Садись за парту, сейчас катехизис тебе объяснять буду
Должны ли огласительные беседы перед крещением быть продолжительными? Размышляет протоиерей Александр Балыбердин, благочинный церквей города Кирова, настоятель храма в честь Феодоровской иконы Божьей Матери.
Протоиерей Александр Балыбердин. Фото: вятская-епархия.рф

Протоиерей Александр Балыбердин.
Фото: вятская-епархия.рф

Один-единственный разговор?

Несколько лет назад при храмах нашего областного центра – города Кирова были введены беседы перед крещением. И эти беседы проводятся в большинстве храмов в обязательном порядке. Но в ряде храмов по-прежнему сохраняются беседы непосредственно перед крещением. То есть перед тем, как человек принимает крещение, или во время самого таинства священник беседует с крестящимися или с родителями малыша, раскрывая им само чинопоследование крещения и глубину величия этого таинства.

В ряде сельских храмов, где люди приезжают на крещение из других деревень и сел, священник не предлагает приехать дополнительно для разговора, хотя бы по той причине, что человек может не приехать второй и третий раз. Потому что любой выезд, особенно во время страды, из своего села – очень непростое дело.

В чем главная задача?

Господь говорит в притче о сеятеле (Мф. 13:18-23) о том, что зерно должно упасть на подготовленную почву. Зерно – это слово Божие. То есть задача – не провести беседу, а подготовить почву. Это можно сделать разными средствами, в том числе как раз и беседой. Если такая беседа необходима, если человек способен воспринимать все аргументы, то священнику надо эту беседу проводить.

Я стараюсь, по возможности, увидеть сердце человека, насколько он готов ко крещению, насколько расположена к этому семья, если крестят младенца. Если люди ведут себя в храме смиренно, не нагло, с терпением, с любовью, разговаривают негромко, не смеются громко, не толкают друг друга, не затевают беготни по храму с маленькими детьми, не допускают каких-то двусмысленных шуток, то это значит – человек осознает, что он пришел в Церковь Божию. Он готов к тому, чтобы прозвучало слово Божье, и чтобы зерно слова Божия упало на его сердце.

А бывает другая ситуация, когда люди ведут себя иначе. И по отношению людей видно, что они не вполне понимают, куда они пришли, зачем они пришли, что будет происходить. Вот в данной ситуации дополнительные беседы могут помочь.

Беседа по шпаргалке

Подготовить сердце человека ко крещению не всегда можно беседой. Кроме того, есть люди, которые не готовы воспринимать вербальные аргументы. И есть священники, которые не могут проводить эти беседы в силу того, что у них нет педагогического дара.

Если такого священника обязать проводить такие беседы, он встретит человека, достанет листок бумаги, прочитает какую-то шпаргалку, лишь бы только ее прочитать, потому что этого требует начальство. Но подготовит ли такое чтение по шпаргалке сердце человека ко крещению – большой вопрос.

Случаи из практики

В моей практике не было ни одного случая, чтобы человека, который пришел креститься или крестить ребенка, я бы с порога завернул.

Обычно стараюсь понять человека. Например, как-то пришла женщина, желающая креститься. Я ее подвел к иконе, на которой был изображен Господь Вседержитель, и спрашиваю: «Вы в Бога верите?» Она отвечает: «В Бога верю. А это Кто?» «Как же, это – Христос, Сын Божий». На что слышу: «В Него я тоже верю».

Я внутренне напрягся, говорю: «Христос – Он ведь Бог. Вы верите в Христа, как Сына Божия?» Я вижу, что она замерла, ей трудно осмыслить сложнейшую богословскую конструкцию. И когда мы с ней минут десять поговорили на более простом уровне, я убедился, что это верующий, хороший, добрый, светлый человек, которого не надо было сразу так подводить к иконе и в лоб задавать сложный богословский вопрос. Она просто не книжный человек.

Был случай, когда мужчина пришел креститься, я его спросил: «Вы верующий?» Он: «Я на пути к этому». Тогда предлагаю обсудить, на какой половине пути – только вышел или уже пришел. И так начинаешь разговаривать с человеком и убеждаешься в том, что человек иногда не может выразить словами состояние своей души.

Тут очень важно не рубить с плеча, не надо сразу говорить: «Когда поверишь правильно, тогда приходи». Или: «Бери ручку, листок бумаги, садись за парту, сейчас я тебе расскажу четыре раза катехизис, а потом еще экзамен проведу, и в зависимости от того, как ты усвоишь, я буду решать: допустить тебя до крещения или нет».

Как разговаривать?

Огласительные беседы могут оказать помощь в воцерковлении человека. Но сами по себе они еще ничего не гарантируют. И с каждым человеком надо говорить на его языке, учитывая его способность или неспособность абстрагировать материал.

К тому же само по себе чинопоследование крещения чрезвычайно богословски емкое. Поэтому, например, карандашом в требнике на полях поставил нужные знаки: восклицательные, точки и так далее. Чтобы пояснять, делать акценты. Важно не отделываться от человека, который к тебе пришел, из-за того, что у тебя масса забот.

Я всегда стараюсь внимательно истолковать «Символ веры». Людям надо многое пояснять. Важно не торопиться, не бормотать себе под нос, проявить внимание. Надо и чувствовать людей. Кому-то необходимо растолковать, кому-то лучше не надо, потому что это будет слишком назойливо.

Можем ли отказать?

Если человек говорит, что он не хочет креститься, или откровенно заявляет, что он не верит в Христа, то его крестить, конечно, нельзя. Но такие люди и не приходят. Я полагаю, если человек в современном мире, когда можно и не креститься, желает это сделать, приходит в храм, то он фактом своего прихода голосует за крещение. Остановись на секунду, поговори с человеком, посмотри на его сердце. И если он действительно желает креститься, как ты можешь ему отказать?

Его вера может быть маленькой, смутной, не вполне осознанной, подсознательной. Но если она есть – Господь уже его сердце подготовил. Как мы можем не посеять в это сердце зерно? Как мы можем отказать человеку, если от этого шага зависит вся его дальнейшая жизнь, в том числе и в Вечности?

Младенцам – не отказывать

Другое дело с младенцами. Младенцев, бывает, крестят родители, потому что бабушки и дедушки, например, очень этого хотят. Тут надо с родителями беседовать. Но даже если они до конца всего не понимают, мы всё равно не можем им отказать. Я почему-то в этом убежден.

Может быть, они вновь вернутся в Церковь в следующее воскресенье, а может быть – через годы. Вопрос богообщения – это, прежде всего, тайна. И к разным людям Бог обращается по-разному. Кого-то Он призывает к Себе через интеллектуальные аргументы. Кого-то – через красоту церковного пения. Кому-то Он открывает во всей полноте, насколько человек может вместить, и богословие.

А кому-то Он говорит просто, на простом языке. Мы не должны всех людей равнять, стандартизировать. Нам надо с пониманием, с терпением друг к другу относиться. Важна устремленность человека соединиться с Богом. А какими путями она реализуется, в какой мере человек способен это вместить и выразить, не нам судить.

Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.