Суточный прирост заболевших коронавирусом в России превысил 14 тысяч человек, это максимум с начала пандемии. 103 школы в 36 российских регионах ушли на карантин из-за COVID-19, многие отправляют школьников на внеплановые каникулы.
«Никто не скажет, что в школу ходить безопасно»
Григорий Шеянов, врач-педиатр:
— В решении разрешить младшим школьникам продолжить очное обучение, а старшеклассников перевести на дистант есть логика, если это делается для разумного перераспределения.
В школе не будет 6–11 классов, а младшеклассников смогут как-то развести, чтобы они меньше контактировали, находились в маленьких группах на большей дистанции друг от друга. Тогда это имеет смысл.
Если все останется как есть, но просто без старшеклассников, то я не нахожу это оправданным.
Никто не сможет гарантировать, что сейчас посещать школу будет вполне безопасно. И речь идет не только о ребенке, но и других членах семьи, которые могут относиться к группам риска. Ребенок может принести инфекцию из школы и заразить кого-то из домочадцев. Поэтому лучше на всякий случай перестраховаться и посидеть дома, если это возможно.
«Родителям будет трудно, а учителей ждет разочарование»
Алена Владимирская, основательница агентства социального рекрутинга Pruffi и «главный хантер рунета»:
— Совместить на удаленке работающих маму, папу и двоих детей школьного и дошкольного возраста в одной квартире чрезвычайно сложно. Конечно, весной все уже закупились ширмами или чем-то в этом роде, чтобы отгородить рабочее пространство, но когда на удаленку уходят еще и дети, это не поможет.
С детьми надо постоянно заниматься, я не имею в виду даже уроки — кормить, развлекать, это требует времени. Весной и летом всех выручали дачи. Сейчас стоят последние теплые дни. В этих обстоятельствах действительно непонятно, как совмещать полноценную работу и детей. Могу сказать, что будет сложно и это скажется на качестве и эффективности работы.
Но вторую волну удаленки мы переживем легче, чем первую. Тогда было ощущение абсолютного шока, никто не знал, что делать, не были готовы компании, не было инфраструктуры. К осени люди, хотя они страшно раздражены, в общем приспособились.
К такому формату, правда, по-прежнему не готово большинство учителей. Им работать крайне сложно. Они очень устают. Поэтому будет сильное разочарование, выгорание.
Но большинство учителей [необходимость дистанта] понимают и идут на это спокойно, потому что это в том числе вопрос сохранения их жизни — они могут заразиться ковидом. Но все это сильно скажется на качестве образования, так как наши школы к удаленке не готовы.
«Дети тоже болеют ковидом, и порой тяжело»
Наталья Васильева, педиатр, главный врач детской клиники «Рассвет»:
— Я считаю, что решать, идти ли ребенку в школу, должны родители. Не отправлять на дистанционное обучение всех, как это планируется с 19 октября, а дать возможность семьям принять решение. Есть возможность оставить ребенка дома — лучше так поступить. Это могло бы уменьшить количество детей в классе, снизив риски инфицирования. Современные технологии позволяют вести онлайн трансляции прямо из класса.
В школе родителям, которые забирают детей, нужно соблюдать меры безопасности. Носить маски, мыть руки, обрабатывать их, стараться ничего не трогать. Не стоять толпой, как это любят делать родители, скучающие в ожидании своих детей — стайками без масок.
Дети тоже болеют ковидом. Основная масса — легко, однако, есть сообщения о тяжелых формах у детей, в том числе — закончившихся летальным исходом.
У детей с хроническими заболеваниями есть одно преимущество: если родители разумные, то они оберегают их от мест большого скопления людей. Но тут есть другая проблема. Как правило, хронически больные дети вовремя не вакцинированы от других заболеваний из-за медотводов. Поэтому у них риск осложнений гораздо выше, чем у обычных детей.
В Швеции более 70 случаев Кавасаки у детей. В России их безусловно меньше, потому что диагноз непрост для большинства врачей. Заболевание довольно редкое.
«Очная учеба грозит ростом заболеваемости»
Полина Степенски, заведующая отделением трансплантации костного мозга и иммунотерапии израильского госпиталя «Хадасса», профессор, врач-педиатр:
— Очное обучение может спровоцировать рост заболеваемости коронавирусом.
В Израиле именно так и произошло. Из-за роста числа больных пришлось ввести карантин. Сейчас заболеваемость снизилась с 10 тысяч случаев в день до 2 тысяч. И мы уже ждем решения об открытии школ.
Возобновить занятия для младшеклассников, а старших детей перевести на дистанционное обучение — это логично. Поскольку младшие дети гораздо реже сами заражаются и заражают окружающих. Кроме того, младшими детьми легче управлять, а со старшеклассниками это практически невозможно.
