Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении закон о защите религиозных чувств верующих. О промежуточных результатах работы над законом рассказывает ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей Олег Ефимов:
Мы помним, что обсуждения проекта закона в прошлом году уже были с представителями традиционных религиозных общин, с Общественной палатой, с представителями власти, было мнение президента, который внес туда свои поправки, поэтому первое чтение стало одновременно и промежуточным итогом довольно старого начинания, дальнейшее рассмотрение закона продолжается.
Чувства верующих понятны не всем
Почему так много об этом говорят? Ведь людям православным, да и вообще людям верующим, представителям других религий это понятно, как то, солнце светит. Есть чувства верующих, есть их ценности, они понимают, что есть действия оскорбляющие чувства, которые приносят боль.
Конечно, хочется в рамках закона совершать какие-то защитные действия. Но ведь иногда чувства верующих подогревают до того, что они вытекают в противоправные действия. Нет ничего страшнее, когда возникают религиозно окрашенные волнения, протесты, которые могут переходить в локальные гражданские войны. Это страшно, и это та тема, которую надо затрагивать чрезвычайно осторожно. Именно из этих соображений, прежде всего, принят этот закон.
Конечно, верующие с благодарностью и надеждой его ждали, и просили, и требовали, потому что для нас, разумеется, такие чувства существуют. Есть процент наших сограждан, которым непонятно словосочетание «чувства верующих» — видимо, надо формировать общественное мнение, воспитывать его.
С этой проблемой связана и другая не менее серьезная проблема – религиозная безграмотность. Не было бы противоречивых и эмоциональных разговоров, если бы была подготовлена соответствующая почва, если бы общество было религиозно грамотным. Как раньше в России достаточно большое число людей не умело читать и писать, так сегодня, казалось бы в век нанотехнологий, мы можем свидетельствовать о полной религиозной безграмотности у достаточно образованных людей. А мы опять ломаем копья по поводу включения в учебный процесс основ религиозной культуры – а это связано с данным законом и с предупреждением противоправных действий в этой сфере.
5 лет заключения – сурово или справедливо?
Сегодня идет довольно серьезное освещение этого закона. Незнание закона не освобождает от ответственности, но сегодня мы уже не можем сказать, что многие люди не знали и не слышали о нем. Поэтому мы имеем право говорить о том, что большинство населения в курсе что будет, если нарушить этот закон.
Максимальные меры наказания предусмотрены для тех, кто злостно закон нарушает – чтобы они или убоялись, или, если они идут на преступление – причем сознательно, мнят себя героями, носителями ценностей, ради которых они готовы пойти и в тюрьму, и на костер – они должны знать, что понесут наказание. Они должны будут отдать годы своей жизни, чтобы отбыть заключение, их поступок не будет расценен как художественное произведение или мелкое хулиганство.
Что настораживает атеистов
Я в своей жизни настоящих атеистов не встречал. Чаще всего, если человек заявляет о том, что он атеист – это необразованный и глупый человек. Образование сегодня напрямую связано с верой в Бога. Ученые самого высокого звания говорят о том, что доходили в своей профессии до такого уровня, когда было ясно, что знания и наука – бессильны. Начинается что-то, что не поддается объяснению, что можно назвать Творцом, высшей силой, Богом. Эти люди могут быть нецерковными, но они не атеисты.
На мой взгляд, это некая агония. Все мы знаем, что атеизм одно время был идеологией, потом были ее остаточные явления в обществе. И сегодня, когда мнение большинства совпадает с моим высказыванием о том, что атеизм – это безграмотность и глупость, такие высказывания являются агонией архаичного прошлого.
Как раньше поклонялись язычники идолам, и казалось, что это незыблемо. А сейчас мы идолами любуемся в Пушкинском музее как произведениями искусства, но мы же им не поклоняемся. Так и время атеизма как идеологического явления безвозвратно ушло. Хотя горячий атеист иногда ближе к Господу, чем теплохладный верующий…
Право на свободу совести и борьба с сектами
Свободу выбора человека не нарушает, прежде всего, Господь Бог. Человек вправе выбирать вероисповедание, которое соответствует его душе. Однако все лидеры традиционных религий, коих в России как известно четыре (православные, мусульмане, иудеи и буддисты) не раз предостерегали об опасности попадания в религиозные секты. Нам понятно, например, что есть некая техника безопасности, когда мы попадаем на стройку, нам понятно, что надо надеть каску, надо опасаться при работе с вредоносными химикатами. Так же и нахождение, жизнь в традиционной религиозной общине обеспечивает духовную безопасность человеку.
Традиционные религии выверены тысячелетней историей, мы видим, что это благо, что они укоренены, с ними связана культура народа, его язык, обычаи. А есть нечто наносное, которому немного лет, и часто с этим связаны полукриминальные скандалы – это секты, всяческие псевдопещерники, предсказатели конца света, и т.д.
Есть определенные органы, которые при регистрации организаций, проводят проверку при министерстве юстиции. Поэтому если человек выбирает нетрадиционную религиозную организацию, никто не сможет этому препятствовать, но долг родителей, священства и наш долг — предупредить его, что это может быть опасным. А выбор всегда за человеком. Но закон должны соблюдать все!
Беседовала Ирина Якушева