В Госдуме РФ продолжается работа над проектом федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Документ призван способствовать комплексной модернизации здравоохранения, предполагает большое количество нововведений. В беседе с главой думского комитета по охране здоровья Ольгой Борзовой мы сосредоточились, главным образом, на тех из них, которые касаются абортов — проблемы, вызывающей обеспокоенность общественности, в том числе верующих.
О том, какие позитивные нововведения в сфере профилактики абортов предусмотрены законопроектом и что нужно предпринять для сокращения их числа, О.Борзова рассказала в интервью корреспонденту «Интерфакс-Религия» Алексею Соседову.
— Ольга Георгиевна, в чем актуальность законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»? Почему он назрел именно сейчас?
— Прежней редакции Федерального закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» исполнилось 18 лет. За это время произошли существенные изменения как в медицинской, так и в социальной сфере. Изменились условия, в которых мы живем. Изменилось и продолжает меняться законодательство. Проводится реформа здравоохранения. И без принятия фундаментального закона, которым является закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», качественное преобразование здравоохранения невозможно.
Ко второму чтению в принимаемом законе существенно расширены основные принципы охраны здоровья граждан, четко разграничена бесплатная и платная медицина, доработан понятийный аппарат, прописано понятие паллиативной медицины и закреплены гарантии ее оказания, обновлена классификация видов медицинской помощи и другое. Кроме того, расширен спектр прав и обязанностей как врачей, так и пациентов, детально регламентированы вопросы подготовки медицинских и фармацевтических работников, повышены квалификационные требования.
— Расскажите подробнее о позитивных нововведениях в сфере профилактики абортов, предусмотренных законопроектом.
— Проектом закона предусмотрено законодательное закрепление ряда мер по профилактике и снижению числа абортов, особенно среди подростков и молодежи, а также содействие формированию у граждан ответственного отношения к своему здоровью и репродуктивному поведению.
Так, статьей 20 Основ закреплена норма об информированном добровольном согласии на любое медицинское вмешательство и отказе от него. Это касается и искусственного прерывания беременности. Законодательно прописано обязательное предоставление пациенту в доступной для него форме полной информации о методах медицинского вмешательства, о связанных с ним рисках, о его последствиях и предполагаемых результатах. Информированное добровольное согласие фиксируется в письменной форме, подписывается в двустороннем порядке гражданином или его законным представителем и медицинским работником. Формы и порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В действующем законодательстве закреплено право женщины на искусственное прерывание беременности в день обращения в клинику на сроке до 12 недель. Законопроектом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» вводится «время тишины»: семидневный срок с момента обращения женщины с беременностью до 11 недель в клинику, в течение которого не проводится искусственное прерывание беременности. В первой редакции законопроекта, прошедшей первое чтение, этот срок был 48 часов, и распространялась норма только на первобеременных. Теперь время «отсрочки» для женщин с беременностью до 11 недель продлено до семи дней. Для женщин с беременностью с 11 недель «время тишины» будет 48 часов.
Эти нормы будут действительны как для первой, так и для последующих беременностей. В течение этого времени с женщинами будут беседовать специалисты-психологи и социальные работники. Для этого в клиниках учреждаются (а в ряде субъектов РФ уже учреждены и открыты) специальные кабинеты медико-психологической и социально-правовой помощи. Необходимость, обязательность этих бесед будет закреплена в нормативно-правовых актах Минздравсоцразвития России. Психологи и соцработники, ставки которых уже сегодня предусмотрены в штатном расписании женских консультаций, должны рассказать женщинам о возможных последствиях и осложнениях после аборта.
Параллельно с этим предлагается давать максимально полную информацию о существующих на федеральном и региональном уровнях социальных программах поддержки материнства и детства. Необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы убедить женщину сохранить беременность.
Еще одной новацией законопроекта, направленной на профилактику и снижение числа абортов, является статья 70 «Лечащий врач», в которой закрепляется норма о возможности отказа лечащего врача от проведения аборта женщине, если беременность непосредственно не угрожает ее жизни и здоровью. Об отказе от проведения аборта должен быть проинформирован руководитель медицинской организации.
Частью 3 статьи 30 законопроекта закреплены меры профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Популяризация здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для этого. Безусловно, эта мера имеет непосредственное отношение к вопросу профилактики абортов.
Также законопроектом предусмотрена норма об установлении уголовной ответственности в случае незаконного проведения искусственного прерывания беременности. Кроме того, не остался без внимания такой аспект проблемы абортов, как искусственное прерывание беременности у совершеннолетней женщины, признанной недееспособной. Согласно положению законопроекта, это возможно по решению суда, принимаемому по заявлению законного представителя недееспособной беременной. Особое внимание было уделено вопросу пренатальной диагностики.
— Депутатами Госдумы предложен ряд поправок к 56-й статье «Об искусственном прерывании беременности». Какие из них были отклонены?
