17 мая, понедельник, 13.00, и в Москве, кажется, наконец-то наступило лето. Солнце шпарит вовсю. На тротуаре в Хохловском переулке, у Церкви Живоначальной Троицы в Хохлах, – толпа народа и телекамеры. У людей в руках телефоны, на которые они снимают происходящее. А происходит открытие выставки выдающегося российского фотографа Юрий Михайловича Роста, снимки развешаны прямо здесь, на церковной ограде.
Сам Рост, похожий на Алена Делона, находится тут же, в темных очках и соломенной шляпе «борсалино», которую он — как сам признается — надевает только по особо торжественным случаям, «чтобы не истрепать».
— Выставка на заборе — это очень важно, потому что забор хороший и храм хороший. И батюшка хороший. И фотографии хорошие. И все сошлось, — говорит Рост со своим фирменным невозмутимым видом.
Батюшка стоит рядом и кажется совершенно счастливым. Выставка на ограде церкви — такое случается нечасто. И конечно, это символическое событие.
— Очень важно сделать храм открытым пространством для человека, — говорит протоиерей Алексий Уминский. — Мы живем в такое время, когда все становится закрытым, компактным, только для своих. И если церковь снова станет «только для своих» и забудет про тех, кто проходит мимо храма, это будет для нас очень большая потеря. Мы открываем не только двери, но и окна нашего храма — вот такие окна Роста — это для того, чтобы люди видели мир через храм.
Мы хотим, чтобы мир и Церковь соприкоснулись в этой выставке, где так много нашей истории, любви и тепла.
Сопровождаемый камерами и микрофонами, Юрий Рост проводит экскурсию по собственной выставке, говоря о каждой работе несколько слов. Но главное сказано в его сопроводительных текстах-новеллах, которые висят рядом с каждым снимком и не менее важны, чем фоторяд. Рост не только художник, но и писатель.
Конечно, почти все эти фотографии мы знаем, они составляют часть нашей визуальной культуры — так же, как иногда знаем стихи, не помня, кто автор. Вот знаменитый портрет трех свинарок. В этих женщинах, в том, как они держат на руках поросят (как детей, конечно, они их держат) — вся история нашей страны и ее народа, трудившегося целую жизнь на износ. История нежности, одиночества и счастья.
А та фотография, «Хлеборобы войны», где четыре женщины с мальчиком сидят перед одиноким караваем? Деревенские бабы, не знавшие ни семьи, ни детей, потому что с 16 лет поднимали они для страны хлеб — и так прошли лучшие годы, молодость прошла, и вся жизнь. А мальчик на фото — просто для композиции, «поставили среди себя для уюта чужого пацаненка», как пишет Рост.
Конечно, на этих портретах множество великих людей — от Гранина до Улановой — но по-настоящему потрясают снимки «маленького человека», через которого проходит история страны, с ее бедой и счастьем, величием и ее трагедией. Фотографии Роста — всегда про любовь, поэтому церковная ограда и впрямь лучшее место, которое только можно для них вообразить.