Опыты литургической поэзии

От редакции. Стихотворная проповедь (мемра) возникла и развивалась в рамках сирийского богослужения. Изучая сирийские тексты, отец Леонид Грилихес проанализировал структуру и поэтику мемр, а также их ритмические характеристики. Результаты своего исследования он обобщил, составляя стихотворные проповеди на русском языке.

Альфа и Омега

По исполнении времен в правление кесаря Августа пришел в мир Господь наш,

Который есть, и был, и грядет,

Начало и Конец,

Первый и Последний,

Альфа и Омега.

Явление же Его в мир было так:

Прежде век от Отца рожденный
в Вифлееме от Девы рождается.

Со Отцом и Духом поклоняемый
со ослом и волом полагается.

Печать равнообразная, показующая в Себе Бога Отца,
в Египте от Ирода скрывается.

Чистое излияние славы Отчей
в Иордане Иоанном омывается.

Свет от Света и Бог истинный от Бога истинного
тьмой от тьмы и отцом лжи искушается.

Одесную Отца восседающий
из Назарета в Капернаум переселяется.

И когда переселился Господь в Капернаум, начал Он проповедовать.

и говорил Сын Всевышнего: приблизилось к вам

Царство Небесное.

И говорил Сын Непостижимого: достигло до вас

Царство Небесное.

И говорил Сущий в лоне Отца: посреди вас

Царство Небесное.

И говорил Сотаинник ума Божьего: вам дано знать тайны

Царства Небесного:

Тайну сокровища в поле,

Тайну невода в море,

Тайну закваски в муке,

Тайну семени в земле,

Тайну званных и избранных,

Тайну мудрых и глупых,

Тайну пшеницы и плевел,

Тайну царя,

Тайну купца,

Тайну талантов,

Тайну десяти мин,

Тайну одной потерянной драхмы.

И когда спросил Господь Своих учеников: поняли ли вы все это? — они говорят Ему: Так, Господи!

И сказал о сынах Царства:

многие возлягут в Царстве Небесном.

И сказал о сынах погибели:

не всякий войдет в Царство Небесное.

И сказал о сынах Царства:

блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

И сказал о сынах погибели:

невозможно богатому войти в Царство Небесное.

И сказал о сынах Царства:

придите наследуйте уготованное вам Царство.

И сказал о сынах погибели:

отнимется от вас Царство Божие.

И сказал о сынах Царства:

они воссияют как солнце в Царстве Отца.

И сказал о сынах погибели:

сыны царства извержены будут во тьму.

И сказал о сынах Царства:

буду пить с вами вино новое в Царстве Отца,

а сыны погибели будут взывать:

Отче Аврааме! Пошли Лазаря,

пусть омочит кончик пальца в воде

и прохладит язык наш.

И еще Петру сказал:

тебе дам ключи Царства Небесного.

А иудеям сказал:

горе вам, что затворяете Царство Небесное.

Нам же так говорил Небесный Царь:

прежде всего ищите Царства Небесного.

И всех приходящих к Господу Он наставлял не как фарисеи и книжники, а как власть имущий.

И говорил Судья мира: не суди,

И говорил Царь славы: будь всем слугой.

И говорил от начала Сущий: будь последним.

И говорил Превечный: уподобься детям.

И говорил Превознесенный: не превозносись.

И говорил Владыка всего мира: пойди и раздай все нищим.

И говорил Начальник жизни: погуби душу свою

и положи ее за друзей твоих.

И так взывал, братья, Возлюбленный Отца: возлюби

Господа Бога твоего и ближнего своего как самого себя.

И проходя по еврейским городам и весям, учил

Единородный — о втором рождении,

От Отца Рожденный — о рождающей,

Жених — о жене,

Камень духовный — о воде жизни,

Хлеб с небес — о соли,

Сладчайший — о зерне горчичном,

Лоза виноградная — о семени,

Семя жены — о муже благоразумном,

Благоразумный домоправитель — об управителе неверном,

Судья праведный — о судье неправедном,

Помазанник Божий — о елее для светильников,

Свет миру — о потерянной драхме,

Небесная сокровищница — о сокровище, сокрытом на поле,

Пастырь добрый — об овце заблудшей,

Агнец непорочный — о добром пастыре,

Дверь, распахнутая для овец — о пути узком,

Путь — об упокоении,

Утеха Израиля — о мече,

Нераздельный — о разделении,

Принесший разделение — о любви,

Любовь же — о любви,

И так говорил:

потому узнают все, что вы Мои ученики,

если будете иметь любовь между собой.

