24 мая в культурном центре «Покровские ворота» открылась выставка современной христианской живописи «Окна». В пятницу в рамках выставки прошла презентация Музея современного христианского искусства в г. Лесосибирске, основанного настоятелем Крестовоздвиженского собора г. Лесосибирска протоиереем Андреем Юревичем.
Ведущий мероприятия Сергей Чапнин призвал гостей встречи к дискуссии, тема которой, по его словам, звучит несколько парадоксально: «Музей современного христианского искусства: Прошлое, настоящее и будущее». Возможно ли подобное сочетание понятий современного искусства и христианства?
Дух свободы и творчества живёт в Церкви!
В приветственном слове Сергей Чапнин, ответственный редактор Журнала Московской Патриархии, озвучил главные темы круглого стола и призвал посетителей выставки принять активное участие в обсуждении современных форм христианского искусства.
– «В последнее время в СМИ возник миф о том, что Церковь, христиане против современного искусства. Необходимо понимать, что церковь не против искусства в принципе. Но церковь против греха, против пошлости, кощунства, циничной шутки. И если некоторые идеологи современного искусства считают это главным его содержанием, то мы с этим не согласны.
Мы не отдадим это понятие современного искусства тем силам, которые отказываются от христианского содержания культуры и искусства. Мне кажется, для Церкви это очень органично. Церковь всегда современна и актуальна. Христианская культура всегда современна и актуальна, в любое время, в любую эпоху. И современная христианская культура это свидетельство о том, что Церковь не просто жива, это свидетельство о том, что дух свободы и творчества живет в Церкви и раскрывается в том, что делают христиане.
Мы привыкли говорить о литургических формах искусства, но совершенно естественно, что существуют и внелитургические формы, и христиане работают в этих формах. Две недели назад я был в Алма-Ате и участвовал в замечательном вечере, посвящённом новомученникам и исповедникам Азии, Эллады, Понты и Кипра. Как вы знаете, в Казахстан ссылались греки, там есть до сих пор греческая община. Вечер проходил в филармонии, там звучали церковные песнопения, молитвы, жития святых, поучения подвижников благочестия, и мне подумалось, что это своего рода тоже форма внелитургического культурного и молитвенного объединения людей.
Если мы посмотрим на церковное искусство с точки зрения содержания, с точки зрения того, как опыт молитвы церковного человека соединяется с определёнными техниками выражения и воплощается в определённых стилистических формах, то нас ждёт много открытий».
Сергей Чапнин подчеркнул важность наблюдения за тем, какие формы искусства являются актуальными, какие формы приходят, а какие устаревают. Та форма литургического искусства, которая нам кажется привычной и неизменной, в своё время казалась невозможной, светской. Процесс внедрения новых способов литургической жизни Чапнин проиллюстрировал историей из Древнего Патерика:
Когда речь идет о том, как конкретные культурные формы принимаются или не принимаются церковью, я вспоминаю Древний патерик, где рассказывается о том, как к одному пустынножителю в субботу пришли паломники и остались у него. Пустынножитель сказал: «Давайте совершим бдение» и начал читать псалмы. И когда в какой-то момент этой службы паломники запели, он их прервал со словами «в церкви мы не поём, в церкви мы читаем». И комментарий к этому такой, что в IV-V веке истории церкви ещё не было литургических песнопений, а те мелодии, которые были – это были светские песни, которые не вошли ещё в церковную культуру. Прошло ещё двести лет прежде чем в церкви запели. Мы часто забываем о том, что приятие или неприятие каких-то культурных форм в церкви происходило очень медленно.
Я думаю, что в пределах нашей жизни вряд ли будет найдена гармоничная формула соединения новых видов искусства. Компьютерная графика не станет литургическим искусством, но мы можем предполагать, что в храмах могут появиться мониторы. Например, уже сейчас можно заметить, что люди следят за литургией не по книгам, а пользуясь карманными компьютерами.
Какие перемены будут в церкви? Предсказать сложно. Но попытаться проговорить возможные варианты хотя бы на примере изобразительного искусства – это главная задача нашего круглого стола.
Искусство как форма проповеди
История музея Современного христианского искусства насчитывает уже более 10 лет. Первая художественная выставка христианской направленности была организована по инициативе отца Андрея Юревича в 2000 году в Красноярске. Успех, которым она сопровождалась, убедил организаторов продолжать работу в этом направлении. По словам о. Андрея, коммерциализация современного искусства привела к тому, что площадок, на которых можно было бы демонстрировать работы библейского содержания, крайне мало, чем и объяснялся живой отклик зрителей и заинтересованность художников в участии в выставок.