— Мы не включили поправку о классификации абортов. Такого рода поправки носят узкоспециальный характер и будут включены в нормативно-правовые акты Минздравсоцразвития России.
Мы внимательно относимся к тем нормам, которые были предложены в ходе обсуждения законопроекта. Эти нормы будут отражены в сопроводительных документах (инструкциях, приказах и порядках) министерства здравоохранения в рамках реализации законопроекта, а часть получит воплощение путем внесения изменений в уже действующие федеральные законы.
— Каким образом в последнее время развивается абортная статистика? Число абортов сокращается или, напротив, растет?
— Сокращается в результате ранее предпринятых правительством, Минздравсоцразвития и Госдумой комплексных мер. За последний пятилетний период общее число абортов (с учетом абортов, проведенных медикаментозным методом) сократилось на 25% (с 1 407 042 в 2006 году до 1 054 820 в 2010 году).
Сведен к минимуму перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности, исключены девять из 13 позиций (постановление правительства от 11 августа 2003 года №485). В результате число абортов по социальным показаниям в 2010 году составило 392, то есть 0,04% от общего числа абортов. Постановлением правительства РФ будет сокращен перечень социальных показаний: планируется исключить два показания из существующих четырех.
В закон по рекламе планируется ввести норму о запрете на рекламу услуг по искусственному прерыванию беременности в любой форме.
Пересмотрен приказ Минздравсоцразвития, утверждающий перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности, что позволило исключить более 70 заболеваний, которые ранее являлись противопоказанием к сохранению беременности (приказ Минздравсоцразвития от 3 декабря 2007 года №736). В результате число абортов по медицинским показаниям в 2010 году составило 2,7% от общего числа абортов. В настоящее время женщины с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, почек, эндокринной патологией и так далее получили возможность выносить и родить желанного ребенка.
В женских консультациях введены должности социальных работников и психологов (приказ Минздравсоцразвития от 1 июня 2007 года №389). Издано методическое письмо Минздравсоцразвития по доабортному консультированию. Медико-психологическая и социально-правовая помощь женщинам включает мероприятия по предотвращению прерывания беременности, формированию у женщины сознания необходимости вынашивания беременности и дальнейшей поддержки в период беременности, оказанию медико-психологической и социально-правовой помощи женщинам, в том числе несовершеннолетним, формированию устойчивых стереотипов здорового образа жизни.
Сократилось количество абортов у первобеременных, количество подростковых абортов и абортов в возрастной категории девушек от 15 до 19 лет. И в целом, начиная с 2006 года, число родов в России превышает число абортов. Эта динамика позволяет строить положительные прогнозы на будущее. Снижение числа абортов является индикатором, по которому оценивается эффективность работы женской консультации.
— Какие еще меры, помимо тех, что закреплены в законопроекте, предпринимаются для сокращения числа абортов и какие должны предприниматься?
— Еще одной важной мерой, направленной на сокращение числа абортов, является создание во всех регионах центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, где будет предоставляться медицинская и социально-психологическая помощь. Данная инициатива патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет реализовываться в 2011-2012 годах в рамках программ модернизации здравоохранения во всех субъектах Российской Федерации. 8 июля состоялась встреча патриарха Кирилла с министром здравоохранения Татьяной Голиковой. Часть предложений, озвученных в ходе встречи, будет учтена и в федеральном законе, и в нормативно-правовых актах.
Действовать нужно в ключе поддержки материнства, а не декларативного противостояния абортам. Качество и развитие таких областей медицины, как акушерство, гинекология и неонатология, дальнейшее совершенствование системы родовспоможения, разработка научно-технических инноваций в сфере здравоохранения — это и будут лучшие меры профилактики абортов. На них нам нужно сконцентрировать усилия. Также не стоит забывать о просветительской работе в области материнства и детства, здорового образа жизни, о продвижении духовно-нравственных ценностей, ценностей здоровой, полной семьи.
— Искусственное прерывание беременности — вопрос, который очень волнует Церковь. Как вы вырабатываете компромиссную позицию по нему?
— На встрече 8 июля в Марфо-Мариинской обители милосердия патриарх Кирилл и Татьяна Голикова подписали соглашение о сотрудничестве между Русской православной церковью и Минздравсоцразвития. Одним из ключевых направлений сотрудничества стала профилактика абортов. Соглашение дает возможность священнослужителям и иным представителям Церкви участвовать в совместных проектах, в выработке решений на законодательном уровне.
Помимо этого, представители Церкви вошли в рабочую группу, готовящую законопроект ко второму чтению. Вместе мы вырабатываем согласованные решения по вопросам, касающимся охраны интересов семьи и детей. 2 августа я приняла участие в совещании, проведенном Минздравсоцразвития и представителями Русской церкви. Совместно с Татьяной Голиковой и председателем синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном были обсуждены статьи готовящегося ко второму чтению законопроекта и достигнуты положительные договоренности.
— Какие меры социальной политики, на Ваш взгляд, могут способствовать сокращению числа абортов?
