По окончании богослужения к собравшимся обратился Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, который зачитал приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю 20-летия со дня кончины протоиерея Глеба, а также напомнил, что приснопоминаемый пастырь стоял у истоков Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
«Когда отец Глеб начинал свои катехизаторские труды, уже выйдя на церковный амвон, было непростое время – 90-е годы… Нужно было иметь огромное мужество и огромную любовь к людям, чтобы осуществлять свое служение. Вот прошло с того времени немногим более двадцати лет… Иногда, вспоминая те годы, еще раз убеждаюсь в том, что научение вере – это не только научение слову, но и жизни. А жизни может учить только тот человек, который жизнь эту прожил, который знает ее не из книг, а изнутри. Который прошел тяготы и лишения, который претерпел скорби и гонения, который почувствовал Крест Христов на своих плечах и понял, что именно этот Крест является его Спасительным Крестом. Вот тогда человек говорит от сердца, обращается к другим людям, и тогда слово его становится тем словом, которое может воспламенить веру в человеческом сердце. Тем словом, которое другой человек воспринимает не как слово учительства только лишь, но как слово жизни, как послание жизни. Отец Глеб был таким человеком… И сегодня, вспоминая его молитвенно, мы с благодарностью ко Господу должны сказать, что то дело, которое он начал, в Церкви живет и развивается. Его труды и жизнь являются не просто вкладом, а основой тех дел, которые мы сегодня совершаем», – сказал в своем выступлении митрополит Меркурий.
Известный миссионер и преподаватель, руководитель издательства «Христианская жизнь», настоятель храма Всех скорбящих Радость в Клину, протоиерей Борис Балашов с теплотой вспомнил, как в молодости он иподиаконствовал в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля у митрополита Иоанна (Вендланда), куда в гости к Владыке приезжал профессор геологии Глеб Александрович Каледа. В 1972 году Преосвященный митрополит Иоанн рукоположил своего духовного друга во священники, но на открытое пастырское служение тот смог выйти только после празднования 1000-летия Крещения Руси, когда обстановка в стране стала меняться. По словам подмосковного пастыря, у отца Глеба было не только глубокое знание Православия и его духовно-благодатной жизни, но и очень чуткая совесть, которая не терпела никакой фальши. Таким он остался в его памяти навсегда.
У другого выступавшего – протоиерея Константина Кобелева – сохранились воспоминания о том времени, когда он бывал в гостеприимном доме Калед и с вниманием слушал сдержанные рассказы отца Глеба об окормлении осужденных. У молодого человека даже возникло тайное желание побывать в Бутырской тюрьме – только как его осуществить? Сегодня отец Константин является настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме, которую открывал многосторонне одаренный человек священник Глеб Каледа – первый ее настоятель после семидесятилетнего запустения…
Вечер памяти стал не только вечером воспоминаний. В завершающей его части состоялась презентация книги «Небо и земля отца Глеба», выпущенной буквально накануне издательством Зачатьевского монастыря. Об идее новой книги, а также о работе над ней рассказал младший сын приснопамятного пастыря доктор медицинских наук, профессор Василий Каледа.
Читая эту книгу, видишь: действительно, цель, которую ставили перед собой члены семьи приснопамятного отца Глеба, выполнена. Сравнительно небольшой объем, но в этом издании есть главное: яркий и живой образ серьезного ученого и доброго пастыря, любящего мужа и отца, подвижника веры и благочестия. Раскрытию этого образа помогает описание событий, деталей, которые переносят нас в то время, в ту, казалось бы, давнюю, но в то же время совсем недавнюю эпоху, когда, например, эксперт по литолого-палеографическим картам ВНИГНИ (Всесоюзного научно-исследовательского геологического нефтяного института) Глеб Александрович Каледа ездил в командировку в Болгарию, где пользовался почетом как фронтовик. Где ему на улице улыбались прохожие, махали рукой, а болгарские пионеры отдавали салют. Где одна старая женщина его перекрестила: ее родителей спасли от турок русские солдаты, а от немцев – советские воины. Или другой рассказ: как батюшка, ставший духовником Бутырки, впервые появился в этой тюрьме, в камерах которой за долгие годы ее истории сидели многие пастыри. Но отец Глеб первым из священнослужителей после семидесяти лет советской власти пришел сюда не в наручниках, не как арестованный.