Мы тогда решили: надо продолжать. С тех пор прошло уже пять выставок в формате биеннале, с замечательными названиями и темами: «Вера без дел мертва», «Во свете Твоем узрим свет», «Небо становится ближе», и результаты очень хорошие. Во-первых, создался круг единомышленников – художников, искусствоведов, зрителей, тех кому интересно, тех, кто участвует в обсуждениях, делится информацией о других художниках. Пошла своего рода цепная реакция и у нас образовался клуб творческих мастерских. Родился проект в Красноярском художественном институте, возник проект курсовых работ на библейские темы. Я консультировал студентов и в плане творческом и в духовном, некоторые работы остались в коллекции нашего музея.
Во-вторых, — и это самое главное — в искусстве есть огромный потенциал для проповеди. Кто-то из священников занимается рок-концертами, кто-то разъезжает на байках, кто-то окормляет клубы рукопашного боя. А мне интересно искусство, и я занимаюсь тем, что мне нравится. Тема миссионерства, проповеди в искусстве крайне важна.
С видеообращением к участникам презентации выступила директор краевого художественного музея им. Сурикова Марина Москалева.
Конечно же, сегодняшнему мероприятию, посвященному современному христианскому искусству, предшествовала достаточно длинная история. Более 10 лет назад здесь, на сибирской земле, по инициативе прот. Андрея Юревича было создано некое сообщество, содружество художников, искусствоведов, священников, которым была интересна эта проблематика – как через краску, цвет, форму, пятно, линию, мазок передать вечные проблемы.
Всего было организовано пять выставок, у каждой было свое лицо и свое название. Высокая активность участников говорит о том, что тема востребована, тема необходима – как художникам, так и зрителям. И самый значимый результат этих выставок – это коллекция современного христианского искусства в Лесосибирске. Круг представленных работ весьма широк, и объединяет их актуальность поднятых проблем и высокое качество исполнения.
Затем зрители посмотрели репродукции картин коллекции сибирского музея в сопровождении лекции о. Андрея.
«Бегство Лота» — одно из центральных полотен коллекции. Лот с дочерьми уходит из горящего Содома. На переднем плане изображена жена Лота, которая оборачивается назад и становится соляным столпом. На ней изображен библейский эпизод, когда жена Лота оглянулась на Содом и превратилась в соляной столб. Взгляд ее, обращенный прямо к зрителю картины, говорит о том, что сам зритель пока живет в Содоме и оказывается перед нелегким выбором – оставаться здесь или выбрать путь Лота и двигаться к свету, не оглядываясь, чтобы не разделить печальную судьбу жены Лота.
Главное – это идея
Отец Андрей отметил, что далеко не все картины, принимаются на выставке. Важно не только то, что как выражает художник свои религиозные переживания. За каждой картиной стоит личное отношение к псалмам, молитвам или личностям, с которыми мы знакомы по Евангелию. Если понимание художника не может быть проверено канонами церкви, то даже выдающаяся техника или оригинальное видение не смогут быть показаны зрителю.
Вместе с тем, участники выставки отметили, что многие современные картины, написанные с верой, с молитвой, не являясь по сути каноническими изображениями, органично вписываются в церковную среду.
В завершение дискуссии выступил главный экспонент выставки «Окна», московский художник Сергей Некрасов.
Я хотел бы говорить не как художник, а как один из участников большого христианского проекта. Я много работал с разными галереями, но в какой-то момент все это стало для меня не очень важным, потому что хотелось прежде всего найти духовно близких людей, которые резонировали бы со мной на одной духовной частоте. И несколько лет назад я нашел Музей современного христианского искусства.
Один из таких музеев находится в Ватикане, а один – у нас в России, и это очень радостно. Собрался узкий круг единомышленников, образовалась некая соборность, и это очень важный элемент христианства. Когда основой творчества является не страсть, а любовь, когда главным становится не говорение, а Слово, тогда понимаешь, что важно не количество работ, их актуальность и прочее. Я рад, что наше сотрудничество продолжается, я надеюсь, что музей как крупная соборная программа объединит людей из разных галерей, работающих в самых разных направлениях, включая доакадемические. Ведь главное – это выбрать язык, как средство выражения основной идеи.
Выставка «Окна» открыта в Культурном центре «Покровские ворота» до 28 июня с 11.00 до 22.00 с четверга по субботу и с 14.00 до 22.00 в воскресенье. Вход для всех желающих свободный.
ФОТО ЮЛИИ МАКОВЕЙЧУК
ТЕКСТ ЛИКИ СИДЕЛЕВОЙ