Эксперимент по введению в школах преподавания основ православной культуры стартовал. Споры о том, нужно ли преподавать новый предмет и как это делать, не утихают. Между тем, передача знаний о православии детям уже ведется. Опытом успехов и ошибок учителя-практики из разных регионов России поделились на семинаре, организованном Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом.
В Козельске Калужской области основы православной культуры преподают уже семь лет. Сегодня получить знания по этому предмету можно в любой школе города и близлежащих сел. Среди козельских преподавателей ОПК есть математики, физики, филологи. Когда семь лет назад учителя приступили к овладению дополнительной специальностью, трое из двадцати пяти новобранцев считали себя воцерковленными, православными людьми. Занятия по истории Церкви, церковно-славянскому языку, истории Священного Писания в Калужском институте повышения квалификации вели священнослужители из монастыря Оптина Пустынь.
— Преподаватель-профессионал, даже если он нецерковный человек, может грамотно построить урок, доходчиво изложить материал, — считает игумен Патапий из Оптиной пустыни, один из пионеров преподавания основ православия в школе. – К примеру, педагог может сам изучить, что такое христианские добродетели – милосердие, смирение или уяснить для себя, что такое гордость в христианском понимании. После этого можно идти в класс и обсуждать эти темы с детьми.
Сегодня в Козельске основы православной культуры дети изучают с первого класса. Козельские пионеры православного образования провели международную конференцию по вопросам духовно-нравственного воспитания. По мнению педагогов-практиков, почва для преподавания основ православной культуры в школе подготовлена. «Недобора» на факультативные занятия в школах не будет. Дети устали от потока телевизионных и киносюжетов, рекламирующих потакание страстям как стиль жизни.
— По моим наблюдениям, часто подростки знают о христианских ценностях и святынях больше, чем их родители, — говорит преподаватель истории из Владикавказа Ирина Бзыкова. — Встает вопрос о том, как не погасить этот интерес, это рвение. Кто будет передавать детям знания о православии? Ведь это не таблица умножения. Речь идет об очень тонких, хрупких вещах, влияющих на духовный мир ребенка.
Не все педагоги разделяют оптимизм козельских коллег о возможности быстро подготовить квалифицированных учителей, способных не навредить, нести знание, а не подделку.
— Прежде чем идти к детям, педагог должен спросить себя, а что значит образ Христа лично для меня, — говорит проректор ПСТГУ, протоиерей Алексий Емельянов.
Как вести разговор о непреходящих ценностях с детьми? О чем говорить в начальной школе? Чем заинтересовать подростков? Существующие программы по основам православной культуры вызывают множество критических замечаний. Одно из главных – в них очень скудно представлена информация о православном искусстве. А ведь именно через шедевры церковной иконописи, музыки, зодчества, можно дать детям представление об истинной красоте Православия. Необходимо разрабатывать наглядные материалы для уроков.
Преподаватель ПСТГУ и Традиционной гимназии священник Андрей Близнюк показал на семинаре авторскую видеопрезентацию с использованием материалов о памятниках церковного искусства, фрагментов художественных и документальных фильмов.
— Конечно, важно правильно отобрать материал. К примеру, из голливудского фильма «Страсти Христовы» я выбрал эпизоды, где действующие лица говорят на древнем арамейском, латинском языках. Это подчеркивает историчность событий. А вот голливудский образ Христа не стоит показывать на уроках в школе, — поясняет отец Андрей Близнюк. — Детям очень интересно увидеть древние карты или реконструкции древних городов, храмов. Это нужно, чтобы «приземлить» теоретические знания. Интересны иконы, особо почитаемые в той местности, где живут дети. Важно, чтобы ребята чувствовали себя причастными к евангельской истории.
Говорить на доступном для понимания детей языке о вещах, доступных для их возраста, но не опускаться до примитивизации церковного учения – такую задачу ставят перед собой педагоги.
— Однажды преподавательница пятого класса рассказала мне, что ее ученики изучают катехизис святителя Филарета. Я до сих пор с ужасом думаю, что из этого получилось. Преподавание догматического богословия в систематическом, а, следовательно, в сухом виде для детей неприемлемо, — говорит протоиерей Николай Емельянов, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ. — В церковной догматике очень важно четкое обозначение границ того, что мы не знаем, что является непознаваемым. Объяснять, что такое Троица, на пальцах не стоит. Пусть это останется тайной. Какие-то темы догматического характера лучше перевести в аспект нравственный, прикладной. Нужно детям показать какую-то перспективу, показать, что в церковном вероучении есть такие вещи, которые касаются их жизни.
Преподавание основ православной культуры ведется на добровольной, факультативной основе. На неинтересные занятия дети просто не пойдут. Заинтересовать детей, не заигрывая и ничего им не навязывая — такую задачу решают педагоги сегодня.
— Совместно со школами мы проводим для детей поездки по святым местам. Причем, хочу подчеркнуть, что это не паломничества. Участие детей в богослужении не является обязательным пунктом программы. Прежде всего, мы знакомим их с духовно-нравственным, историческим значением этих мест для нас и для нашего региона, — говорит Мария Сергеева, психолог православного духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» города Вологда. – Стараемся проводить в школах занятия, которые могут заинтересовать. Например, день именинника для малышей. На этом занятии рассказываем, а что же такое день Ангела, в чем его истинное значение. Дети находят в календаре день своих именин, узнают, в какой исторический период жили святые, чем прославились. Так начинается их знакомство с Православием.
Педагоги солидарны в том, что главное, чтобы урок послужил для развития ребенка. Важно поставить перед собой вопрос, станет ли ребенок лучше, добрее, если усвоит материал. По мнению проректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Геннадия Егорова, нет необходимости начинать свой рассказ о Библии «по порядку», в жесткой хронологической последовательности — от сотворения мира. Лучше найти тот фрагмент, который «сработает» в данной аудитории. Затем стоит обязательно уточнить по толкованиям, пособиям, правильно ли вы сами его понимаете. И только после этого идти к детям.
Антонина Фроленкова
Читайте также: