Почти половина россиян, 45%, — считают, что для них как для избирателей политик, исповедующий православие – хорошо. Чаще так говорят православные, принадлежащие к Русской Православной Церкви (62%), граждане, занятые в области науки и образования (57%) и неработающие пенсионеры (54%).
Для 41% респондентов не имеет значения причастность политика к православию. Среди считающих так – несколько чаще встречаются служащие в военных и силовых структурах (60%).
Для 5% от числа опрошенных: политик, являющийся православным – плохо. Чаще так думают предприниматели и руководители (10%), безработные (8%), жители Дальневосточного (13%) и Приволжского ФО (8%).
Таковы результаты опроса службы «Среда». Их комментирует Ольга Васильева доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС:
То, что почти половина опрошенных считают принадлежность политика к православию позитивным моментом, кажется мне совершенно логичным. В целом, у людей существует мнение, что верующий человек по определению должен быть хорошим с нравственной позиции. И они отвечают так исходя не из своей принадлежности к православию, а в поисках справедливости в людях, которых бы хотелось видеть у власти.
То, что предприниматели и руководители чаще говорят, что православный политик – плохо, мне кажется, связанно с какими-то их личными переживаниями, встречами, когда их надежды не оправдались и их чаяния ничем не обернулись.
43% россиян готовы на выборах депутатов поддержать кандидата из числа православного духовенства. Эта цифра кажется мне слегка завышенной и вызывает удивление. Хотя в истории России духовенство и политика — не такие уж несовместимые понятия. Духовенство было представлено во всех четырех Думах в начале 20 века. Так, в состав Первой Думы входило 6 священников, а Второй Думы – уже – 11 священников и два епископа — Чигиринский епископ Платон (Рождественский) и Холмский епископ Евлогий (Георгиевский). В Думах следующих созывов число духовенства еще более увеличилось. Причем принимали они участие в работе разных фракций — от крайне правых до крайне левых, революционно настроенных.
Мне кажется, что респонденты (в том числе пожилые люди) отвечают здесь положительно, вновь исходя из нравственных принципов, а не имея в виду конкретное вероисповедание. Молодые чаще говорят, что не готовы поддержать кандидата из числа православного духовенства на думских выборах, скорее всего потому, что они недостаточно имеют жизненного опыта и просто индифферентны к политической ситуации.
Читайте также:
Нужны ли православные в политике? — опрос службы «Среда»
Екатерина Егорова: Положительно отвечают те, кто хочет идти, не отклоняясь от «линии партии»
Роман Лункин: Словосочетание «православный политик» — своего рода ярлык, а не содержательное понятие