Талантливый человек талантлив во многом, и эта истина ярко проявилась в жизни и личности отца Георгия Чистякова. Он писал глубокие литературоведческие исследования о Данте и Борхесе, биографические статьи о Владимире Соловьеве и Сергее Аверинцеве, он обладал даром слова, который раскрывался и в необычайно трогательных и живых заметках, и в простых и ясных проповедях.
Он был, бесспорно, человеком умным и образованным – его размышления о философии и античной поэзии демонстрируют не только широкий кругозор, но и острый, пытливый ум. Но, пожалуй, самый великий дар, которым обладал отец Георгий – это дар сострадания. В одной из своих статей он цитировал слова Митрополита Антония (Блума): «Способность чувствовать то, что чувствует другой, и отозваться на боль другого, будто это ты сам – основной признак человечности». И воплощал их. Он шел к человеку не с поучением, а с состраданием. «Надо бы просто спуститься с ним вместе в ад вслед за Иисусом – почувствовать боль того, кто рядом, во всей ее полноте, неприкрытости и подлинности, разделить ее, пережить ее вместе», – пишет он.
Личный подвиг отца Георгия напоминает труды многих святых, самый хронологически близкий нам пример – преподобномученица Великая княгиня Елисавета. Он взял на себя страшный крест – утешать тех, чьи страдания заведомо бессмысленны.
Тяжелобольные, умирающие от неизлечимых заболеваний дети. От столкновения с этой непостижимой несправедливостью, существующей в мире, верующий человек может без преувеличения потерять рассудок. Отец Георгий нашел главную истину милосердия, истину вручающую и утешающую – страдание и несправедливость не надо осмыслять, их надо стремиться побеждать. И если все стремления бесплодны – восходить на крест со страдающим.
Порой отца Георгия критикуют за излишнюю эмоциональность. Но ведь в его эмоциональных словах заложено только одно чувство – сострадание. Сострадание Христу. «Иисусе, нас ради весь день язвленный, уврачуй язвы душ наших[1]», – Его боль мы призваны пропустить через себя. А если мы видим в ближнем Его образ – а его надо увидеть – то мы и боль ближнего пропустим через себя. У отца Георгия это получалось. И этот дар и подвиг не мог не вдохновлять – его духовные чада продолжали (а многие и сейчас продолжают) поддерживать тяжелобольных: создают благотворительные фонды, оказывают паллиативную помощь…
Можно считать это одним из направлений духовной жизни, возможно даже – главной аскетической практикой нашего времени. Сострадать. Будем учиться у отца Георгия.
Текст подготовлен с помощью издательства «Никея»
[1] Из Акафиста Божественным страстям Христовым