Чем притягательны видеоролики, что дети там находят и надо ли родителям контролировать просмотры? Рассказывает психолог центра поддержки семьи Анна Привезенцева.
– Родителям надо обращать внимание на то, какое видео смотрят их дети на YouTubе и других видеосервисах? Можно говорить об их вреде или безвредности?
– Сервис YouTubе возник в «нулевые», это, по большому счету, не так давно, а потому каких-то качественных исследований на тему их вреда или пользы до сих пор нет, по крайней мере, мне о них не известно. Да и как можно говорить об исследованиях, если результаты нужно изучать в долгосрочной перспективе: какие изменения происходят с человеком и происходят ли, есть ли последствия от просмотра различных роликов. Так что специалисты находятся в состоянии некоторой неопределенности.
Что касается контроля – реальность такова, что проконтролировать просмотры практически невозможно. Контроль, в принципе, возможен, если речь идет о ребенке 11-12 лет, в этом возрасте родителям еще как-то удается ставить ограничения на компьютер, определять контент, позволять пользоваться планшетом или компьютером определенное время.
Когда ребенок вступает в подростковый возраст, возможностей контроля уже меньше. Даже если дома у подростка на компьютере стоят ограничения, ничто не мешает ему прийти в школу и посмотреть желаемое с телефона друга или иным образом. Да и ограничения, выставленные родителями, современные дети умеют прекрасно обходить, да так, что родители могут быть просто не в курсе.
– Чем видеоконтент так притягателен для подростка?
– Подростковый возраст характеризуется поисковой активностью, и это связано с физиологическими причинами: мало вырабатывается эндорфина, из-за чего подросток испытывает чувство тоски. Низкий уровень эндорфина нужен вовсе не для того, чтобы человек страдал, а для того, чтобы повышать его поисковую активность: «Мне сейчас не очень хорошо, мне не хватает удовольствия, и я начинаю осваивать этот мир, повышается поисковая активность, я пытаюсь что-то пробовать, что-то исследовать, что-то узнавать, для того, чтобы повысить уровень удовольствия».
Природа, видимо, устроила это таким образом, чтобы молодой подрастающий человек осваивал мир, чтобы в итоге быстрее сепарироваться от родительской опеки.
Поисковая активность очень часто социально не одобряется – раньше, например, дети любили лазить по стройкам и другим опасным местам, позднее началась эра химических веществ, эксперименты с алкоголем, сексуальные отношения. Социально одобряемая поисковая активность – кружки, секции, занятия, увлечения.
Все это дополняется поисковой активностью в интернете, благодаря которому появилась возможность осваивать мир, сидя дома, не сходя со своего места. Благодаря интернету мир стал ближе, и одни и те же интересы могут быть у подростка из Нью-Йорка и из российской глубинки.
Кроме того, поисковая активность (понятно, что мы говорим только о социально одобряемой) необходима для формирования вкуса. Таким же образом, например, формируется вкус к еде: если ты все время ешь картошку, тебе нет дела до других блюд, ты ничего про них не знаешь. Если ты начинаешь пробовать кухни народов, разные продукты, то в какой-то момент у тебя формируется собственно вкус в еде. Для того, чтобы пришло понимание, что тебе подходит, а что нет, на что стоит тратить свое время, на что нет, приходится просмотреть много разного контента.
Понятно, что речь не об опасном контенте, от которого, несмотря на все технические сложности, нужно стараться ограждать ребенка – от того, что связано с порнографией и насилием.
Что он там смотрит, когда тупит в телефоне
– Стоит ли подростка выводить на разговор – что он смотрит, что ему нравится и почему?
– Конечно. Мы все время призываем к тому, что с ребенком надо разговаривать на любую тему, которая ему интересна. Не выведывать, а именно слушать. Если подросток чувствует, что он не будет подвергаться критике, его действия не будут осуждаться родителями, то он будет открываться, рассказывать о том, что видел, что в увиденном его удивило, поразило, насмешило.
Если же он понимает, что родители его контролируют, то, скорее всего, просто замкнется и рассказывать ничего не будет. Так что лучше не контролировать, а интересоваться, хотя бы для того, чтобы быть в курсе жизни ребенка, иметь возможность обсуждения с ним волнующих его тем, высказывать свое мнение, которое ребенок может принять к сведению, а может не принять.
– То есть, если у родителей негативное мнение по поводу видео, которым поделился ребенок, они могут это высказать? А этот негатив не оттолкнет подростка и дальше он ничего показывать не будет?
– Свою позицию родитель может высказывать всегда, главное – без осуждения, в формате «я-сообщения»: «Когда я это вижу, мне становится неприятно, когда я это наблюдаю, у меня возникает отвращение». То есть родитель говорит не про ребенка, а про себя, он имеет право на сомнения, на другую точку зрения.
