Олег Покровский: Краудфандинг приносит СМИ 20 копеек в месяц с человека
Если кто-то в интернете за что-то платит – в онлайн-магазине или на большом портале, или совершает пожертвования – с большой вероятностью это проходит через нас. У нас накапливается значительная статистика, и мы, не раскрывая тайн своих клиентов, попробовать сделать какие-то выводы о том, как происходит сбор средств в электронных средствах массовой информации. Итак, краудфандинг: мифы и реальность.
Миф первый: краудфандинг – это полезная штука, и с его помощью можно решить проблемы православного СМИ или любого другого СМИ. Я вам дам некоторые цифры, а вы сами сделаете вывод, так это или нет.
Если сумму ежемесячных пожертвований, собранных сайтом через интернет, разделить на ежемесячную аудиторию этого сайта, то получается, что один человек в среднем приносит 20 копеек в месяц. В европейской валюте — три человека приносят СМИ один евроцент в месяц. Примерно такая статистика. Как выжить при этом?
Мы понимаем, что потенциально наше слово доходит до миллионов, но мы так же понимаем, что когда я сделал веб-сайт, это равносильно тому, что я написал что-то дома у себя на стене. Миллионы обо мне никак не узнают. Чтобы был краудфандинг, сначала должен появиться крауд (толпа — Ред). Этого крауда нет. Нет крауда – нет фандинга (финансирования — Ред.). Круг замкнулся. Здесь проблема курицы и яйца, я не знаю, с чего начать: нет трафика – нет денег, нет денег – нет посетителей, всё – ничего не получается.
Миф второй: краудфандинг совершенно бесполезен, и не нужно им заниматься и тратить на него время. Это тоже миф, и он тоже не работает. Нужно, обязательно нужно заниматься краудфандингом. Но как?
В первую очередь, надо понимать, что благодаря информационной напряженности вы завладели вниманием человека на очень короткое время. Вот он прочел сообщение о помощи, и дальше, как говорят физики, напряженность поля начала очень быстро спадать. Он очень быстро должен принять решение: “я готов заплатить, пожертвовать сто рублей”. Нужно дать ему в этот момент очень быстрый и удобный инструмент.
В России банковские реквизиты для перевода – это несколько строк. И пока я сел за компьютер и начал набивать эти строки, меня с кухни позвала жена, дернули дети, и я подумал: «Всё, я ушел, меня нет. Я ни за что не заплачу». 95% людей в этой точке потерялись.
Владимир Романович Легойда, главный редактор журнала «Фома», в свое время дал добро на эксперимент: в журнале «Фома» в том разделе, где публикуются объявления о помощи, мы в конце объявления вместе с обычными реквизитами стали публиковать QR-код, который можно телефоном сфотографировать, в нем зашиты все реквизиты платежа. Одну кнопку нажал – денежка ушла. Меня не успели отвлечь, я успел совершить этот платеж, я не потерялся. Это очень важно. Надо дать человеку инструмент.
Но надо еще и понимать, что этот спонтанный платеж не может быть большим. Сумма в наших реалиях – 100, 200, 300 рублей. Потому что эти деньги не запланированы, человек совершил эмоциональную покупку. Этого человека надо дальше не потерять и перевести его в человека, который созреет до того, чтобы ежемесячно поддерживать свое любимое СМИ. До того, чтобы спокойно вечером дома сесть, обсудить с женой и сказать: давайте мы будем в месяц переводить уже не 300 рублей, а, допустим, 2000. Но это уже будет осознанное действие. И для этого осознанного действия надо тоже дать инструмент — периодическое списание с кредитной карты или еще что-то.
Технологи в нашем лице давно всё это уже придумали. Но, допустим, сайт «Правмир» активным образом это использует, а сайт Богослов.RU не использует, им не нужно краудфандинга. Каждый подходит по-своему к этому вопросу.
Как совместить эти два противоречия? Нужен всё-таки краудфандинг или не нужен? Мне кажется, здесь уместная простая аналогия. Самолет использует 100% мощности своего двигателя для того, чтобы набрать скорость и высоту. СМИ, когда нет никакого краудфандинга, использует 100% денег инвесторов, спонсоров, жертвователей. Но на крейсерском режиме, на режиме полета самолет использует только 60% тяги своего двигателя. Когда сайт уже набрал какую-то аудиторию, нужно включать краудфандинг, нужно отходить от стопроцентного использования средств, так сказать, “бизнес-ангелов” и друзей. Потому что они могут встать не с той ноги, у них может что-то случиться с бизнесом, и это очень опасно.
В России во время кризиса мы это увидели: многие сайты потеряли финансирование или значительную его часть, потому что они рассчитывали на двух-трех спонсоров, у которых вдруг что-то с бизнесом случилось. Когда самолет уже летит, можно включать краудфандинг, можно добирать эти оставшиеся 40% — рекламой или прямым обращением к людям. Это отлично действующий рабочий инструмент — на 40%. Заниматься нужно всем. Краудфандинг — не панацея, нужно работать и с отдельными людьми, которые дают большие бюджеты, и формировать попечительский совет, где каждый даст поменьше, но, так сказать, даст еще свой опыт. Собирать и по сто рублей, и по евроценту с трех человек. Этим всем нужно заниматься вместе, попросив Божьего благословения, 24 часа в сутки.