Трогает душу воспоминание полковника внутренней службы в отставке Геннадия Николаевича Орешкина, являвшегося в начале 90-х годов прошлого века начальником следственного изолятора № 2. Он описывает, как однажды ему позвонили с КПП и сообщили, мол, пришел священник из Московской епархии. Когда же священник вошел в кабинет к Орешкину, тот увидел небольшого роста худощавого человека. Они разговорились. «Оказывается, он воевал, прошел большой жизненный путь, – говорит Геннадий Николаевич. – Мы как-то быстро поладили…» Через спонсоров, через друзей они стали собирать деньги на храм. Пошли слухи, что в тюрьме строится церковь, приходит священник, и даже смертники захотели принять Крещение…
Выступивший на вечере памяти отца Глеба Каледы ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев сказал, что его дед, священнослужитель, трижды был в узах за веру и умер в тюрьме. Отец Владимир вспомнил, что, сам он, впервые проходя по тюремным коридорам, испытывал страх и с удивлением думал о том, как протоиерей Глеб Каледа смог посещать камеры смертников, как он сумел принять в свое сердце и наставить на путь истинный преступников. Насколько велико оказалось влияние тюремного служения протоиерея Глеба Каледы на отца Владимира Воробьева и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (а отец Глеб стоял у истоков создания тогда еще Православного Свято-Тихоновского богословского института), об этом мы можем судить по тому факту, что при ПСТГУ давно и плодотворно действует Центр духовной поддержки православных общин в заключении. Этот факт нашел отражение и в самой книге.
И, пожалуй, особое место в ней занимает заключительная глава «Россыпи». В своей преамбуле к ней автор, Владимир Смык пишет, что в геологии есть такое понятие, означающее рассыпанные в горных породах крупицы и кристаллы ценных минералов: золота, платины, алмазов, рубинов, сапфиров. И своего рода россыпи – мудрые мысли, высказанные зачастую в блестящей афористической форме, – оставил нам в своем духовном наследии отец Глеб. Вот лишь некоторые из них: «Любовь должна быть горячей, деятельной и благоразумной». – «Трудовое воспитание – это подготовка к делам любви… Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие». И вот еще очень важные слова о воспитании детей: «К неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не к уходу от него надо готовить детей: в них нужно воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранить веру среди неверия, чистоту – среди грязи и греха». И это не просто слова, произнесенные или написанные пастырем-проповедником. Это, как показало время, – наипрочнейший фундамент семейной жизни протоиерея Глеба Каледы.
«Лидия Владимировна родила мужу шестерых детей, – читаем в книге. – Двое из них, Иоанн и Кирилл, потом станут священниками. Мария – игуменией монастыря (настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания – авт.), Александра – женой священника, Василий – доктором медицинских наук, профессором кафедры практического богословия. Самоотверженно будет помогать делу церковного строительства старший сын Сергей, жизнь которого трагически оборвется в 2000 году. Все дети Калед, как мы видим, станут по-настоящему верующими, в меру своих сил работающими на церковной ниве».
Не случайно вечер памяти протоиерея Глеба Каледы прошел в стенах трапезного Сергиевского храма Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря в Москве. Этот монастырский храм был особенно дорог отцу Глебу. Здесь он служил, здесь его отпевали. Многое вспомнил из тех лет его духовный сын историк Игорь Гарькавый. И то, какое тут было ограниченное пространство: центральный придел был закрыт. Но тем не менее горячая молитва, которая поднималась в небо, и послужила основой той молитвы, что возносит сейчас братия монастыря.
Игумен монастыря Петр (Еремеев), поприветствовав собравшихся от лица братии обители, отметил, что насельники монастыря помнят протоиерея Глеба за труды во имя возрождения обители. «Отец Глеб пришел на Петровку, в эту древнюю обитель, на заре церковного возрождения. Глубоко символично, что этот, некогда тайный, священник раскрылся именно здесь как многогранная личность в открытом пастырском служении в то историческое время, когда из жизни ушли последние наследники Петровской монашеской общины – тайные монахини – постриженницы последних отцов Высоко-Петровского монастыря. Отец Глеб словно привил возрожденную петровскую христианскую общину к древу Русской Церкви, выжившей в трудную советскую эпоху в явных и скрытых подвигах ее верных чад»,– сказал в своем слове игумен Петр.
Хочется также обратить внимание на слова председателя Союза православных граждан, главного редактора журнала «Православная беседа» Валентина Лебедева, подчеркнувшего в своем выступлении, что протоиерей Глеб Каледа участвовал во всех церковных инициативах, вел большую работу по катехизации и был одним из организаторов Международных Рождественских чтений, которые, к слову сказать, сегодня удостаиваются внимания Президента России Владимира Путина…