Он входит в Иерусалим. Сколько веков они ждали?
Воскресение Лазаря стало чудом, которое потрясло, вдохновило, преобразило, возбудило волнение многих и очень многих, ставших свидетелями. Ведь, кажется, сбывались пророчества, ведь Он, наконец-то, здесь. Ожидание в томлении, в плену, чаяние избавления. Он входит в Иерусалим. Сколько веков они ждали?
И не случилось. Не случилось восстания, не случилось праведного народного гнева, который под началом
Пророка и Чудотворца, Сына Давидова должен был восстановить великое царство Израиля, свергнуть власть ненавистных язычников, прославить в силе и славе избранный народ. И не могло не случиться того, ради чего Он кротко входил в этот древний город.
С этого начинается Крестный путь, дорога страданий, начало Страстей Сына Божьего. Об этом тоже знали.
Знали Его ученики. Возможно, что не верили до конца. И уж, наверное, точно не хотели. «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16.21).
Не случилось того, что так сильно хотело именно человеческое. Не Божье.
И должно было совершиться тому, чего немногое человеческое так сильно не хотело. Об этом Спаситель и говорит Петру, осекая его просьбу, называя его врагом. Потому что человеческое сознание не могло этого вместить, не хотело. Как не вместило и не простило человеческое сознание того, что Христос ничего не начал, ничего не совершил, никого не поднял и ничего не возглавил. Так не вмещали и сердца тех, кто был рядом с Ним, того, чему Он их учил и о чем рассказывал.
Все, что будет происходить потом, уже через несколько дней, приведет их в ужас и рассеет. Для них это было концом, отчаянием и болью, которые разомкнет лишь пришедшая к ним утром плачущая Мария Магдалина. Которые уврачует Он Сам, явившись посреди них и укорив их человеческое. И не только укорив, но и исцелив. Но до этого момента все человеческое восхитится, прославит, а потом и возненавидит Его. За то, что не свершилось именно то самое, человеческое.
Пост завершается. Завершается этим праздником. Праздником в Иерусалиме, который в ликовании своем спустя несколько дней обернется безумием. Безумием, которое попытается обличить даже язычник, римский прокуратор, не нашедший в Нем никакой вины. Но для того Он и идет, зная, чему надлежит совершиться. И потому ни просьбы Петра, ни даже робкие возражения толпе Пилата не смогут изменить того, ради чего входит в Иерусалим Царь Иудейский. И толпа, разочарованная и разозленная, яростно выдохнет и сделает свой выбор, и присягнет на верность кесарю, требуя этой смерти.
«Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12:1-18).
Да, Евангелие очень точно указывает на причину радости. По этой же причине многие последовали и искали Его, зная о многих других чудесах. Это как из разряда сенсации. Всем интересно увидеть и пообщаться с неординарным человеком. Так на концертах ждут у гримерки автографа и возможности сделать селфи с любимым музыкантом. Так радуются блестящему оратору, политику, обещающему горы золотые.
Скольких в веках мы видели таких вот успешных «пророков»? И как нередко любовь народная возводила подобных «мессий» на пьедесталы, с которых начинались настоящие катастрофы? И не эти ли вожди так умело пользовались чаянием человеческим, чтобы спустя время обратить все надежды в прах. Мы ведь видели много раз, как пытались в этом мире строить царства абсолютного счастья, обещая людям, что вот именно они — тот самый избранный народ.
И поэтому Господь оплакивает Иерусалим, глядя на него, зная, чем обернется это ликование. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк.13:34).
Иногда мне кажется, что я не знаю, что можно праздновать в этот день. Еще неделю до разговления? Окончание длинных служб? Поста?
Окончание поста так похоже на ослабление поводка? Правда, чего же я жду? К чему я подошел в это Вербное воскресенье? И сколько нас хватит на повторение «Христос Воскресе!» Неделю? Больше?
Это вопросы, которые, наверное, было бы неплохо задать себе в это воскресенье. Зачем? А возможно, чтобы понять, сколько еще в нас живет именно человеческого. И подумать о том, что с нами случится в Пасхальную полночь. Чудо или же то, что мы все время от Него ожидаем? Ну, может быть, чего-то своего.
Вот как-то так случилось, что преподобный Серафим этой вестью освещал мир вокруг себя всю свою земную жизнь. Значит, сердце его оказалось вне рамок календаря?
И да, Господи…
Пусть наш дом не останется пуст.
Хотя, возможно, мы еще слишком часто желаем человеческого.
Иллюстрация: «Вход Господень в Иерусалим», Ипполит Фландрин (1842)