Главная Общество Работа

Офис: жизнь в условиях нехватки времени. Часть 1.

Ни для кого не секрет, что ритм жизни мегаполиса оставляет работающему горожанину мало времени на личную жизнь. Плотный график и ежедневная потеря нескольких часов на дорожные пробки или поездку в метро компенсируются лишь непродолжительным отпуском, воспоминания о котором скоро затираются привычной офисной рутиной. Можно ли не потерять в этой гонке себя?

Ни для кого не секрет, что ритм жизни мегаполиса оставляет работающему горожанину мало времени на личную жизнь. Плотный график и ежедневная потеря нескольких часов на дорожные пробки или поездку в метро компенсируются лишь непродолжительным отпуском, воспоминания о котором скоро затираются привычной офисной рутиной. Можно ли не потерять в этой гонке себя? Как не превратиться в еще одного менеджера-манекена и сохранить в себе человека? Для чего нам дается свободное время? Специалист в области управления, главный редактор отраслевого журнала FoodService, Анна Людковская ответила на эти и другие вопросы сайта «Правмир».

 

Тонкости корпоративной культуры

 

– Анна, как Вы думаете, насколько корпоративная культура меняет человека? Зачем вообще нужна корпоративная культура? Можно ли в жестких условиях работы сохранить себя, свою индивидуальность?

 

– В самой идее корпоративной культуры нет ничего плохого, другое дело, что этот управленческий инструмент используют по-разному. Любая компания создается для каких-то целей, например, строить здания или издавать книги. Как правило, сначала это маленький коллектив, друзья-энтузиасты, прекрасно понимающие цель своего дела и пути ее достижения. Но бизнес растет, сотрудников становится все больше и больше, руководитель уже не запоминает всех по именам, и в результате теряется связь между идеологом бизнеса и командой. Люди перестают понимать, для чего существует эта организация, ленятся, и компания работает вхолостую. Вот здесь-то без корпоративной культуры не обойтись. Отделы по управлению персоналом придумывают разные программы тимбилдинга (team building – тренинг командобразования – ред.), организуют регулярные встречи линейного персона с президентом и стараются донести миссию компании до каждого сотрудника. Если нам нравится трудиться в этой компании, мы проработали здесь не один год, значит, нам близка корпоративная культура, мы разделяем ее дух и ценности.

Согласитесь, в теории все выглядит не так уж и плохо. Но крупные холдинги в стремлении выстроить максимально эффективный бизнес забывают о людях. Управление персоналом превращается в четкий механизм, компания старается минимизировать издержки и выжимает из людей все соки. В подобных структурах ценится лишь преданность компании, которая должна выражаться в желании задержаться после работы, перевыполнении плана и так далее. Самое ужасное, что в таких коллективах часто царит недоброжелательная атмосфера, люди всё время напряжены.

В среднем бизнесе перегибы другого свойства. Руководство следует за модой, увлекается тренингами, непродуманными мотивационными схемами, которые со временем становятся всё более грубыми. Плохо, когда за этим стоит подавление, принижение личности. Например, корпоративные тимбилдинги в бане, когда народ банально напивается и все общение превращается в какое-то непотребство.

Повторюсь, задача корпоративной культуры – сплотить людей и замотивировать их так, чтобы они с интересом шли на работу. Чтобы компания двигалась к намеченной цели, чтобы она, условно говоря, становилась лидером рынка в своей области. Если нет единения и взаимопонимания в команде, в коллективе, тогда они своей цели не достигнут.

 

– Значит, можно сказать, что корпоративная культура, нейтральная сама по себе, становится угрозой, когда беззастенчиво вторгается в личную жизнь человека?

 

Конечно. Если руководство видит в сотрудниках лишь исполнителей и относится к ним как к винтикам в машине, то, разумеется, в такой обстановке будет неуютно любому. Случается, отдел кадров дергает за ниточки, занимается манипуляцией, и сотрудники не замечают, что руководство использует запрещенные или аморальные приемы.

Вспоминается следующий случай. Я не помню подробностей, но, кажется, на заводе Форд существовала традиция дарить отличившимся сотрудникам маленькие сувенирные машинки. Кто больше работал, получал больше машинок. Как-то руководство завода устроило выставку этих мини коллекций, на которую пригласило семьи рабочих вместе с детьми. Ребятишки ходили по выставке и сравнивали, у какого папы больше машинок. Это безнравственный прием. Ведь, приходя домой, такой рабочий вынужден был отвечать на укоры своего сына или дочери: «Папа, почему у тебя так мало машинок? Может быть, ты плохо работаешь?» Как на следующий день работает такой папа? Естественно, трудится еще пару часов после окончания смены.

 

«Любимая» работа

 

– Эффективное управление – это всегда манипуляция?

 

– Отчасти, да. Здесь как в воспитании детей, за хорошо сделанную работу человека нужно похвалить, за провинности – поругать. Лучше не перехваливать, поскольку это может привести к звездной болезни и люди начнут халтурить. Для любого руководителя важно знать характер всех своих подчиненных, чтобы к каждому найти свой подход. Можно ли это назвать манипуляцией?

