Взрослых приходит мало
Число прихожан в нашем храме хоть и уменьшается, за счет того, что в округе построено около десяти храмов, но не так сильно, как должно было бы быть по математическим подсчетам. Надеюсь, в дело сохранения паствы крошечную лепту внесли и огласительные беседы.
К тому моменту, как были введены обязательные беседы во всей Церкви, люди привыкли, что крещение – это просто, всё происходит само собой, от человека требуется только захотеть и прийти. Неудивительно, что когда встречи стали непременным условием, многие люди начали возмущаться: «Зачем вы нас здесь заставляете слушать что-то! Нет, чтоб просто крестить».
Но постепенно, я думаю, люди привыкнут. Вижу, как многие радуются, когда узнают о вере нечто большее, чем принято знать в обществе. К сожалению, из сорока человек, собирающихся креститься или крестить ребенка, обычно всего один хоть как-то знает Евангелие.
В целом же взрослых креститься приходит мало, в основном все приносят младенцев.
«Да все я знаю!»
Беседа у нас проводится одна, хорошо бы сделать больше, но пока это сложно, попробуем на следующем этапе. Многие возмущаются либо просят чуть ли не на коленях: «У нас уезжает, улетает крестная, дайте справку!» и так далее. Хотя речь, конечно, совсем не о «справке», а о свидетельстве о катехизации, чтобы было видно священнику, который будет крестить: человек хоть что-то послушал, не пришел прямо с улицы.
К сожалению, некоторые воспринимают беседу как лекцию – пришел, посидел-послушал, получил «справку». То есть, как в советские времена. Пришел человек на занятия по научному коммунизму, послушал лекцию. Все знают, что это ерунда, а сдавать надо. К сожалению, порой так воспринимают и огласительную беседу. Думают: «Нам ребенка крестить надо, чтоб не болел, чтобы у него всё было хорошо. За это еще требуют потратить время на прослушивание лекции. Ну что ж, “отбудем”».
У нас в целом беда-то в чем? Почти вся страна крещеная, а верующих, церковных людей – мало. Почему это происходит? Потому, что многие крестятся, а потом или не в курсе – как это – жить христианской жизнью, или порой даже знают, но не хотят. Если бы человек знал, что он не христианин, то ему было бы к чему стремиться. А когда он уверен: «Раз я крещеный, значит – православный», – вроде бы ему идти дальше некуда, всё уже свершилось. Мне одна мама, собирающаяся крестить ребенка, так и говорила: «Да всё я знаю! Я крещеная, даже в храм иногда захожу». Хотя не знала ничего.
О чем говорить?
Конечно, во время беседы я рассказываю, что такое крещение: рождение в Жизнь Вечную. Но объясняю, что это лишь зерно, это семя, которое должно еще вырасти, благодаря дальнейшей жизни в Церкви. Тем более стараюсь объяснить родителям: «Если вы крестите ребенка, но жить церковной жизнью не собираетесь, то для вашего ребенка это может быть в некоторых случаях хуже, чем было бы, если бы вы просто подождали».
Многие, слушая новую для них и важную информацию, как я уже сказал, радуются, вслушиваются. Но некоторые проявляют такое внутреннее упрямство. Прямо видно, что человек решил для себя: «Посижу, раз требуют. И хватит с меня». В моей беседе есть такая мысль: «Всё будет на вашей совести, и если вы ничего не будете делать, вырастите своего ребенка крещеным, но безбожником…»
Одна женщина, собирающаяся стать крестной, изменила свое решение, послушав беседу, выслушав мои доводы, не убедившись, а потом – еще доводы священника. Дело в том, что она дважды была замужем, развелась, сейчас сожительствует вне брака с третьим «мужем». Мы с ней говорили долго, и она поняла, что ей крестной становиться нельзя. Правда, родители ребенка звонили мне потом: «Почему вы не разрешаете ей стать крестной?» Отвечал, что такое решение она приняла сама.
То есть я всегда людям объясняю ситуацию, а запрещать идти крестить ребенка, быть крестными – у меня таких, я считаю, полномочий нет.
Пятьдесят человек за один раз
Всё, что дешево достается, мало ценится. И если бы крещение потруднее доставалось, если бы крестили не всех подряд, а только тех, кто к этому более-менее готов и стремится к христианской жизни, то и люди бы более внимательно относились и к вере, и к оглашению. К этому, мне кажется, дело постепенно и идет.
К нам на беседы приходит очень много народу. Бывает – до пятидесяти человек за один раз. Это радует, но полноценной работы с каждым не получается. Очень важно, чтобы и крестные, и родители прошли исповедь и на исповеди сказали о том, что они крестят детей, и священник обязательно обратит на них особое внимание и, может быть, даст какой-то индивидуальный личный совет, который им поможет.
Поэтому хорошо, что в храмах всё больше внимания уделяют катехизации. И, наверное, огласительная подготовка должна, в идеале, быть более длительной, ведь в древнехристианские века она длилась два-три года. Конечно, о таких сроках сейчас никто не говорит. Хорошо, когда видно, как человек развивается, как внутренне меняется, готовясь к таинству.
Но то, что сейчас есть огласительные беседы, в сегодняшнем формате, уже очень хорошо. Ведь всё равно люди слышат, что такое вера, что надо делать, как надо жить, когда ты верующий. И зароненное слово всё равно во многих отзовется. У кого-то в скором времени, у кого-то, может быть, через годы.
Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.