Председатель правительства РФ Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, которые определяли бы отечественный «культурный канон» и которые должен прочитать каждый выпускник школы. Эту идею он высказал в своей статье «Россия: национальный вопрос».
Предложение Путина прокомментировала ПРАВМИРу Олеся Александровна Николаева, поэт, эссеист, прозаик, супруга протоиерея Владимира Вигилянского.
На мой взгляд, это – то, чего ждала наша интеллигенция: возрождение гуманитарного образования на основе русской литературы. Об этом было написано правительству множество обращений и писем — академиками, преподавателями высших учебных заведений, писателями, учителями и просто родителями школьников. Иное дело – как определить этот список? Как это практически осуществить?
Я бы могла сказать, что в эти сто книг обязательно должен войти весь Пушкин вместе со своими дневниками и письмами. Будучи творцом русского литературного языка, он явил нам образ русского мира, который пронизывают лучи Царства Небесного, он сформулировал цель поэзии («цель поэзии не нравоучение, а идеал»), он дал нам образ русского национального характера, он обозначил п у т ь, он со властью художника и мыслителя возгласил, что ни за за что свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории его предков. И его сочинения, и его образы, и его идеи, и его язык по сей день являются живой водой отечественной мысли и словесности, в них заключены наши национальные начала. Ответы на многие вопросы, которые до сих пор насущны для нашего общества, отечества и просто частного человека, он дал нам впрок. Мы можем обратиться к Пушкину и там найти способ, как развязать мучительно затянутые узлы русской жизни.
В максимально полном объеме должен быть представлены произведения Достоевского вместе с дневниками.
Так же, как в музыкальной школе ученикам «ставят голос» или «ставят руку», школьникам надо «поставить мыслительные опоры», заложить основу национальной мысли, национальной идеи. Константин Леонтьев говорил: «Форма — это деспотизм внутренней идеи, не дающей материи разбегаться». Эта внутренняя идея — прочный национальный архетип, который не удалось разрушить даже кровавому антинародному коммунистическому режиму. Именно эти» опоры» и «основы» будут хранить наших детей от пошлой бесформенности и духовной всеядности, они послужат иммунитетом от многих завиральных и пагубных идей, пронизывающих наше общество.
Нечего и говорить, что необходимы также толковые учителя, которые могли бы именно воспитывать и образовывать, то есть питать этим наших детей и формировать в них образ, по которому они созданы . Пушкин и Достоевский — два столпа нашей национальной культуры и отечественной ментальности. Это тот минимум, который российский человек должен знать и усвоить. Потому что именно в их творчестве содержатся наши национальные и культурные начала. Если ребенок проникнется этой системой ценностей, в нем будет заложена очень прочная основа.
Помимо этого, конечно, в школе должна быть представлена вся русская классика — Державин, Гоголь, Лермонтов, Тютчев, Гончаров, Лесков, Тургенев, Толстой (без «Воскресенья»), Фет, Чехов и т.д. И, конечно, 20 век – прежде всего — Солженицын и его «Архипелаг ГУЛАГ».
Все это – драгоценное наследие, которое и составляет наше национальное достояние. Лишь тогда человек может адекватно рассуждать и здраво мыслить, когда в него уже заложен такой фундамент. Он уже будет в состоянии мотивировать свои рассуждения, давать оценку тем или иным явлениям, опираясь на культурный слой, имея в запасе множество литературных и идеологических ассоциаций, будет в состоянии отличить правую руку от левой. Это то, что будет формировать личность.
А личность, имеющая идеалы и убеждения, которые она в состоянии защищать и отстивать, личность, у которой есть возможность делать осознанный выбор, куда более свободна, чем невежда, блуждающий в слепоте своих случайных предпочтений и извне навязанных пристрастий.
Кроме того, я — за то, чтобы дети писали сочинения, учились формулировать свои мысли, находить для этого нужные слова — пусть это будут даже и какие-то наивные вещи, важно, чтобы это были собственные суждения. При этом должен быть серьезно повышен статус преподавателя русского языка и литературы.
Государственная культурная стратегия должна исходить именно из этого, но на этом не завершаться. Национальная кульура — это не этнографический заповедник и не гетто для интеллигенции, выглядящей на фоне рыночной номенклатуры весьма маргинально. Она должна пронизывать все общество. Именно в постановке русской традиционной культуры должны обсуждаться все вопросы нравственной, общественной и государственной жизни.
Читайте также: