Офицерский корпус не потерпит в среде своей товарища, оскорбляющего честь подчиненного
История государства Российского неотделима от истории Православия. Культура, образование, просвещение и благотворительность, мирные и ратные заботы и тяготы, рождение и смерть во все века от времен крещения Руси находились в сфере внимания и попечения Русской Православной Церкви. В первую очередь священнослужитель приходил к тем, кто особенно нуждался в утешении и помощи. Домовые храмы при больницах и сиротских домах были некогда делом естественным и обычным. Во время Первой мировой войны создавались храмы-поезда, колесившие по военным дорогам, где могли помолиться и укрепить свои духовные силы те, кто нес военную службу. Разделяла церковь и заботы «внутренней стражи» – органов правопорядка. В поле зрения духовенства оказывались самые трудные социальные проблемы, в числе которых, к примеру, работа с теми, кто совершил преступление. Вразумление преступившего закон было делом тюремного священника, поэтому храмы и часовни существовали во всех тюрьмах и острогах. В печально московской Бутырской тюрьме, например, с 1782 года (сам Бутырский тюремный замок выстроен в 1780 – 1790-е гг.) существовала церковь Александра Невского. Но в 1922 году, после того как из храма «изъяли 10 фунтов серебра», богослужение было прекращено, а сам храм приспособлен для размещения заключенных. К счастью, подобные печальные факты относятся пусть к нашей недавней, но уже истории: в последние годы набирает силу благотворный процесс – строительство храмов в исправительных учреждениях.
Сегодня многие функции церкви стали возвращаться в обиход. При Московской Патриархии существует ныне специальная структура –Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Сектор по взаимодействию с правоохранительными учреждениями возглавляет священник Александр Ильяшенко.
Отец Александр, на несколько десятилетий связь Церкви и светских организаций и учреждений, в том числе и правоохранительных, прервалась. По чьей инициативе был создан отдел, в деятельности которого Вы принимаете столь серьезное участие?
Это была инициатива верующих людей, в первую очередь священнослужителей. Сначала приходилось преодолевать недоверие и отчуждение со стороны должностных лиц, вызванное господствовавшей прежде идеологией, которая рассматривала Церковь, как нежелательного попутчика, или даже как врага. Однако, это отчуждение было преодолено, поскольку совместная деятельность сразу стала приносить добрые плоды. Этому способствовало и то, что среди людей, несущих воинское служение и носящих воинское звание много верующих.
С начала 90-х годов, то есть, как только появилась возможность, Церковь обратилась к тому служению, которое она, собственно, и должна нести. Ведь вплоть до февраля 1917 года, а именно с этого времени началась катастрофа в России, когда были воздвигнуты преграды между русским народом, и Русской Православной Церковью, деятельность Церкви шла очень активно. После Октябрьского переворота начались масштабные кровавые гонения на священнослужителей, – это пресекло всякую возможность взаимодействия Церкви и общества. Поэтому сегодня особенно важно обратиться к истории, вспомнить те высокие примеры, которые были в прошлом.
Во время Первой мировой войны, например, множество священников было на фронте. Замечательный митрополит Нестор Анисимов, о котором можно говорить очень много, миссионер, проповедник, очень активный человек, собрал деньги и на них организовал санитарный поезд, госпиталь на колесах, в котором лечились раненые воины. Сам митрополит Нестор был на передовой, утешал и совершал таинства над умирающими солдатами и офицерами. За мужество и милосердную деятельность он удостоился ряда государственных наград.
Надо сказать, что после октября 1917-го, митрополит Нестор был вынужден эмигрировать. В 30-40-е годы он проживал в Харбине. В августе 1945-го туда вошли советские войска. На встречу с командующим войсками маршалом Малиновским он надел свои боевые царские награды. Кто-то из окружения маршала потребовал, чтобы митрополит их снял. Но Малиновский, который сам был солдатом Первой мировой сказал на это: «Нет, Вы можете их носить, – они заслужены».
