Оккультизм:

Оккультизм обладает своим очарованием, им увлекается молодежь, оккультные практики обещают земное блаженство и кажутся привлекательными. Так ли это? Можно ли практиковать магические ритуалы, привороты и заговоры на удачу «без греха и вреда здоровью»? Мы постарались собрать в этой статье сведения о таком опасном явлении, как оккультизм. Что делать, если оккультизмом увлекся близкий человек? Как помочь тому, кто не понимает опасности оккультных практик?

Оккультизм: что это?

Человек всегда увлекался мистическими явлениями и сверхъестественным. Не в силах понять вещи, которые не имели научного или логического объяснения, люди пытались изобретать могущественных «богов», отвечающих за те или иные явление. Некоторые из «богов» были благосклонны к людям и дарили им особые возможности, приоткрывали тайны мира, но действительно ли это были добрые сущности?

Оккультизм — это вера в некие мистические силы, которые способны влиять на жизнь человека и окружающую среду. Общение с этими силами доступно только посвященным людям. Существуют оккультные практики, которые помогают общаться с этими силами. Православная Церковь считает оккультизм опасным явлением, не имеющим никакого отношения к христианству. Не стоит забывать, что духи, к которым обращены оккультные практики имеют не божественную природу.

Окклуьтизм и алхимия

Транс и мистические практики — это именно то, что практикуют различные «магические ордена». Оккультные практики могут быть очень опасными.

Оккультизм строится на идее саморазвития и жизни вне Бога. Ложное представление о том, что с «дерева добра и зла» можно вкусить не только безнаказанно, но даже с некой пользой для себя вредит человеческой душе. Оккультизм неразрывно связан с грехом гордыни и убеждением человека, что он может справиться со всеми трудностями этого мира сам, призывая, например, силы природы. Оккультизм — одна из форм язычества. Оккультизм при этом часто позиционирует себя как «наука».

Виды оккультизма

К видам оккультизма относят:

  • Алхимию: попытки обнаружить тайну бессмертия, обогатиться, превращая камни в золото и.т.д. Слово алхимия относится к арабскому языку. Человечество всегда стремилось к неизведанному, пытаясь понять суть природных явлений. Зачастую это приводило не к научным открытиям, а к появлению мифов, верований, которые якобы помогали понять «суть вещей». Алхимики считают, что принимают непосредственное участие в творении мира, что уже говорит о том, почему не стоит заниматься оккультной наукой. Алхимики стремятся к тому, чтобы получить богатства, счастье и бессмертие. Их интересует именно земное благоденствие, а не возможность попасть на Небо к Богу, обрести бессмертие души. Бессмертие алхимиков интересует лишь в телесном обличье. Философский камень и его поиски — идея алхимиков. Но пока неизвестны «успешные» случаи телесного бессмертия, не говоря уж о том, что эта идея полностью противоречит библейским принципам. Алхимия — это феномен средневековой культуры, в которой естественно-научные открытия продолжали сочетаться с древними мифами и новейшими философскими течениями.оккультизм и алхимия
  • Астрологию: Предание мистического смысла изучению звездного неба. Астрология относится к учению людей, населявших древнюю Месопотамию – междуречье Тигра и Евфрата. Ей увлекались шумеры, аккады, халдеи и вавилоняне. Волхвы, которые принесли дары Иисусу тоже изучали звездное небо. По мнению астрологов в мире существует полярность добра и зла, а все процессы и жизнь человека подчинены космическим законам. Космические божества, которых выделяют астрологи — это явление политеизма и христианство, разумеется, не признает астрологию наукой. Важно не путать астрологию (оккультное течение) и астрономию — науку о звездном небе.
  • Каббала: течение в иудаизме, связанное с мистицизмом. Считается, что в Торе заключено особо божественное откровение, которое доступно только избранным. Каббала сочетает в себе элементы гностицизма и неоплатонизма. Привлекательность каббалы в том, что современные школы этой оккультной практики стали использовать ее для трактования проблем современного человека. Идеями каббалы увлекаются знаменитости.
  • Теософия и теургия: практическая магия. Теософия — это философия оккультизма, его теоретическая часть, а теургия — магические ритуалы. Оккультисты считают, что могут воздействовать на ангелов, духов и богов, призывая их себе на помощь и выпрашивая у них «волшебные силы».

История оккультизма восходит к XVI веку, это понятие ввел философ Аргипп Неттесгеймский, через три века термин «оккультизм» стал употреблять Элфиас Леви, практикующий гадание на картах Таро.