— Прежде всего, это законодательное обеспечение ресурсной, в частности, финансовой, поддержки материнства. Это материнский капитал. Это учреждение фонда помощи малообеспеченным матерям. Социальная поддержка, льготы, предоставление жилья молодым семьям, поддержка матерей-одиночек, разведенных женщин с детьми, женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, социальные гарантии. Важны и страховые гарантии (часто женщины боятся, что не смогут обеспечить ребенка при возникновении каких-то форс-мажорных обстоятельств), повышение социального статуса многодетных матерей, инфраструктурные преобразования, развитие сети бесплатных специальных учреждений по дневному уходу за детьми, начиная с младенческого возраста, которое позволит женщинам совмещать воспитание детей с работой. Среди других мер — профильные поправки в трудовое законодательство, позволяющие совмещать карьеру и рождение детей: гибкий график, расширение возможностей профессионального роста при неполной занятости, доработка декретной политики (возможно, даже поощрительные меры в виде содействия в трудоустройстве молодым матерям). Минимизация административных барьеров при осуществлении различного рода организационных процедур, таких как устройство детей в ясли и детские сады, получение льгот, оформление тех или иных документов.
Главное — это стабилизация общественно-политической ситуации в стране, улучшение социальных условий, повышение качества жизни граждан, а также снижение криминогенности в обществе. Зачастую женщины боятся рожать детей в наш неспокойный мир.
— Как лично Вы относитесь к проблеме абортов?
— Как врач, как человек, как женщина я против абортов. Это моя гражданская позиция. Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Это право закреплено в Концепции по реализации права на репродуктивный выбор, охрану репродуктивного здоровья, определенной документами в области прав человека и документами Всемирной организации здравоохранения.
К сожалению, как показывает практика 30-50 годов прошлого века, запрет абортов не сокращает их числа. Если женщина решилась на аборт, то отсутствие специализированных заведений и законного права ее не остановит. Невозможность прерывания беременности легальным путем ведет лишь к росту частных подпольных услуг, оказываемых в совершенно неподходящих условиях, без соблюдения санитарных и ряда других мер, что в свою очередь провоцирует рост женской смертности. Поэтому наша задача, синхронно проводя работу по профилактике абортов и сокращению их числа, максимально снизить риск для здоровья тех женщин, которые все же решились на аборт. Потому что главное — интересы человека, его здоровье и качество жизни.
— В законе говорится о суррогатном материнстве. Насколько целесообразно было законодательно закреплять применение этой технологии?
— Вспомогательные репродуктивные технологии — это способ борьбы с бесплодием. Зачастую он является для семейной пары единственной возможностью иметь собственных детей. В действующем федеральном законодательстве суррогатное материнство закреплено в статьях 51 и 52 Семейного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем правоотношения в сфере вспомогательных репродуктивных технологий как медицинского метода не урегулированы на законодательном уровне.
Согласно новой норме законопроекта «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к применению этих методов лечения бесплодия. Внесение соответствующей статьи в этот законопроект создаст законодательную основу для четкого государственного контроля в сфере здравоохранения за применением суррогатного материнства. Законодательное и нормативно-правовое регулирование этого вопроса определит порядок и условия применения метода, научно обоснованные показания и противопоказания, а также круг лиц, допущенных к его применению, и другое.
Рабочая группа, занимающаяся подготовкой законопроекта ко второму чтению, продолжит работать над уточнением норм соответствующей статьи. Кроме того, часть норм по применению технологии суррогатного материнства получит воплощение в нормативно-правовых актах и сопроводительных документах Минздравсоцразвития. В вопросах репродуктивного здоровья мы активно сотрудничаем с департаментом развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития, а также с учеными и с общественными организациями.
— Вопрос детского посмертного донорства вызвал в обществе разные отзывы…
— Посмертное донорство в российской медицине — это очень непростой, болезненный вопрос. Для некоторых детей пересадка органов — это единственный шанс выжить. Детей с больной печенью и почками выручают доноры-родственники. А сердце детям пересадить невозможно. Для этого в нашей стране нет законодательных условий. Если у ребенка заболевание сердца, угрожающее жизни, то он обречен.
Введение нормы о детском донорстве позволяет спасти жизнь десяткам детей. Процедура трансплантации осуществляется на бесплатной основе, а значит, доступна для всех социальных категорий граждан. В новой норме законопроекта прописано, что изъятие органов и тканей у умершего ребенка допускается только с добровольного информированного согласия одного из родителей.
Мы должны совместно с медицинским сообществом, общественными организациями, защищающими интересы семьи, и Церковью формировать в обществе устойчивую позицию по этому вопросу.
— Принятие законопроекта отложено на осень. С чем это связано?
— По мнению Минфина и Минэкономразвития, ряд внесенных после первого чтения поправок требует изучения их финансовой емкости. Правительству необходимо доработать нормативно-правовые акты. В связи с этим рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено на сентябрь текущего года. А сейчас проводится доработка законопроекта.
Источник: Интерфакс