Церковь всегда вела активную работу и в армии, и с заключенными. В каждой тюрьме, в каждом остроге были тюремные священники, которые помогали нести бремя заключения людям, переступившим закон. С началом преобразований в стране, которые оказались сопряжены с обнищанием большинства населения и, в том числе, системы исполнения наказаний, Церковь вновь начала работу с заключенными. Причем, как говорят специалисты, с того момента, как возобновилась эта деятельность православных священнослужителей, не было ни одного большого восстания в зонах и не было ни одного захвата заложников. Настолько благотворное влияние оказало обращение к вечным истинам.
Кого бы Вы назвали среди тех, кто возобновил эту деятельность Православной Церкви в современной России?
Наш отдел в первое время его работы возглавил Савва, епископ Красногорский. Его ближайшим помощником был покойный протоиерей Федор Соколов. Отец Федор был человеком исключительно одаренным, талантливым и высокодуховным. Его жизнь оборвалась трагически, зимой 1999 года: он погиб в автомобильной катастрофе. Не так давно вышла книга воспоминаний о нем. Называется она «Дар любви». Само название говорит о том, что он был наделен какой-то особенно щедрой душой, перед которой раскрывались люди, от которых с трудно было бы этого ожидать. Удивительно обаятельный, гармоничный, незаурядный и яркий человек, он снискал глубокое уважение самых разных людей – и наших соотечественников, и иностранцев, и высоких начальников в генеральских погонах, и заключенных – даже тяжких преступников. Конечно, отец Федор был не первый и не единственный – многие шли и параллельно с ним, и вслед за ним, но и становление отдела, и активная и важная работа с системой ГУИН, неразрывно связаны с его именем.
Немного раньше отца Федора начинал эту деятельность другой замечательный человек – протоирей Глеб Каледа. Он был уже немолод, представитель поколения отцов и даже дедов – прошел всю Отечественную войну с сорок первого по сорок пятый. Отец Глеб автор книги, которая для многих тюремных священников и даже сотрудников системы ГУИН является настольной. Она называется «Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника».
Отец Александр, на сегодняшний день МВД является воюющим министерством. На карте России существуют «горячие точки», где сотрудники милиции тоже несут службу. Находится ли в поле внимания вашего отдела эта часть деятельности правоохранительных учреждений?
Безусловно. В прошлом году, в марте месяце, я, вместе с еще одним священником, был в Чечне, в поселке Северном. Поездка была не очень продолжительной, а успеть нужно было очень многое. Погода стояла плохая, ненастная, временами сеял дождь. Под ногами грязь, раскисшая земля. Первое, что меня поразило, неожиданная чистота в блиндажах, в которые мы заходили. Окопы, для того, чтобы грязь с сапог не носилась в помещение, тщательно застланы соломой, поэтому внутри блиндажа нет и намека на то, что на улице непогода, а вокруг полевые условия. По просьбе командира батальона мы объездили ряд взводных опорных пунктов, освятили расположение отряда московского ОМОНа, были на блокпостах. Ездили поодиночке, поскольку не так много священнослужителей и не так много времени. Я выступал перед воинами, говорил о воинском служении, о том, что Церковь высоко его ценит. Рассказывал о святых воинах: князе Александре Невском, князе Дмитрии Донском; недавно причислен к лику святых адмирал Федор Ушаков. Рассказывал эпизоды из Священной и из отечественной истории.