А также многие чудеса и знамения совершались руками Господа:

благословил пять хлебов и умножились,

проклял смоковницу и засохла.

Прикоснулась к Нему кровоточивая и иссох источник

крови,

прикоснулся к сухой руке и исцелилась.

И еще исцелил зрячего, но не ходячего,

а ходячему, но не зрячему, даровал зрение.

И еще укрепил расслабленного,

а того, кто, разрывая оковы, носился по пустыне,

усадил у ног своих.

И еще воскресил юношу, лежащего в гробу,

и еще поднял девицу от одра смертного,

И еще очистил десять прокаженных,

И еще исцелил двух слепых в Иерихоне,

И еще претворил воду в вино в Кане Галилейской,

И еще ходил по водам на море Галилейском,

И еще запретил буре и сильным ветрам,

И еще бесам запрещал многократно,

И еще многих недужных и больных приводили к Нему,

и Он исцелял их.

И не чудо ли, братья, что любовь Божия излилась в сердца

наши

Тем, кто сказал: любите друг друга, как и я возлюбил вас.

И распространилась молва о Нем и великое множество народа стекалось к Нему.

И одни выходили из города навстречу Ему,

А другие гнали Его вон из города.

Одни оставляли все и следовали за Ним,

А другие отходили опечаленные.

Одни устраивали в своем доме для Него угощение,

А другие роптали, видя, как Он ест с мытарями и

грешниками.

А Господь наш сказал —

Не здоровые имеют нужду

во враче, но больные!

Одни славили Бога и говорили — чудные дела видели мы

ныне,

А другие говорили: Кто это, Который богохульствует?

Одни говорили: Бог посетил народ Свой,

А другие приходили в бешенство и говорили:

что бы нам сделать с этим Иисусом?

Одни дивились словам благодати, исходящим из уст Его,

А другие исполнялись ярости.

А Господь наш сказал —

Блажен тот, кто не

соблазнится о Мне!

Одни теснили Его,

А другие расступались перед Ним.

Одни целовали Его,

А другие смеялись над Ним.

Одни слышали: прощаются тебе грехи твои,

А другие говорили: Кто это, что и грехи прощает?

А господь наш сказал —

Кто много любит, тому много прощается,

А кому мало прощается, тот мало любит.

Одни уходили очищенные,

А другие говорили: Он оскверняет субботу.

Одни уходили целые и здравые,

А другие говорили: Он разрушает субботу.

Одни уходили прозревшими,

А другие говорили: Он делает то, что не должно делать

в субботу.

А Господь наш сказал —

Сын Человеческий есть

Господин и субботы.

Одни говорили: Он сын Марии,

А другие говорили: Он сын плотника.

Одни говорили: Он Иоанн Креститель,

А другие говорили: Он Илия.

Одни говорили: Он Иеремия,

А другие говорили: Он один из пророков.

А Господь наш сказал Своим ученикам:

А вы за кого Меня почитаете?

И сказал Симон Петр:

Ты Христос, Сын Божий.

И перед самым праздником Пасхи, когда Господь знал, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу,

Царь Сиона на Сион поднимается,

Царь Сиона на Сионе омывает ноги двенадцати.

Лев от колена Иудина с двенадцатью возлежит,

Лев от колена Иудина Иудою предается.

Страж Израиля на ночную стражу выходит,

Страж Израиля под стражей ведется.

Сильный Иакова с сильными поставляется,

Сильный Иакова рабом заушается.

Бог живой не отвечает первосвященнику,

Бог живой Богом живым заклинается.

Бог отцов отцами народа осуждается,

Бог отцов как Сын Отца отвергается.

Слово истинное об истине вопрошается,

Слово истинное по устам ударяется.

Глава мира венцом венчается,

Глава мира по главе ударяется.

Пославший пророков пророком именуется:

Прореки-ка нам, пророк, кто ударил Тебя.