Уважительный тон в сторону ребенка – вероятность того, что и родительская точка зрения будет встречена с уважением, пусть и с несогласием.
Совсем другое дело, если родитель начинает: «Ты дурак, как можно смотреть это видео, ты после этого вообще кто такой?!» И это я говорю еще достаточно мягко, родители могут подбирать совсем другие выражения.
– Зависимость от просмотра видео может сформироваться?
– Как правило, дети, которые чересчур увлекаются просмотром всевозможных видеороликов, чаще всего попадают в эту ситуацию вынужденно: при наличии дефицита прямого общения. Важно не запрещать ребенку (речь именно о тех, кому 10-12 лет), а помогать, создавая альтернативное пространство, где бы он мог реализовать свою потребность в общении, выплеснуть свои эмоции, получить удовольствие – кружки, походы, летние лагеря – места, где можно завести настоящие контакты с реальными людьми.
Нередко дети просто сидят в телефонах, тупят, если использовать их сленг, из-за непонимания, какие здесь возможны альтернативы. Многочисленные видео – в том числе способ отвлечься, быстрый, доступный, когда не нужно прикладывать усилий. Но на самом деле они не могут удовлетворить потребности этого возраста в живом непосредственном общении.
Расстраивается, что мало подписчиков
– Если сам ребенок захочет снимать видео и выкладывать в свой блог, что делать родителю?
– Родитель может сказать: «Пожалуйста, если ты хочешь, можешь снимать, если не хочешь, можешь не снимать». Помогать стоит, если ребенок обращается за помощью, как, в принципе, во всех остальных случаях. Функция родителей ребенка в подростковом возрасте – быть надежным тылом, который готов прийти на помощь в случае запроса.
– Если видео ребенка никто не смотрит, нормально, если родитель обратится к своим друзьям с просьбой подписаться на блог ребенка?
– Мне кажется, это такая ситуация, в которой единственно правильного или неправильного решения быть не может. Если кто-то из участников этого мероприятия чувствует дискомфорт, наверное, стоит сделать так, чтобы дискомфорта не было. Если родитель делает это вынужденно, считая, что он таким образом должен поддержать ребенка, он может отказаться. Это касается и людей, которые вовлекаются в поддержку ребенка – если им это приятно, интересно, то почему бы и нет.
– Как быть, если ребенок расстраивается, что у него мало подписчиков?
– Создавая блог, он может находиться в иллюзии, что любой человек, который снял видео и выложил его в интернет, моментально станет звездой. Но вот он сталкивается с реальностью, в которой звездами становятся не все, причем в любом деле. Если человек пошел в школу танцев, через год занятий он не станет звездой. После регулярных занятий в течение десяти лет, с приложением множества усилий, шанс есть, но, опять же, не стопроцентный. Успех – это всегда набор случайности, труда, таланта и так далее.
Ребенок расстраивается, что мало подписчиков? А почему он не должен расстраиваться? Нормальная человеческая эмоция на то, что не все в этом мире происходит так, как хочет он. Не надо поддерживать его иллюзию, что в этом мире он всесилен и всемогущ. Он не всемогущ, как и каждый из нас.
– Но разве тогда просьба к друзьям подписаться на его блог – не поддержка иллюзии?
– Сколько таким образом подпишутся – 100 человек, 200? Это не те рейтинги, на которые все рассчитывают, создавая блоги, это не многомиллионная подписка, когда человек становится звездой.
Надо предупредить, но не сделать выбор за ребенка
– Как поддержать, если в комментариях ребенку начинают писать гадости, травить его – знакомые или одноклассники, или чужие люди?
– Ребенок должен уметь себя учиться защищать. Часть задачи подросткового возраста – взаимодействие со сверстниками, выстраивание отношений с другими людьми. Взрослеющий ребенок сталкивается с тем, что мир очень разный, в том числе недоброжелательный, агрессивный.
Стремясь стать публичной фигурой, ребенок должен быть готов к тому, что реакция на публичность у всех очень разная и все люди в мире – очень разные. Такова все та же реальность. Мы не можем защитить ребенка, со всех сторон обложить подушками и надеяться на то, что он никогда в жизни не столкнется ни с чем неприятным. Он сталкивается с неприятностями. Он может не нравиться кому-то в реальном мире, может не нравиться в интернете, так устроен мир.
Хочешь безопасности и тишины в интернете – не публикуйся. Хочешь публичности – готовься встретиться с разной реакцией.
Сейчас модно обсуждать токсичность интернета, и она действительно есть, это место, которое может приносить не только удовольствие, но и много неприятных эмоций.
