На Первом канале сегодня будет показана передача «Пусть говорят», посвященная Боголюбскому конфликту. В съемках программы приняли участие эксперты, политики, юристы, бывшие воспитанники монастырского приюта, насельницы и прихожане Боголюбского монастыря. Жаркая дискуссия, продолжавшаяся значительно дольше отведенного времени, оставила немало вопросов. Своими размышлениями с порталом «Православие и мир» поделилась Ольга Гуманова, обозреватель рубрики «Религия» интернет-издания «Правда.Ру»
Сюжет: Боголюбовский конфликт
Мне кажется глубоко неправильным, что все обсуждения проблемы Свято-Боголюбовского монастыря и методов воспитания живших в нем детей сводятся к бесконечному обсуждению бытовых и юридических подробностей. Вставали дети в пять часов утра или в шесть, копали в поле картошку или свеклу, били их воспитатели ремнем с пряжкой или без пряжки, сколько раз в неделю ходили в баню и на сколько человек приходился один унитаз. И в то же время почти никто не задается вопросом, как, собственно, в Свято-Боголюбовском монастыре верят и какую разделяют политическую идеологию.
Мальчики из монастырского приюта занимались военно-полевой подготовкой. Никакого криминала в физических упражнениях, пусть даже военно-спортивных, где учат обращаться с оружием, нет. Но военная подготовка – это всегда в первую очередь идеология. К какой войне готовили детей? В ком их учили видеть врага? Действительно ли им рассказывали, что в России в настоящее время правит оккупационный режим, «иго иудейское», а задача детей как будущих русских воинов, «православных шахидов», свергнуть эту власть и посадить на трон православного царя, Помазанника Божия, которым якобы станет один из них, воспитанник Боголюбского приюта?
Дети рассказывают, что все так и было. Но никаких комментариев по этому поводу от духовника монастыря архимандрита Петра (Кучера) и насельниц обители получить не удалось.
Еще один вопрос – какую в Боголюбовском монастыре исповедают веру. Многие люди, которые ездили в Боголюбово на «покаянных автобусах», то есть на совершение «чина покаяния», осужденного, кстати, покойным Святейшим Патриархом Алексием II, рассказывают, что всю дорогу в автобусе им рассказывали, что спасение души невозможно без покаяния каждого русского человека в грехе цареубийства, то есть в расстреле последнего Российского Государя Николая II и Царской семьи. Паломников также убеждали, что не смогут спастись те, кто примет новые паспорта, ИНН, электронные документы и будет делать прививки. Обязательным для спасения также называли множество бытовых условий, как-то спать непременно в одежде с длинными рукавами, женщинам никогда не носить брюки, не выбрасывать остатки пищи и так далее.
Многие духовные чада отца Петра почитают святыми царя Иоанна Грозного, Иосифа Сталина и объясняют, что старец велел им молиться как святым. Действительно ли все это совершается по благословению архимандрита Петра, опять же, не ясно.
Книга архимандрита Петра (Кучера) «Блюдите, како опасно ходите» была запрещена Издательским Советом Московского Патриархата как «не соответствующая православному учению», но, в то же время, автор запрещенного к распространению в храмах пособия для подготовки к исповеди, без каких-либо комментариев продолжает оставаться духовником тысяч людей и каноническим священником. Не кажется ли это странным?
Иван Семенов: Богомпугалово, или как можно незаметно для себя стать адвокатом диавола
Максим Шевченко: Подоплеки Боголюбского кризиса