Никогда, у меня не было столь благодарной аудитории! Не только потому, что те факты, о которых я рассказывал, большинству в диковинку – этого ведь не проходят в школе. Главное, что любому человеку, а воину, несущему свою службу на передовой тем более, необходимо сознавать, что воинское служение есть не просто необходимость, а на него существует некая санкция свыше. Воин, взявший в руки оружие, и, рискуя собственной жизнью, обеспечивающий наш мир, покой и благосостояние, в средствах массовой информации часто приравнивается чуть ли не к боевикам. Поэтому особенно необходимо осознание нравственного оправдания того, что он не напрасно взял оружие в руки. Апостол Павел так и говорит: «Начальник – Божий слуга: он не напрасно держит меч». Эти крылатые слова обращены именно к воинству, и в таких словах оно сегодня очень нуждается. Сегодняшним реально воюющим, реально выполняющим свой ратный долг солдатам, безусловно, необходимо слово пастыря, слово, подкрепленное авторитетом Церкви, укрепление сознания того, что воинская служба необходима и почетна.
Во многих западных странах, в Германии, в Америке, в Англии, к примеру, существует должность полкового капеллана, которая оплачивается из государственной казны. У нас в стране церковь отделена от государства. Это значит, что священнослужитель не является государственным служащим и не получает государственную зарплату – мы этого и не требуем. У нас не существует официальной должности полкового капеллана. Но как одна из сторон деятельности Церкви, может и должна присутствовать забота о воинстве, поскольку Церковь является мощным и авторитетным органом, способным серьезно влиять на многие общественные процессы, в том числе, и на проблемы армии и правоохранительных учреждений.
Тем более, что у человека, оказавшегося в ситуации, связанной с риском для своей жизни и ответственностью за чужие жизни, потребность в вечных истинах возрастает…
Конечно. Когда, как поется в популярной песне, «до смерти четыре шага», мировоззрение меняется. Как говорили святые отцы: «Помни последнее твоя, и вовек не согрешишь». Хотим мы или не хотим, признаем веру или не признаем, но, как сказал один из древних, «душа каждого человека по природе христианка». Душа, даже неосознанно, стремится к Богу, поскольку Господь нас создал. В обычной жизни нас многое от веры отвращает: и современная культура (я бы сказал, псевдокультура), греховность, разлитая в воздухе, агрессия – бытовая и преступная, – с которой мы на каждом шагу сталкиваемся, недоброжелательность и нетерпимость друг к другу, удивительно небрежное отношение даже к самым близким. В условиях военных действий все это уходит на задний план, остается далеко в стороне, уступая место вечным ценностям.
Помимо «горячих точек» у сотрудника милиции есть и ежедневная служба, сопряженная, подчас, и с риском, и с опасностью. Но есть у этой службы и еще одна сторона: никто, кроме милиционера, не сталкивается ежедневно и ежечасно с самыми низкими проявлениями человеческой натуры, с правонарушениями и людскими пороками. Как, на Ваш взгляд, постоянно соприкасаясь с преступностью, с черной стороной жизни, не очерстветь, не утратить веру в людей, сохранить доброе в себе?
Эту задачу, очень трудную и стоящую пред очень многими людьми, на мой взгляд, во всей полноте можно решить только если стать глубоко верующим человеком. Не формально, не поверхностно, а по-настоящему верующим. Тогда Господь дарует сверхчеловеческие силы. И способность относиться по-человечески даже к тому, к кому, казалось бы, просто невозможно так относиться – к тяжким преступникам, бандитам. Это очень нелегко. Это сложнейшая задача, и задача комплексная. Само наше общество виновно в том, что у нас такая колоссальная преступность. В царской России, которая была православной, на 160, приблизительно, миллионов населения приходилось около 100 тысяч заключенных. Сегодня нас насчитывается 140 миллионов, а заключенных около миллиона. Вот то, прежнее число правонарушителей – норма, а то, что теперь, не норма. Если мы сумеем вернуться к тому уровню взаимоотношений в обществе, к такому уровню духовной культуры, то ситуация изменится. Не стоит забывать и о том, что тогда был весьма высок и уровень материального благосостояния. Сегодня, подчас, бедность выбрасывает людей на обочину. Если нет перспектив, нет идеалов, то часто человек себя теряет и встает на путь правонарушений.