– То есть на входе ребенка предупредить, что вот это возможно?
– Конечно, задача родителей – предупредить. Но сделать выбор за ребенка родитель не может. До какого-то возраста это возможно, но в подростковом возрасте дети, как правило, при нормальном развитии предпочитают самостоятельно совершать выбор. В этом случае они сталкиваются с последствиями этого выбора. Родители могут предупредить о последствиях такого или какого-то другого выбора: у них, действительно, больше опыта, они умеют лучше прогнозировать события.
Но ребенку тоже важно научиться понимать, что любой выбор несет за собой последствия. Ты отказался от публикации, попыток сделать шаг к публичности, и о тебе никто не узнал. Ты попробовал, у тебя может ничего не получиться, но может получиться и тогда ты столкнешься с другими последствиями, с той самой токсичностью.
А возможно, ты столкнешься с какими-то приятными событиями, у тебя расширится круг общения, в конце концов, ты станешь знаменитым. Никто тебе ничего не гарантирует. Научиться делать выбор, сталкиваться с последствиями и нести ответственность за последствия своего выбора – тоже задача подросткового возраста.
– Больно, когда ребенка травят в интернете, но еще больше пугает родителей, когда они видят, что их ребенок пишет гадости в комментариях, травит другого. Что необходимо ему объяснить на этот счет?
– Сказать ему о своем отношении к этому в формате «я-сообщения»: «Когда я это читаю, мне стыдно; когда я это вижу, я злюсь, я не согласен с этим». Запреты здесь не сработают.
И снова родитель должен сообщить о последствиях – ведь и за поведение в интернете предусмотрена правовая ответственность. Сталкиваться с результатами последствий будет ребенок. И здесь важно его не страховать. Если он сталкивается с неприятными последствиями, то должен с ними справляться сам.
Это как с детским воровством. Ребенку раз объяснили, что не надо воровать, это уголовно наказуемо, два объяснили, три, на четвертый он попадается и на него заводят, если ему больше 14 лет, уголовное дело. Родители могут бегать, платить деньги, чтобы дело было закрыто, но это как раз неправильно.
Ребенок был в курсе, что его действия могут привести к такому результату, как уголовное дело, но думал, что это все несерьезно. Оказалось, серьезно и теперь ему нужно столкнуться с последствием. После этого, возможно, когда ему исполнится 18 и наступит возраст полной уголовной ответственности и полного уголовного наказания, он подобного уже не сделает.
Потратил время бездарно – но не более
– У детей больше популярно видео детей или все-таки ролики, в которых снимаются взрослые и которые снимают взрослые?
– Насколько я могу судить, в том числе по своему ребенку, все-таки им интересны видео, которые снимают известные ютуберы. Видео, которые им кажутся смешными, забавными. Не могу сказать, что все шутки из этих роликов кажутся мне смешными, но какой-то угрозы для собственного ребенка я здесь не вижу. Посмотрел, потратил свое время, на мой взгляд, бездарно, не более. Про свое отношение я, кстати, ребенку сообщила, а дальше – его выбор, жить за своих детей мы не можем.
– В интернете много прикладных, познавательных роликов, вроде того, как плести из резиночек, шить куклы, печь пироги, ухаживать за черепашками, и я знаю, что это смотрят в том числе те, кому 10-11 лет…
– Мне кажется, это полезно. У нас сейчас в обществе люди изолированы друг от друга, в том числе в передаче какого-то опыта. Раньше дети выходили во двор и делились знаниями и умениями. Но это осталось в прошлом, по крайней мере, в Москве, и поэтому приходится учиться у других с помощью видео.
Кстати, и взрослые часто обращаются к видеороликам, чтобы получить какую-то информацию прикладного толка – как поклеить обои, как платить за проезд по платной трассе, как учить буквы с детьми и так далее и так далее.
Когда моя дочь сдавала ЕГЭ, то по некоторым предметам, с которыми она неплохо справлялась сама, мы не брали репетиторов. А чтобы разобраться в некоторых темах, с которыми возникали сложности, она смотрела ролики.
– Значит, увлечение короткими видео, как почти любое явление нашей жизни, может быть полезным, вредным, нейтральным?
– Да, хотя, как я сказала в самом начале, глобальных исследований на эту тему еще не опубликовано. Так что, не делая обобщений, я призываю помнить, что возможности родителя ограничены, он не может контролировать все, и нужно признавать свое бессилие и не забывать про свои обязанности – помогать ребенку, когда он обращается за помощью, быть рядом в случае необходимости. А это возможно, если между родителем и ребенком отношения доверия.
Фото: rawpixel.com