«Надо перевести всех школьников на дистант»
Светлана Мухортова, педиатр, кандидат медицинских наук, специалист по инфекционным заболеваниям у детей, детская клиника «Фэнтези»:
— Я лично и вся наша клиника относимся к переводу на дистант только 6–11 классов негативно.
Конечно, сейчас ситуация намного хуже, чем была в мае. Если сравнить с апрелем, когда всех посадили на карантин, то мы увидим, что тогда число заболевших было гораздо ниже, чем сегодня. И заболеваемость только растет. Это как раз и связано с тем, что нигде нет никаких санкций, не соблюдаются рекомендуемые меры безопасности.
Мы за то, чтобы перевести всех школьников на дистант. Но это непросто, ведь есть еще экономическая сторона, но с медицинской точки зрения то, что сейчас происходит, неблагоприятно. Даже те две каникулярных недели показывают, что болеет все равно большой процент детей.
И, конечно, необходимо, чтобы не было контактов между малышами и людьми старшего возраста, потому что дети в основном переносят этот вирус достаточно легко: заболевание может протекать без температуры, почти незаметно, просто как легкое ОРВИ, а для людей пожилых заболеть коронавирусом — критично.
Большинство детей сейчас гуляют в хорошую погоду, между собой контактируют и возвращаются домой, где живут их бабушки и дедушки. Также они ходят на дополнительные занятия — государственные вроде закрыты, а как много частных, которые все равно продолжают функционировать! Конечно, это все очень опасно.
«Каждый может заразиться — это реальность»
Владимир Коршок, врач-отоларинголог клиники «Чайка»:
— Я думаю, что никто не знает, как правильно. Понятно, что чиновники стремятся хоть как-то уменьшить количество контактов между людьми, но такими способами, чтобы окончательно не сломать экономику.
Полагаю, что младшим школьникам действительно сложнее учиться на удаленке, у меня у самого четвероклассник. Для родителей это испытание, весь день посвящен тому, чтобы ребенку что-то включить и проверить. В этом смысле, старшеклассники справляются лучше. Трудно оценивать это критически или позитивно. Количество заболевших очень резко выросло, поэтому какие-то попытки снизить темпы распространения инфекции выглядят последовательными. Но ограничительные меры в реальности работают хуже, чем качественное информирование людей о том, что происходит.
Сейчас любой выход человека из дома несет в себе вероятность подхватить коронавирусную инфекцию. Если мы посадим абсолютно всех людей по домам, то ситуация с заболеваемостью станет лучше, но появятся другие проблемы. Например, будет нечего есть.
Все весной надеялись пересидеть и жить как раньше. Никто не мог спрогнозировать, что это не поможет. И вероятнее всего, нам довольно долго придется мириться с реальностью, когда мы можем заразиться. Весенние меры и меры нынешние отличаются, накопленный опыт показал, что те прежние были не очень эффективны.
«У семей будет поддержка — тьюторы»
Александр Адамский, научный руководитель «Института проблем образования «Эврика»»:
— Главная неприятность — мы опять не готовы. Причем не готовы ни управленцы, ни сама школа, ни семьи.
Начнем с семей, тут все просто. Они не умеют выстраивать приоритеты. Что для нас важнее: здоровье детей, их счастье и благополучие, образовательные и учебные результаты — или родительский комфорт? Для многих — увы, комфорт. Но мир меняется в сторону персонализации, а значит, родительство становится более профессиональным, требует и большего времени, и новых навыков. Из зоны комфорта придется выходить.
Школа — не камера хранения, куда ребенка сдал на полдня и забыл. Мы все радуемся, что она стала системой, но здесь есть один негативный эффект: у семьи атрофировалась готовность заниматься ребенком. Подготовка к более ответственному, персонализированному родительству — это задача и государственная, и общественная, и частная.
А вторая история — более важная, и здесь появился оптимизм. Москва приняла решение о частично смешанном образовании. И сделала гигантский шаг в эволюции образовательной политики: Собянин заявил о том, что смешанное образование будет сопровождаться тьюторской поддержкой детей. Это и есть смешанная модель, которую выстраивают с опорой на Московский государственный педагогический университет. Она предполагает, что есть Сеть, есть ребенок с учителем в Сети, а затем у школьника будет поддержка — возможно, даже очная, на дому или в школе (в других, не фронтальных форматах).
Тьюторов будут набирать в МГПУ, это студенты. По моим данным, около 3 тысяч студентов будут готовиться к выполнению этой задачи. Это фронтовики, наше образовательное ополчение. Если их быстро подготовят, то у родителей, детей и школ будет серьезная поддержка.
Подготовили Ольга Кожемякина, Ирина Сычева, Вероника Словохотова, Мария Божович, Наталья Костарнова