24 августа 1991 года с карты мира исчезла УССР. Вместо нее появилась Украина, для граждан которой этот день стал государственным праздником — Днем Независимости. 21 год спустя уже можно оглянуться назад и задаться вопросом: что приобрели и что потеряли украинцы в этот день? Своими размышлениями на эту тему делятся украинские священники.
Мы друг от друга далеко не убежали
Архимандрит Аввакум (Давиденко)
Жизнь постоянно кипит, бурлит и чем-то напоминает кипящий, раскаленный котел. Образовываются новые государства и исчезают старые империи. И сей процесс бесконечен и, главное, не остановим никакими нашими политическими, и уж тем более человеческими усилиями. Старые формообразования исчезают, новые появляются. Все поток, быстротечность, бесконечность.
Это касается и наших России и Украины. У меня, например, отец русский, а мать украинка и посему во мне борются два противоречивых чувства.
С одной стороны, всегда наличествует щемящая скорбь о нашей великой, исчезнувшей Родине(ого-го-го, еще бы, какой кусок общей истории!), когда можно было ехать в любой конец без того, чтобы тебя останавливали на границе и шмонали. Сколько общих побед, свершений, общего горя и радости пережито! А, с другой стороны, понимаешь, что после тяжелых опытов 20-го века, после зверств большевистских эмиссаров совершилось то, что по законам неумолимой логики и должно совершиться: Украина отделилась от России. Украинский корабль поплыл своим путем.
Немножко размышлений. Это никогда не помешает.
Сегодня потомки спорят, как называть Великий Голодомор 33-го на Украине: геноцидом или не геноцидом украинского народа? Особенно пострадала Полтавщина и Харьковщина, когда многие села вымерли, а на их месте появились села с типично русским названием (Веселый Подол!) на костях Семеновского района, когда на место вымерших привозили и заселяли семьи людей из России.
Нам говорят, это все виновна идеология, коммунистическая агрессивная, тоталитарная система. И это действительно так. Спорить с этим бессмысленно. Но у пострадавшего народа, (ему же ведь не докажешь) выработалось стойкое негативное чувство к русским, организаторам и бригадам привозимым из Москвы спецпоездами, организовывавшим и совершавшим продразверстки на Украине. Правда, тут, люби Боже правду, и свои доморощенные украинцы участвовали не мягче русских.
Здесь сработал разный тип мышления украинцев и русских. У русских чувство общинности и коллективизма (собственно ярко выраженный коммунистический тип поведения) сильно было развито исторически. Украинец же наоборот — это всегда тип индивидуалиста, единоличника.
Поиск виновных бессмыслен. И никто в этом не виноват. Все проходит. Проходят и империи.
Те страшные зверства большевиков на Украине (да и не только большевиков, но и царей), дали свои плоды в историческом развитии событий.
Например, я упомянул о царях, и неспроста. У нас под Кременчугом есть на берегу Днепра, в живописной местности, прекрасное село с татарским названием Келеберда. Во время знаменитой Полтавской Виктории, когда убегал Мазепа с территории Украины, царь Петр послал погоню, и достиг берега Днепра в районе Келеберды, так как ему неточно указали, что именно там переправа Мазепы, и крестьяне якобы помогали ему в этом.
Посланный царем Петром отряд вырезал поголовно это село. Но, то была страшная ошибка Мазепа в действительности переправлялся намного южнее, аж в районе Мишуриного Рога (есть городок и теперь). Ну, что здесь сказать? Богом царие царствуют, империи созидаются силой мощной власти, лес рубят — щепки летят. Но это слабое утешение для украинцев, посему настрой против царей, несомненно (кто поспорит?) много сделавших для созидания империи, всегда будет негативно-настороженное.
История движется и развивается в апокалиптических, эсхатологических ритмах. Так есть. Посему в апокалиптических разломах истории государства, области, округа, города, даже села будут стремиться к независимости (даже внутри самой России), дабы хоть как то обезопасить себя на будущее.
Особенно сейчас, в век индивидуализма и персонализма, когда независимым себя хочет мнить каждый отдельный человек, время распада государств, а не то, что больших империй, не заставит себя ждать. И это касается не только России с Украиной, действительно родственных и близких по духу и уж тем более исторически, но и арабских держав и вообще многих стран мира. Котел мировой истории кипит, бурлит и варится.