В современном мире существует множество оккультных практик. Самые известные из них:

  1. Ведовство
  2. Волхование
  3. Ворожба

Одним из самых известных оккультистов был граф Калиостро, который по слухам мог исцелять даже самые тяжкие недуги и Сент-Жермен, утверждавший, что изобрел элексир вечной жизни. Многие известные люди, к сожалению, тоже поддались ложному очарованию оккультных «наук».

Многие оккультные сообщества становились со временем агрессивными. Так немецкое «общество Туле», взявшее свое название от мифической Гипербореи, объединило членов национал-социалистической партии Германии. Идея об арийской расе, ставшая виной многочисленных жертв нацизма, возникла из-за мифа о том, что некогда территорию Германии населяли особые люди, которые были выше других народов, высокие и светловолосые они выгодно отличались красотой и интеллектом. Знаком общества Туле была свастика, ставшая печальным символом жестоких убийств и попыток истребить целые народы.

оккультизм: влияние на людей

Читайте также — Оккультизм проникает в церковную среду, или для чего православному священнику уподобляться экстрасенсу?

Оккультизм и православие

Православие осуждает любые языческие направления и оккультные науки, как ложные учения, не имеющие отношения к христианству. Многие оккультисты используют православную церковную атрибутику в своих ритуалах. Мы часто можем увидеть «заговоры с молитвой», иконы у «колдунов» и «шаманов», утверждающих, что их практика и дар имеют божественную природу.

Церковь призывает с осторожностью относиться к таким утверждениям, потому что «игры» с миром духов в лучшем случае могут оказаться мошенничеством, в худшем угрожают жизни и здоровью человека. Русская Православная Церковь не практикует заговоры, магию и гадание на картах. Оккультизм не имеет отношения к Божественному Откровению, и члены Церкви не должны заниматься никакими оккультными практиками.

Священное Писание отзывается об оккультизме совершенно однозначно. Брать на себя «функции Бога» категорически запрещено, человек просто не справиться с управлением «тонким миром» и, хотя, Бог создал человека «Себе подобным», человек не является Творцом.

Оккультизм - что это?

Об оккультизме в Священном Писании и Предании

«Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10-13).

«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: Пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им, — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего, ибо чрез сие искушает вас Господь Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа Бога вашего от всего сердца вашего … А пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа Бога вашего» (Втор. 13, 1-5).

«Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19, 31).

«Если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 20, 6; 20, 27).

«И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство». (1 Цар. 15, 22-23).

«Дела плоти известны; они суть … идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть… ереси» (Гал. 5, 19–20).

«А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли пред всеми» (Деян. 19, 19).

«Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час». (Деян. 16, 16-18).

Читайте также — Оккультизм в православии

Из жития святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова:

«Был в стране той один волхв по имени Кинопс, живший в пустыне и много лет знавшийся с нечистыми духами. По причине производимых им привидений все жители острова считали его за бога. Жрецы же Аполлоновы, вознегодовавшие на Иоанна за разорение капища Аполлона и за то, что он всех людей сделал последователями Иисуса Христа, пришли к Кинопсу и жаловались ему на апостола Христова, умоляя отомстить за бесчестие их богов. Кинопс, однако, не захотел идти в город сам, так как много лет жил в том месте безвыходно. Но граждане еще чаще стали ходить к нему с той же просьбой. Тогда он обещал послать в дом Миронов духа лукавого, взять душу Иоаннову и предать ее вечному суду. Утром он послал к Иоанну одного из князей над злыми духами, повелевая принести к себе душу его. Придя в дом Миронов, бес стал на том месте, где был Иоанн. Иоанн же, увидев беса, сказал ему:

— Именем Христовым повелеваю тебе не сходить с этого места до тех пор, пока ты не скажешь мне, для какой цели ты пришел сюда ко мне.
Будучи связан словом Иоанновым, бес стал неподвижно и сказал Иоанну:
— Жрецы Аполлона пришли к Кинопсу и умоляли его, чтобы он шел в город и навел на тебя смерть, но он не захотел, говоря: «много лет я живу на этом месте, не выходя; стану ли утруждать себя теперь из-за человека худого и ничтожного? Идите путем своим, утром же я пошлю своего духа, и возьмет он душу его и принесет ко мне, а я предам ее вечному суду.