С одной стороны находится руководитель – он точно такой же сотрудник, перед ним тоже стоит задача, которую нужно выполнить. С другой стороны – подчиненные, которых нужно организовать, потому что они могут опоздать и сорвать дедлайн. Ответственных сотрудников, которых можно было бы назвать «батарейками», потому что они полны энергии и желания работать, тех, кто искренне любит свое дело, меньшинство. Это ценнейшие люди в любой организации. Основную же массу составляют те, кто недолюбливает работу, жалуется на вредное начальство, низкие зарплаты и плохие условия труда. Некоторые вообще не хотят и не любят работать.   Посмотрите, сейчас ведь бум социальных сетей, а когда люди общаются, например, на сайте «Одноклассники»? Полагаю, что две трети рабочего времени.

Я руковожу творческим коллективом, редакцией и каждую летучку начинаю примерно следующими словами: «Друзья, мы родились, конечно, не для того, чтобы умереть на работе, к счастью, мы не винтики в системе, но здесь никакая не богадельня. Мы каждый месяц создаем журнал, новый уникальный продукт, а не штампуем зубную пасту. Читатель, открывая новый номер, должен терять дар речи». Для этого надо, чтобы все работали.

 

Православного человека должна мотивировать сама идея труда, его не должно удивлять то, что на работе его попросят работать.

 

– Безусловно. В то же время, сейчас эпоха стремительного развития бизнеса. Компании, выйдя на одни показатели роста, тут же задают новые. Поскольку последние пять лет я специализируюсь на ресторанной индустрии, то и примеры мне легче черпать оттуда. Восемь лет назад у «Кофе-хаус» было всего три точки. К концу 2008 года их будет все триста. Постоянно открываются новые кофейни, с каждым годом динамика набирает обороты. Сравните, на развитых рынках Европейского содружества если есть, условно говоря, сто заведений одной компании, то они и стабильно работают, варят кофе каждый день, улучшают сервис, и их сотрудники чувствуют себя уверенно. Люди понимают, что от них требуется каждый день. А здесь, у нас, ежедневно возникают новые задачи и новые требования к сотрудникам.

О нагрузке в «Кофе Хауз» я не знаю, но в очень многих компаниях создается потогонная система, люди горят на работе. Многим приходится работать даже не 12 часов в день, а больше. Люди почти не отдыхают, я уже не говорю о том, чтобы позволить себе отпуск в целый месяц. Почему-то в обществе считается, что такая нагрузка нормальна и естественна. Мне не раз доводилось слышать, как люди изнашиваются настолько, что увольняются в никуда и потом целый год приходят в себя.

 

– Может ли православный человек выдерживать такой ритм работы современной корпорации?

 

Мне кажется, это не зависит от веры. Есть работа и ее нужно делать.

 

– От какой работы Вы бы отказались и почему?

 

Плоха та работа, выполняя которую надо переступать через себя. Христианину недопустимо участвовать в чем-то нехорошем, нарушать заповеди. Полгода назад меня пригласили в один издательский дом, обещали даже специально под меня создать должность. Но в журналах попадались материалы и фотографии, вызывавшие у меня чувство протеста, грязные и безнравственные. Поэтому, хотя во всем остальном предложение меня устраивало, я отказалась.

 

Менеджер – тоже человек?

 

Что, с Вашей точки зрения, является главной проблемой в менеджменте?

 

– Руководители не видят в подчиненных людей, не осознают ответственности. Ведь часто подчиненные берут пример именно с начальника, по крайней мере, я часто чувствую, что юные журналисты наблюдают за мной, смотрят, как я работаю, общаюсь с людьми и просто живу.

В большом бизнесе забывают, что у людей, помимо карьеры, есть другие интересы в жизни. И, как я уже говорила, с помощью тренингов превращают людей в неживых существ. Один владелец крупной компании, занимающейся производством макарон, очень метко сравнил менеджеров из крупных розничных сетей с манекенами. Ведь действительно, общаясь с такими людьми, заранее знаешь всё, что они тебе скажут. Просто их научили вести переговоры согласно инструкциям. У них на лице не остается ни одной живой эмоции. Страшно, когда человек полностью подстраивается под ту идеальную, «правильную» линию поведения, которую ему диктует компания.

Конечно, люди очень разные: кого-то эти тренинги совсем не затрагивают, а кто-то настолько восприимчив, что полностью подчиняется корпоративной системе.

С другой стороны, хочу вспомнить об иной истории из ресторанной практики. Сеть ресторанов «Этаж», как и все подобные организации, столкнулась с проблемой дефицита кадров. Ведь во всех ресторанах администрация хочет, чтобы официанты встречали посетителей улыбкой, а тяжелый труд официанта повод для радости дает не часто. Кроме того, мы, русские – неулыбчивая нация. Так вот, администрация ресторанов «Этаж» стала проповедовать среди своих сотрудников ценности, очень близкие христианству. Они учат персонал любить окружающий мир. Не только посетителей ресторанов, но вообще всех людей. Причем это должно быть не внешним навыком, а внутренним устроением каждого официанта. Признаться, я была потрясена, когда услышала об этом. Представляете, администрация ресторана учит своих сотрудников любви к ближнему! Это настолько не похоже на общую тенденцию, на то, что делают остальные. Да, во всех ресторанах проводят тренинги, учат встречать клиентов, вежливо с ними общаться… Но здесь все совсем иначе. Мне кажется, что это прекрасно.

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.