Окружное послание патриарха Фотия

От переводчика. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский в 858–867 и 877–886 гг. — одна из крупнейших фигур в истории Византийской империи. Видный церковный и политический деятель, образованнейший человек, прекрасный знаток классической литературы, он проявил себя как разносторонний ученый, богослов и писатель. Рождение Фотия относят к периоду от 800 до 827 г. (современные ученые склоняются к 810 г.). Семья его отличалась знатностью, благочестием, образованностью и богатством: отец, спафарий (меченосец; придворный офицерский чин) Сергий, приходился племянником знаменитому патриарху Тарасию (784–806), восстановителю иконопочитания на VII Вселенском Соборе (787), а мать, Ирина, была в родстве с августой Феодорой, при которой состоялось окончательное торжество Православия (843). Во время гонений иконоборца императора Феофила (829–842) родители Фотия как ревностные иконопочитатели были подвергнуты анафеме и отправлены в ссылку (ок. 832/33 гг.), где и умерли. После воцарения малолетнего Михаила III и его матери Феодоры Фотий начинает преподавательскую деятельность в Константинополе; среди его учеников были Арефа Патрский и равноапостольный просветитель славян Константин-Кирилл. Вскоре Фотий и его братья удостаиваются высших придворных чинов: Тарасий становится патрикием, Сергий и Константин — протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занимает важную должность протоасикрита (начальника императорской канцелярии). В 845 (или 855) г. Фотий участвует в посольстве к халифу, отправляясь в которое он составляет знаменитое послание брату Тарасию (известное как “Мириовивлион” или “Библиотека”) —  более или менее подробное описание 280 прочитанных им книг.

В 855–856 гг. во главе правительства, оттеснив Феодору, встает ее брат Варда (с апреля 862 г. — кесарь). Выдающийся государственный и военный деятель, покровитель наук и устроитель высшей школы в Магнавре, он не слишком считался с церковными канонами. Столкнувшись с непримиримым противником в лице патриарха Игнатия (847–858), сторонника свергнутой Феодоры, он добился для него обвинения в заговоре и изгнания. На патриарший престол стараниями Варды был возведен Фотий (рукоположен 25 дек. 858 г.). Так недавний ученый и чиновник оказался невольно вовлечен в ожесточенную борьбу церковных партий, истоки которой восходили еще к концу VIII в. Последовала продолжительная борьба с Фотием сторонников свергнутого Игнатия, получивших поддержку папы Николая I (858–867). Наложившись на острые церковно-поли­тические разногласия Константинополя с Римом, эта борьба привела к взаимному отлучению патриарха и папы (схизма, известная на Западе как “Фотианская”: в августе 863 г. Римским собором низложен и отлучен Фотий, в ответ в сентябре 867 г. собор в Константинополе отлучил папу Николая I). Заметим, что удар, нанесенный Фотием папским притязаниям на всевластие, оказался столь ощутимым, что его имя стало на Западе синонимом самого злостного еретика и схизматика; лишь в нашем столетии этот конфессиональный стереотип был преодолен трудами католического историка Ф. Дворника.

В результате интриг любимца Михаила III паракимомена (спальника) Василия Македонянина кесарь Варда был убит (21 апреля 866 г.), а Василий вскоре был коронован беззаботным Михаилом (26 мая 866 г.). В следующем году сам Михаил стал жертвой своего соправителя (23 сент. 867 г.). Ставший автократором Василий I (867–886) в угоду папе и многочисленным сторонникам Игнатия сразу же возвратил его в Константинополь и вскоре восстановил на патриаршем престоле, Фотий же (по сообщению некоторых хроник выступивший с обличением узурпатора) был низложен, сослан и отлучен (23 ноября 867 г.). На Константинопольском соборе 869–870 гг., признаваемом на Западе VIII Вселенским, Фотий был анафематствован, а все поставленные им клирики низложены. Однако уже к 873 г. отношения между Игнатием и Римом обострились из-за болгарского вопроса, Фотий же был призван императором ко двору для обучения царских сыновей (ок. 875 г.). Когда в октябре 877 г. умер святитель Игнатий, примирившийся к тому времени с ним Фотий вновь стал патриархом; в 879 г. он был признан Римом и утвержден в сане Константинопольским собором 879–880 гг. Но сразу после смерти Василия I Фотий по настоянию нового императора Льва VI (886–912), с которым он был не в ладах при жизни Василия, был вынужден отречься от престола, и патриархом стал 18-летний брат Льва, воспитанник и синкелл (клирик, представляющий патриарха при дворе) Фотия Стефан (886–893). Умер Фотий в опале между 893 и 897 г., похоронен в монастыре святого Иеремии. Вскоре могила его прославилась чудесами, и он был причислен к лику святых Православной Церкви (память 6 февраля).

Несколько произведений патриарха Фотия служат ценнейшим материалом для русской истории. Открытые владыкой Порфирием Успенским в 1858 г. две гомилии Фотия, посвященные нападению руси на Константинополь, представляют собой уникальные по ценности свидетельства очевидца (Fwt…ou `Omil…ai / ”Ekdosij keimљnou, e„sagwgѕ ka€ scТlia ШpХ B. LaoЪrda. Qessalon…kh, 1959. — S.29–52; Две беседы Фотия / Пер. Е. Ловягина // Христианское Чтение. 1882. ¹ 9–10. — С. 430 сл.; The Homilies of Photius, Patriarch of Constantinople / English Transl., Introd. and Commentary by C. Mango. Cambridge (Mass.), 1958. — P. 74–110). Это первое датируемое упоминание “народа рос” (русь) в греческих источниках. Другим произведением Фотия, упоминающим о руси, является “Окружное послание” восточным патриархам (ОП). Послание посвящено в основном вопросу о догматических расхождениях в вероучении Римской и Православной Церкви и является важнейшим церковно-политическим памятником.

ОП сохранилось в собрании писем Фотия. Основные манускрипты:

A — Barocc. gr. 217 (ок. 875 г.); Q — Paris. gr. 1228 (XI в.); P — Marc. App. gr. III 2 (XII в.); Q — Londiensis, Brit. Lib. Addit. 28822 (XIII в.); R — Bonon. Univ. 2412 (XIII в.); S — Valli­cellianus B 53 (XIII в.); D — Paris. gr. 1335 (XIV в.);

Кодексы А, Q, R близки друг другу; среди прочих P ближе к Q, чем к S и D.

Издавалось ОП вместе с письмами Фотия. Последнее критическое издание Лаурдаса и Вестеринка (Photii Patriarchae Constantinopolitani Epistulae et Amphilochia / Ed. B. Laourdas et L. G. Westerink. Vol. I–III (Epp.), IV–VI (Amphil.). Lpz., 1983–85; далее — Phot. Ep. (Тeubner)), по которому выполнен настоящий перевод (Vol I. — S. 40–53). Выдержки в русском переводе имеются в многочисленных старых работах, посвященных полемике с Римом (напр., ЧОИДР (список сокращений см. в конце статьи). 1858. № 3; Духовная беседа. 1859. № 19–20; Христианское Чтение. 1873. № 3; Странник. 1891. № 5; 1895. № 1); пересказ большей части ОП (по изд.: Photiou Epistolae / Ed. J. N. Valettas. L., 1864) приведен у Ф. И. Успенского (Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. II. М., 1997 (далее — Успенский. История. Т. II). — С. 76–80).

П. Кузенков

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.