Члены Ученого совета Филологического факультета МГУ выступили с резкой критикой государственной политики в области гуманитарного образования в стране. Во вторник 27 ноября они опубликовали заявление «О реформе образования, ее итогах и перспективах», подписанное видными учеными-филологами, сотрудниками факультета.
Поэт, прозаик, филолог, переводчик Ольга Седакова комментирует этот документ:
В целом, я с заявлением совершенно согласна. С его резким тоном тоже. Все, что творится у нас с образованием, высшим и средним, кажется мне ужасным. И я считаю, что необходимо противостоять этим процессам.
Но есть в заявлении моменты, с которыми я не согласна.
Во-первых, в заявлении говорится о том, что одной из целей инноваций является «уничтожение советской составляющей в постсоветского образования». Такая расстановка акцентов показалась мне странной. Ведь то, что было гуманитарного в советском образовании, было не его заслугой, а просто наследием классической, дореволюционной школы. И если уж изменять в постсоветское время советскую систему гуманитарного образования, то, как мне кажется, необходимо было менять ее как раз в сторону гуманитарности.
Гуманитарное знание – философское, историческое, да и филологическое – было искажено в сторону индоктринации. В советской системе образования гуманитарности как раз не хватало, поскольку «идейность» не позволяет развивать чистое гуманитарное знание и мысль. Реальной картины учащийся получить не мог. Изучение «классовой борьбы» на месте истории, борьба «идеализма» с «материализмом» на месте философии, борьба с «буржуазными» теориями в языкознании, «критика действительности» на месте словесности – вот основная тенденция советского гуманитарного образования. Если вопреки этой тенденции сохранялась какая-то профессиональная добросовестность, то только благодаря «досоветским» традициям. Так что если что-то менять, то уж никак не в сторону возвращения к « советскому».
И второе возражение – относительно характеристики ВШЭ как агента этих инноваций. Я не знакома с методологией ВШЭ, и потому не могу присоединиться к этому обвинению.
Но в целом, я совершенно согласна с тем, что всеми возможными для нас средствами необходимо противостоять разрушению России как страны великой культуры, к чему и ведут все новые инициативы, касающиеся образования.
По теме:
- Профессор Дмитрий Ивинский: У власти нет национальных приоритетов для развития системы образования
- Профессор Александр Волков: Лишение возможности обращаться к культуре — самая опасная форма вандализма
- Доцент Анна Архангельская: Средняя температура по вузу
- Ст. преп. Татьяна Краснова: О педагогах невысокого уровня
- Член-корр Российской академии образования Александр Абрамов: Школа стала институтом натаскивания на ЕГЭ
- Публицист Ирина Лукьянова: Школьное образование утратило связь с реальностью
- Филолог, переводчик Марина Журинская: Все модификации школьного образования направлены на оглупление народа