И сказал Иоанн бесу:

— Посылал ли он тебя когда-либо взять душу человеческую и принести ему?
Бес отвечал:
— Вся сила сатанинская в нем, и он имеет соглашение с нашими князьями, а мы с ним — и Кинопс слушает нас, и мы его.
Тогда Иоанн сказал:
— Я, апостол Иисуса Христа, повелеваю тебе, злой дух, не входить в жилища человеческие и не возвращаться к Кинопсу, но уйти с этого острова и мучиться.
И тотчас бес удалился с острова. Кинопс же, видя, что дух не возвратился, послал другого; но и тот также пострадал. И еще двоих из князей темных послал он: одному велел войти к Иоанну, а другому стоять снаружи, чтобы принести ему ответ. Вошедший к Иоанну бес пострадал так же, как и приходивший ранее; другой же бес, стоявший снаружи, видев беду своего друга, убежал к Кинопсу и рассказал о случившемся. И исполнился Кинопс ярости и, взяв все множество бесовское, пришел в город.
… Вскоре, однако, услыхали, что Иоанн учит на месте, где побивали камнями преступников. Кинопс призвал беса, при помощи которого чародействовал, и, придя на то место, сказал Иоанну:
— Я замышляю сделать тебе еще большее посрамление и стыд, для чего и оставил тебя в живых; приди на морской песчаный берег — там ты увидишь славу мою и устыдишься.
Сопровождали же его три беса, которых народ считал за людей, воскрешенных Кинопсом из мертвых. Сильно всплеснув руками своими, погрузился Кинопс в море и стал для всех невидим.
— Велик ты, Кинопс, — возопил народ, — и нет иного, больше тебя!
Иоанн же повелел бесам, которые стояли в образе человеческом, не отходить от него. И помолился он Господу, чтобы не был Кинопс живым и стало так; ибо море внезапно возмутилось и закипело волнами, и Кинопс уже не вышел из моря, но остался в глубине морской, как древний окаянный фараон. А бесам тем, которых народ считал за людей, воскресших из мертвых, Иоанн сказал:

— Во имя Иисуса Христа распятого и в третий день воскресшего, уйдите с этого острова. И они тотчас исчезли.
Народ же сидел на песке, дожидаясь Кинопса три дня и три ночи; от голода, жажды и жара солнечного многие из них изнемогли и лежали безгласными, а трое из их детей умерло. Смилостившись над народом, Иоанн помолился о спасении его, и много побеседовав с ним о вере, воскресил их детей, исцелил больных, — и все они единодушно обратились к Господу, крестились и разошлись по домам своим, славя Христа».

Влияние оккультизма на духовный мир

Оккультизм напрямую связан с первородным грехом и тянет за собой другие грехи. Это и идолопоклонничество, и гордыня, иногда оккультные практики связаны с жертвоприношениями. Оккультисты опираются на желание человека, пораженного грехом, стать равным Богу, служить самому себе. Оккультизм — это отказ от Неба в пользу сомнительных земных благ. Экстрасенсорика, гадание, общение с духами могут повлиять не только на нравственное воспитание, но и на психику человека.

Иоанн Златоуст говорил о стремлении человека обойтись без помощи Бога:

«Как же скажешь ты, сбывается многое из того, что предсказывают? Так ты сам лишил себя помощи Божией, пренебрег ею и поставил себя вне Промысла Божия, то диавол, как хочет, управляет и располагает твоими делами».

Христианская духовная жизнь строится на стремлению человека к Богу, любви к нему. Оккультизм отвергает Бога и убеждает человека, что без Него можно обойтись, в то время, как это — единственный Источник Жизни и Спасения.

Главное, что можно сделать для человека, который увлекся оккультизмом — молиться о его вразумлении и просвещении. Люди часто бездумно увлекаются экстрасенсорикой или модными восточными культами, открывая дверь в духовный мир, но для грешного человека этим миром часто становится мир падших духов, которые заманивают человека, обещая ему сверхъестественные способности и возможности. Именно так когда-то свершился первородный грех. Человеческая душа страдает от таких практик. Человек болеет духовно, иногда это отражается и на его физическом состоянии. Оккультизм опасен и увлекаться им не стоит даже, если идеи оккультизма кажутся вам привлекательными. Именно на это и рассчитывает враг рода человеческого.

Может ли православный практиковать оккультизм?

В православной Церкви свершаются чудеса по молитвам, но их совершает не человек, а Господь в ответ на человеческую просьбу, искреннее желание совершить добро и искреннее покаяние. Пытаться своими силами изобрести бессмертие или исцелить тяжелобольного человека — нельзя. Это не принесет пользу ни тому, кто должен исцелиться, ни тому, кто исцеляет.

Православная Церковь с осторожностью относится к отчитке и процессу изгнания злых духов, но обратиться к духовнику, если человек после оккультных практик видит галлюцинации или слышит голоса все-таки стоит. В таком случае, обязательно надо показаться психиатру, оккультными идеями часто увлекаются люди с эмоциональной нестабильностью и слабой психикой, надеясь найти защиту. Предостерегайте своих близких от занятий оккультизмом.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.