Начинать, конечно, нужно с семьи. Это важнейший аспект этой же проблемы. Ведь если задуматься, и супружеская неверность, и измена воинскому долгу называются одним словом – измена.
Обращение к вере особенно важно, поскольку вероучение основано на самой жизни. Христианские книги, написанные много веков, а иногда и тысячелетий назад, очень современны, поскольку не выстраивают жизнь под себя, а основаны на практике жизни. И вопросы, встающие перед современным человеком, это те же вопросы, что волновали и прежние поколения. Терпеливое и уважительное отношение к окружающим, понятия долга, чести – это все темы вечные.
Сплошь и рядом бывает так, что человек и испытывает, подчас, потребность в утешении, хочет пойти в храм, но попросту стесняется, поскольку не знает как правильно себя вести, как обратиться к священнослужителю и прочее. Что бы Вы ему посоветовали?
Всякий взрослый человек, впервые попадающий в храм, чувствует себя не уютно. Это трудность чисто психологического характера. Ему кажется, что все на него смотрят, обращают внимание; что все вокруг знают как себя вести, а он один не знает. Это заблуждение. Очень многие, пришедшие вместе с ним в храм, испытывают те же чувства. А кто-то совсем недавно пришел в храм, и тоже поначалу ощущал себя не в своей тарелке. Сейчас многие впервые приходят в храм. Это тем более отрадное явление, что в благополучной Англии, например, многие приходы закрываются. Поскольку там население все меньше и меньше посещает церкви, наблюдается страшное явление нравственного одичания. У нас идет противоположный процесс, беспрецедентный по своей сути: число верующих, пусть не быстро, но увеличивается. Открываются новые и новые храмы – около тысячи каждый год. В одной Москве в начале перестройки было около сорока храмов, а за последние годы их число увеличилось в десять раз. Конечно, для того, чтобы такой процесс был возможен и продолжался, необходима внутренняя потребность у людей, и она есть.
Что бы Вы сочли нужным сказать, обращаясь к нашей читательской аудитории?
У каждого человека, у каждой социальной и профессиональной группы людей существуют сегодня очень тяжелые проблемы. Но любая проблема может быть преодолена путем внутренних усилий – без всяких капиталовложений, без оглядки на начальство. В Чечне, в одной из воинских частей, мне довелось увидеть плакаты —наглядную агитацию, кстати, очень разумно подобранную. Один из плакатов меня очень изумил. Слова принадлежат знаменитому князю Багратиону, и звучат примерно так: «Офицерский корпус, чувствующий высоту своего назначения, никогда не потерпит в среде своей товарища, оскорбляющего честь подчиненного». Если относиться друг к другу, сохраняя человеческое достоинство, не пренебрегая ближними, не унижая их, то очень многое вокруг изменится в лучшую сторону. Вот главное, что я хотел бы сказать.
Александр Невский
Постичь смысл и глубину православного вероучения, найти ответы на волнующие вопросы, можно лишь тогда, когда знаешь историю Православной Церкви, ее постулаты и основы. Православие почитает множество святых и праведников. Их поступки и жизненный путь в глазах Церкви осенен святостью. Знание о них поможет составить представление о том, в чем заключаются основные устои православного вероучения.
Одним из святых воинов, издавна почитаемых на Руси, является князь Александр Ярославич, прозванный Невским. Церковь называет его святой великий благоверный князь Александр Невский. Еще в 1380 году специальным церковным актом было закреплено почитание Александра Невского. Произошло это после победы в Куликовской битве. Как гласит предание, пономарю храма Рождества Пресвятой Богородицы было видение: из алтаря храма вышли два старца и, подойдя ко гробу Александра Невского, просили его прийти на помощь русскому воинству и его потомку – князю московскому Дмитрию. Александр восстал из гроба и сделался невидимым.
Поначалу, по указанию митрополита Московского было установлено местное почитание св. Александра Невского во Владимире, но в 1547 году Московский собор установил его почитание по всей Руси.
