаривать и выяснять отношения с ними. Такими мерами в данном случае не поможешь.
Есть мягкий вариант — начать разговаривать с девочкой. Причем не надо прямо говорить и убеждать, что ее одноклассники хорошие, «тебе только надо посмотреть на них внимательно». Нужно подробно расспрашивать о каждой ситуации, интересуясь у девочки, почему она считает кого-то плохим, а себя хорошей. Прямо подробно расспрашивать о мелочах: что он сделал, что ты сделала?
И интересно будет именно то, как она предпочтет описать ситуацию. Это ее внутренняя накопившаяся обида на весь мир и она переносит ее на одноклассников? Или это обида на конкретные вещи — на то, что ее задевают, обижают. Такое тоже может быть.
Дальше, исходя из анализа ее слов, смотреть на ситуацию. Один из вариантов для родителей — это поприсутствовать на каком-то школьном мероприятии, например, на экскурсии. И понаблюдать за поведением и своего ребенка, и других детей. Чтобы увидеть со стороны ситуацию, не опираясь только на слова дочери. Можно пригласить в гости пару детей, кому она симпатизирует, и тоже понаблюдать.
Еще можно посетить центры, где есть специальные развивающие занятия, где учат детей выстраивать отношения, успешно общаться, дружить. Эти навыки у девочки явно не развиты. И это очень мешает ей самой чувствовать себя комфортно и гармонично.