«Огранить алмаз – значит отсечь лишнее. В этом смысл воздержания»
“Тревожно будит душу свою кающийся грешник, великий подвижник Божий преподобный Андрей, святитель Критский. Нам ли не будить души свои умилительной его молитвой?” Проповедь протоиерея Павла Адельгейма в понедельник 1-й седмицы Великого поста.

Понедельник 1-й седмицы. «Покаяния двери отверзи мне, Жизнодавче»

Отворились двери покаяния. Мы вступаем в святые дни поста. На первой седмице читается в храме Великий канон – поэтическое творение святого Андрея, архиепископа Критского: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое начало положу нынешнему рыданию?» – вопрошает кающийся (начало Великого канона). По-русски его вопрос означает: «Как мне оплакать грехи свои, с чего мне начать покаяние?» С воздержания. Этим словом Церковь называет самоограничение, обуздание своих желаний. Как всадник сдерживает уздой коня, христианин должен обуздать животные инстинкты. Человек соединил в себе два мира – землю и небо. «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2,7).

Тело человека принадлежит животному миру. Человек вынужден заботиться о пище, одежде, жилище. Но возникает опасность излишней заботы о насущных нуждах. Пища не только утоляет голод – она доставляет удовольствие. Мы любим вкусную пищу, вино, нарядную одежду, удобное жилище, развлечения. Каждый по-разному определяет свои потребности. Если их не ограничить, можно в них утонуть. Можно потратить на них силы, время и способности, предназначенные для духовной жизни. В излишних заботах можно отдать земле то, что принадлежит небу. Поэтому Церковь призывает к воздержанию.

Величие человека не в том, что он принадлежит земле. Святой Григорий из Ниссы пишет: «Думали возвеличить человека, называя его «микрокосм» и не заметили, как наделили его свойствами мышей и лягушек» (свт. Григорий Нисский, «Об устроении человека»). Подлинное величие человека в том, что он несёт в себе образ Божий. Подобно зеркалу, человек может отразить в себе Бога. Священное Писание называет человека «причастником божеского естества» (см. 2 Пет. 1. 4.).

Дождевому червю не нужно небо. У него лишь две функции: питание и размножение. Двумерной плоскости ему вполне достаточно для выполнения жизненной задачи. Но горе человеку, который отрекается от неба, чтобы уподобиться дождевым червям. Чем больше приобретает человек имущества, чем больше врастает в землю, тем меньше становится собственное значение его личности. Жадность порабощает. Возрастает привязанность к земле и утрачивается духовная свобода.

«Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и тление истребляют и воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6, 19-21).

Образ Божий дан человеку как искусному ювелиру даётся алмаз. Пока алмаз не огранён, он не отражает свет. Полированные грани превращают его в бриллиант, сияющий отражённым светом как звезда. Что такое добродетели: любовь и надежда, великодушие и мужество, терпение и целомудрие? – это полированные грани, отражающие небесный свет. Огранить алмаз – значит ограничить, отсечь лишнее. Освобождение всегда означает лишение чего-нибудь. В этом трагизм человеческой свободы и в этом её залог. В этом смысл воздержания, с которого мы начинаем подвиг покаяния. Только тот, кто ограничит себя алмазными гранями воздержания, терпения и целомудрия отразит на земле Божественный свет.

15 февраля 2010 г.

На чтение Великого канона

«Душа моя, душа моя, восстань, что спишь?..» (Кондак Великого канона)

Кто так заботливо будит свою душу?  Может, нераскаянный грешник? Увы! Нераскаянные грешники крепко спят греховным сном. Тревожно будит душу свою кающийся грешник, великий подвижник Божий преподобный Андрей, святитель Критский. Нам ли не будить души свои умилительной его молитвой?

Душа моя, восстань. Что спишь?

Ты спишь, а лютый ад готовит тебе вечную погибель.

Ты спишь, и ангел-хранитель скорбит, не в силах разбудить тебя.

Ты спишь, и Церковь понапрасну расточает то мерный звон поста, то светлый перезвон праздничных колоколов. Он не волнует тебя.    

Душа моя, восстань, что спишь?

Время ли спать, душа моя,  когда над тобою раскрылось небо, и Бог зовет тебя в Своё царство?

Время ли спать, душа моя,  когда под тобою разверзлась адская бездна с духами, отверженными от Бога?

Время ли спать, душа моя, когда небо сражается за тебя с преисподней?

Душа моя, восстань, что спишь?

Ты спишь, душа моя, то сном алчности и зависти, то сном похоти и сладострастия.  Ты спишь, душа моя, то сном честолюбия и самодовольства, то сном уныния и малодушия.

Ты спишь, душа моя, день и ночь. Ты спишь от колыбели и до гроба. Ты спишь, а время покаяния уходит безвозвратно.

Воспряни!

Готово Евангелие Христово, чтобы озарить разумом и смыслом жизнь твою.

Готова Кровь Христова, чтобы омыть греховную скверну твою.

Готова Благодать Святого Духа, чтобы возродить тебя.

Осталось лишь тебе самой пробудиться, душа моя.

«Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог!» (Кондак Великого канона)

В Святом Евангелии Он говорит: наполнилась вечеря возлежащими и ещё осталось место (См. Лк. 14. 22.). Это место для тебя, душа моя. Поспеши, пока не наступила полночь, пока не затворились двери чертога. Пока елей не иссяк в светильнике твоей жизни.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.