Хорошо это или плохо? Я не беру на себя смелости сказать. У меня с даром провидения туговато. Да я думаю, что так же туговато с футурологией и у многих политиков. Чем конкретнее прогноз, тем выше риск ошибки. Ответ на этот вопрос обстоятельно и аргументировано даст само время. Ну, а пока видим знойную, настоящую реальность бытия: на историческом календаре есть день Независимости (Незалежности), украинский корабль уплывает все дальше и дальше от России.
Тем не менее, скулить о прошлом — дело безнадежное. Надобно смотреть в будущее. Несмотря на исчезнувшую империю, русским и украинцам приходится и придется жить вместе. Население Украины перемешано с русским, а в России большинство украинцев живут, трудятся и причем (акцент!) занимают высокие руководящие посты. Так что мы друг от друга далеко не убежали, и по всему видно, не убежим и в будущем. И это обнадеживает.
Давайте жить дружно, но каждый – в своем доме
Главное приобретение — собственно независимость. И хотя мы еще не научились быть по-настоящему государством, но обрели то, чего не имели многие века: стали (хотя бы в теории) хозяевами на своей земле и в своем доме. Хотя бы в теории — потому, что до сих пор у нас правят
олигархи вместо политиков. И великое приобретение — что все эти годы наша страна живет в мире. Мы не ведем войн ни внутри страны, ни за ее пределами.
В плане церковном — мы не стали автокефальными, но получили права широкой автономии. Де-факто наша Церковь стала автономной, хотя это, к сожалению, не отражено в диптихах, которые читают предстоятели Поместных Церквей. А вот единство Православной Церкви мы, к сожалению, утратили.
Раскол стал нашей трагедией, и пока не видно реального способа ее преодолеть. Но из семинарского катехизиса мы знаем, что Бог и зло направляет к добрым последствиям. Так и беда раскола, как катализатор, способствует более здоровым отношениям внутри Церкви, например, между епископом и священниками.
Часто спрашивают, не надо ли объединяться с Россией? Сама постановка вопроса, впрочем, типичного для россиян, у обычного украинца вызывает недоумение. С какой стати нам «объединяться»? Сами задающие этот вопрос чаще всего забывают, что Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята на год и месяц раньше, чем провозглашен Акт о независимости Украины. От кого отделялась РСФСР? Вот и мы тоже — не от вас.
Из опыта общения с россиянами могу констатировать: чаще всего они не понимают и не могут принять простого тезиса: «Украина — не Россия». Обычный россиянин почему-то не мыслит свою идентичность без того, чтобы считать независимость Украины недоразумением, которое должно рано или поздно прекратиться.
Но поймите, дорогие, мы любим гостей и дружим с соседями. Однако если пьяный гость вваливается в твой дом и заявляет на него права, то и относиться к такому гостю можно в лучшем случае с недоумением. Поэтому, как говорил один персонаж мультфильма, «давайте жить дружно», но каждый в своем доме. И уважать частную собственность и неприкосновенность личной жизни.
Искать нужно грядущего Отечества
Епископ Обуховский Иона (Черепанов)
— Над вопросом, что приобрела и что потеряла Украина с приобретением независимости, я как- то особо не задумывался, так как знаю, что все в человеческой истории происходит по промыслу Божию. Если бы не развалился Советский Союз, если бы не Горбачев, которого сегодня не проклинает только ленивый, не было бы той свободы, которой Церковь пользуется сейчас.
Не следует забывать о том, что Горбачев одновременно с тем, что развалил Советский Союз – а прекратила существование держава, которая управляла практически половиной мира, — дал возможность Церкви существовать безболезненно. При Горбачеве Церковь получила возможность окормлять свою паству, отпраздновать тысячелетие Крещения Руси, открыть монастыри, храмы, и так далее.
Я считаю, что и распад Советского Союза, и независимость Украины – это дело промысла Божия, поэтому очень сложно дать этому событию однозначную, человеческую оценку. Все-таки православный человек имеет Отечество Небесное, и отношение к тому государству, в котором мы живем, должно больше сводиться к уплате налогов и к исполнению по мере сил тех обязанностей, которые государство от него требует.
Искать нужно грядущего Отечества и об этом думать больше, а не о политическом устройстве и каких-то потерянных или приобретенных благах.
Читайте также:
Украинские священники о русском и украинском
В Украине нет споров о филологии
Языковой проблемы в Украине нет