40000 лет группе «Аквариум». Лично для меня — именно столько, то есть, вне времени. От многих людей я слышала фразу, которая и мне не раз приходила на ум: «Такое ощущение, что „Аквариум“ был всегда». Хорошо помню, как после выхода фильма «АССА», моя тогда еще совсем молодая мама дразнила меня маленькую: «Здравствуй, мальчик Бананан», а папа пел про религиозный фикус. Позже и я открыла для себя свой «Аквариум», он начался с песен «Гарсон № 2», «Здравствуй, сестра» и «Горный хрусталь».

Почти сразу же мне пришла в голову мысль исполнить песни Бориса Гребенщикова с симфоническим оркестром и хором, но ни хоров, ни солистов, ни дирижеров у меня среди знакомых тогда не было, идея была просто блажью, из разряда «вот бы научиться летать». Однако десять лет спустя, совершенно случайно, я познакомилась с известным церковным регентом, дирижером, руководителем Московского Синодального хора Алексеем Пузаковым. И на следующий же день, созваниваясь с ним по неким церковным делам, я вдруг выпалила: «Алексей, а давайте Ваш хор исполнит песни Гребенщикова».

Аншлаг

Аншлаг

Воспоследовал ответ: «А давайте!». Я подумала, что известный дирижер шутит и своим скорым ответом дает мне понять, что хор, который он возглавляет, на такое никогда не пойдет, но Алексей был абсолютно серьезен! Начались подготовительные работы, отбор песен, переписка. И… ничего не получилось… Окончательно похоронив проект, и я, и Алексей вернулись к своим делам.

Прошел год, настал юбилейный для группы «Аквариум» 2012-й. Юбилейный год — это не только дата, не только подведение итогов, не только гастрольный тур с вывеской «юбилейный», это еще и оценка творчества, причем, не только самими участниками группы, но и другими известными коллективами. Ведь бывает и так — думал про себя всю жизнь, что ты великий, а настал момент истины — юбилей творческой деятельности — и вдруг стало понятно, что великое у тебя — лишь самомнение.

Нет, «Аквариум» доказал, что он навечно, нравится это кому или нет, вписан в музыкальную историю нашей страны. В начале 2012 года стартовал проект портала лента.ру Re. Аквариум. Известные коллективы и исполнители вспоминали свой «Аквариум» и делали кавер-версии, которых набралось больше сотни. Тогда-то и вспомнился несостоявшийся проект хорового кавера. Вновь мы собрались для беседы, но шансы записать кавер-версию были близки к нулю — не было средств оплатить симфонический оркестр, не было студии, не было звукорежиссера, не было композитора, который был бы готов написать партитуру для исполнения хором и оркестром.

Алексей Пузаков сделал невозможное — он нашел все: один из самых лучших российский оркестров, студию, звукорежиссера, солиста и, самое главное, талантливого профессионального композитора — Андрея Микиту, который в невероятно короткий срок прослушал, отобрал, обработал, оркестровал песню «Сокол».

На репетиции

На репетиции

До самого момента прихода в студию звукозаписи я не верила, что это событие состоится, но зазвучали первые аккорды, и я поняла, что все произошло. «Сокол» был записан с трех дублей, и Алексей очень переживал, что ничего хорошего получиться не может, но получилось — и «Сокол» в исполнении Московского Синодального хора стал одним из самых запоминающихся и необычных кавер-версий в проекте портала лента.ру.

Композитор Андрей Микита и дирижер Алексей Пузаков решили продолжить сотрудничество, и из одной песни родилось большое симфоническое произведение — оратория «Семь песен о Боге». В процессе работы композитор и дирижер столкнулись с большими препятствиями, непониманием и даже угрозами со стороны части православной общественности, но премьера все-таки состоялась. В Московскую консерваторию прибыл и сам Борис Борисович Гребенщиков. Вежливый, остроумный, обаятельный — живая легенда русского рока, он сидел в ложе и слушал свои песни в исполнении оркестра, двух хоров и солистов.

Мне тогда пришла на ум одна мысль — пускай оратория — непривычный стиль, пускай оркестр звучит излишне пафосно, а солисты — невероятно академично, но каково это — начать петь под гитару на квартирниках, а через сорок лет сидеть в ложе Консерватории и слушать свои песни в исполнении двухсот человек?.. Несомненно, оратория — это, прежде всего, преклонение перед талантом композиторского и поэтического гения Бориса Гребенщикова, это один из итогов очень счастливой, полной, яркой и интересной жизни.

Протодиакон Андрей Кураев:  "Спасибо, Вы меня наконец примирили с творчеством Гребенщикова"

Протодиакон Андрей Кураев: «Спасибо, Вы меня наконец примирили с творчеством Гребенщикова»

Недавно известный музыкальный сайт Kroogi.com опубликовал полную версию «Семь песен о Боге», и оратория сразу вошла в топ по прослушиваниям. 10 апреля 2013 года она прозвучит в Концертном зале им. Чайковского. Это будет последнее из трех запланированных исполнений. Премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории, второе исполнение — 9 марта 2013 года, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, — в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Третье и последнее состоится в Концертном зале им. Чайковского в Москве. Там же композитор Андрей Микита представит диск с записью произведения.

Авторы и исполнители оратории «Семь песен о Боге» о проекте

Андрей Микита, композитор, доцент Российской Академии музыки имени Гнесиных, член Правления Московского союза композиторов:

После пятиминутной беседы с человеком я всегда могу определить, была ли в его жизни классическая музыка или нет

Андрей Микита

Андрей Микита

Ораторию я считаю проектом не просто культурным, но и цивилизационным. Базовые музыкальные интонации возникают из первых слов, услышанных от матери — это интонации, несущие любовь. Базовые человеческие интонации формируют этику на подсознательном уровне. Они концентрируются в народных песнях, церковных ладах и выросшей из них на протяжении пяти последних веков классической европейской музыке, материализующейся для нас в мелодии, гармонии и ритме.

После пятиминутной беседы с человеком я всегда могу определить, была ли в его жизни классическая музыка или нет. Я утверждаю, что классический тип изложения музыки формирует человеческую личность не только в эстетическом, но и в этическом плане. Формирует мировоззрение, психику, поведенческие реакции.

Я надеюсь, что в оратории мне удалось еще больше раскрыть мелодии и поэзию Бориса Гребенщикова. Многие слушатели после концертов говорили мне, что творчество группы «Аквариум» абсолютно органично и в классическом звучании — это говорит и об исключительно высоком качестве исходного музыкального материала, ведь есть произведения, которые практически невозможно исполнить с симфоническим оркестром и хором — не хватает мелодичности, музыкальности. В случае с песнями Бориса Борисовича у меня как классического композитора не возникло проблем, когда я работал над сочинением.

Алина Лунёва, специалист по работе с артистами на сайте Kroogi.com; куратор релиза оратории «Семь песен о Боге»:

Оратория в течение двух дней вышла в топ Кругов: двадцатку самых прослушиваемых релизов

Возможно, кому-то присутствие на Кругах Синодального хора покажется странным, так сказать «не совсем вписывающимся в формат портала», однако в этом нет ничего необычного: Круги не ориентируются на формат, Круги поддерживают творчество. Оратория «Семь песен о Боге» — потрясающее произведение, очень красивое, современное и даже немного скандальное. Песни вызвали резонанс на сайте, в комментариях люди спорили, и слушали-слушали-слушали.

Оратория в течение двух дней вышла в топ Кругов: двадцатку самых прослушиваемых релизов. И находится в топе до сих пор! Замечательно, что эти песни теперь могут услышать все те, кому оказался недоступен зал Московской консерватории. Поздравляю Синодальный хор с успешным релизом. Желаю хорошей, внимательной публики на апрельских концертах.

Алексей Пузаков, руководитель Московского Синодального хора, дирижер, заслуженный артист России:

Если бы у меня не было полной уверенности и внутреннего чувства, что мы делаем полезное дело для христианской веры, я бы за него никогда не взялся

Алексей Пузаков

Алексей Пузаков

Скоро год, как развивается проект «Семь песен о Боге» на стихи и музыкальные темы Бориса Гребенщикова. Сама идея подобного соединения творчества БГ и духовно-музыкального искусства пришла Анне Фирстовой, с которой мы познакомились в 2010 году. Именно благодаря Анне и ее свежему, креативному восприятию современной музыкальной культуры, это событие стало возможным. Если бы год назад мне рассказали, что получится из этой идеи, я бы сильно удивился.

В один из весенних дней я и Анна встретились с Мирославом Сарбаевым — руководителем портала Kroogi.com и детально обсудили, каким образом Московский Синодальный хор может принять участие в проекте Re. Аквариум. Могу честно признаться, что надежды на исполнение и запись было немного, но все вдруг стало развиваться не по законам материального мира, а по тому удивительному благодатному пути, который верующие люди называют Божиим промыслом. Все стало происходить как бы само собой.

Первый композитор, к которому я тогда обратился, отказал и посоветовал работать с Андреем Микитой, за что я ему чрезмерно благодарен. Андрей из нескольких вариантов выбрал песню «Сокол», и мы «полетели», надеясь на помощь свыше. Могу сказать, что если бы у меня не было полной уверенности и внутреннего чувства, что мы делаем полезное дело для христианской веры, я бы за него никогда не взялся.

Нам стало очевидным, что творчество Бориса Гребенщикова совершенно органично чувствует себя в классической форме музыкальной подачи, что явно свидетельствует о его подлинной глубине и изысканности. В современной музыке и поэзии редко можно встретить такую образность и многоплановость, что и является первым критерием классики.

Имея немалый багаж исполнительской практики и различных новаторских проектов в сфере духовной музыки, в процессе прослушивания и отбора песен я открыл для себя целый пласт очень качественного современного песенного творчества, которым захотелось поделиться с нашей, в чем-то консервативной, аудиторией.

Оратория прошла путь от идеи до премьеры в Большом зале Московской консерватории. Не обошлось и без трудностей, которые нас сильно огорчали в процессе подготовки к премьере. Самым непростым было встретиться с непониманием, а иной раз и враждебностью к нашей работе со стороны людей, которые привыкли пользоваться черно-белыми красками и говорить на языке лозунгов типа: буддист и антихрист не может быть исполняем православным хором. Вспоминаются слова Иудеев из Евангелия от Иоанна про прозревшего слепорожденного: «Во грехах ты родился, и тебе ли нас учить. И разошлись каждый в свою сторону».

В нашем, ныне завершающемся проекте «Семь песен о Боге» мы не собирались ставить знак равенства между творчеством Бориса Гребенщикова и православным вероучением, но старались раскрыть путь, которым может идти современный человек навстречу Христу, иногда пробиваясь через дебри своей падшей природы, но неизменно с открытым сердцем и чуткою совестью. На мой взгляд — это и есть главное предназначение искусства — бесконечный путь к бесконечному Богу.

* * *

Недавно группа «Аквариум» заявила о своем роспуске. Возможно ли такое? Ведь «Аквариум» был всегда…

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.