Об Александре Невском большинству из нас известно лишь то, что написано о нем в школьном учебнике истории. Но там ничего не сказано о том, почему знаменитый правитель земли русской был причислен Церковью к лику святых.
Александр Невский был одной из крупнейших исторических фигур ХІІІ века. Его деятельность, как правителя и военачальника, пришлась на один из самых тяжелых периодов отечественной истории: земли российские были опустошены, а уцелевшим после нашествия Батыя русским городам угрожали не только монголо-татары, но и натиск Западной Европы, ставившей своей целью распространение католичества. Победа в битве на Неве над войсками Биргера, зятя шведского короля, знаменитое Ледовое побоище, произошедшее на льду Чудского озера, в котором был на голову разгромлен Ливонский орден, остановили этот натиск.
Но одновременно с этими яркими страницами биографии, князь Александр имеет и другие, не менее существенные заслуги перед потомками, в том числе и сохранение на Руси Православия. Помощь в борьбе с монголо-татарами, в обмен на признание своего главенства, настойчиво предлагал Римский Папа Иннокентий ІV. Несмотря на тяжесть внутригосударственной ситуации, Александр Невский предпочел внешнее повиновение монголо-татарам, позволившее сохранить Православие, тогда как принятие помощи от Папы означало бы измену Православию и искажение всего уклада народной жизни.
Вместе с этим, и в отношениях с монголо-татарами Александр Невский, несмотря на очевидное смирение перед мощью Орды, проявлял себя как человек мужественный, незаурядный и весьма независимый.
Например, после смерти отца, великого князя владимирского Ярослава, отправившись в Орду за получением ярлыка на великое княжение, князь Александр отказался исполнять обряд поклонения идолам. В ту эпоху, право на владимирский княжеский престол подлежал утверждению у ордынского хана. Как утверждают летописи, по настоянию митрополита Киевского Кирилла, Александр Невский отказался поклоняться идолам, молвив: «Царь, тебе кланяюсь, потому что Бог почтил тебя царством, а твари не кланяюсь, ибо она для человека сотворена». Это был незаурядный поступок. Тем более, что незадолго до этого нежелание поклониться золоченым статуям стоило жизни князю Михаилу Черниговскому и его боярину Федору. Тем не менее, столь непреклонное мужество вызвало уважение у хана Батыя.
Со временем Александр Невский добился у Орды создания на ее территории православной епархии, а также не скупясь «расточал казну» на выкуп у монголо-татар русских пленных.
Опасные и тяжкие поездки в Орду Александр Невский совершал многократно. Это был долгий путь – ставка великого золотоордынского хана располагалась глубоко в Центральной Азии, в пустыне Гоби. Однажды, возвращаясь из такой поездки, Александр Ярославич тяжело занемог. Добраться до Владимира ему было не суждено. Поняв, что дни его сочтены, князь принял монашеский постриг под именем Алексия, после чего вскоре скончался. Как повествует летописец, незадолго перед погребением Александра свидетели этого события увидели чудо: когда ко гробу Александра подошли, чтобы вложить в руку «разрешительную грамоту», в которой испрашивается прощение грехов, свершенных усопшим, рука Александра простерлась, приняла грамоту и снова сжалась. Летопись свидетельствует: «Тако бо Бог прослави угодника Своего, иже много тружеся за землю Русскую, и за Новгород, и за Псков, и за всю землю Русскую живот свой полагая за православное христианство».
Изображение князя Александра широко распространено в иконописи. Причем, на протяжение многих столетий его изображали в монашеском одеянии, а не в воинском или княжеском облачении. Таким образом, церковь признавала особый, внеземной смысл его мирских деяний.
Почитание памяти святого благоверного великого князя Александра Невского установлено 23 ноября (6 декабря), в день его погребения, и 30 августа (12 сентября) — это день перенесения мощей св. Александра Невского в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, которое произошло в 1724 году.
Беседовала с о. Александром и подготовила материал Э. Михалева