И видел Всевидящий

И того, кто бил,

И того, кто хулил,

И того, кто кричал,

И того, кто наущал,

И того, кто распинал,

И того, кто пригвождал,

И того, кто копьем прободал,

И того, кто уксусом напоял.

И так молился Господь к Своему Отцу: Отче, прости им: не ведают, что творят.

Я же хоть и на кресте умираю, смертью смерть попираю.

Я же хоть и во гробе полагаюсь, сущим во гробах жизнь дарую.

Я же хоть и ароматами умащаюсь, весь мир облагоухаю своим

учением.

Я же хоть и принимаю надгробное пение, весь мир научу

воспевать Тебя.

Я же хоть и повиваюсь смертными пеленами, сброшу на третий день смерть, как пелены, и по прошествии сорока дней взойду

к Тебе, Богу и Отцу.

И так говорил Господь наш на горе елеон, когда оставлял Своих учеников: се, пребуду с вами до скончания века!

Хвалебная песнь горе Фавор

Ныне ликуй, гора Фавор,

Торжествуй, царица долины Изреельской.

Возвысь главу свою, сторожевая башня Иссахара1,

Омойся росою, встречающая первый луч солнца.

Восходит к тебе твой Владыка,

Поднимается к тебе Поднявший тебя над долиною.

Утвердивший основания твои — на главе твоей,

На главе твоей утвердил стопы Свои.

Веселись, веселись, царица гор,

Веселись, ликуй, краса долин,

Лобызавшая стопы своего Владыки

И главою своей коснувшаяся ног Его.

Ликуй, свидетельница древней славы,

И сказавшая: Вот предзнаменование грядущего величия.

Омойся светом, оплот Деворы,

Облекись в сиянье, становище Варака.

Господь, сошедший с Вараком с высот твоих,

Днесь восходит на твою вершину.

Господь, сокрушивший колесницу Сисары,

Вновь являет на тебе Свою силу.

Нарекут тебя: Подножие превечной славы;

И престолом несокрушимой силы назовут тебя.

Будут петь: Ликуй, помост Божественного света,

Веселись, царица, на главе твоей венец сиянья.

Распахнитесь, врата солнца,

В блеске славы и в сиянии великолепия.

Пусть поет подгорная долина,

Где в садах благоухание цветущих яблонь.

На тебе, о крепкая, Крепчайший,

На тебе, высокая, Всевышний.

Сотворивший тебя избрал тебя,

Поставил тебя словно столп Своего величия.

На тебе, о дивная, Предивный,

На тебе, могучая, Всесильный.

Сотворивший тебя избрал тебя,

Поставил тебя, башню для обитания сильных.

Из сокровищницы Твоих поучений

Ныне, о милосердный Господи,

Обнищав добродетелью,

Омрачившись умом

И лишившись слова,

Я, словно вор, похищая слова и образы

Из сокровищницы Твоих поучений,

Приношу Тебе свое покаяние.

Господи, я — пища, лишенная соли;

осоли меня.

Господи, я — соль, лишенная силы;

не оставь меня на попрание.

Господи, я — тесто, в которое хозяйка положила дрожжи,

а оно не поднялось;

избавь меня от закваски фарисейской.

Господи, я — светильник, в котором иссякло масло, и едва тлеет

фитиль его;

не угаси меня.

Господи, я — лампада, источающая дым вместо света, приходит

хозяин и покрывает ее горшком,

чтобы не наполнился дом зловоньем;

поставь меня на высоком месте.

Господи, я — невод Петра, что всю ночь возвращался без рыбы;

повели отойти на глубину.

Господи, я — рыба, попавшая в невод, но отброшенная вновь

в пучину;

не лиши меня Твоего Царства.

Господи, я — смоковница, которая, когда Ты взалкал, не имела

чем напитать Тебя;

не прокляни меня.

Господи, я — смоковница, что, оставаясь бесплодной, напрасно

занимает место в Твоем винограднике;

не посеки меня.

Господи, я — лоза, произрастившая дикий терн;

прости мне мое безумие.

Господи, я — пахарь, озирающийся назад;

возложи мою руку на орало терпения.

Господи, я — семя, что, упав на землю, не умерло;

оживи меня.

Господи, я — семя, что лежит при дороге и, терпит солнечный

зной;

покрой меня.

Господи, я — путник, застигнутый ночью в пути;

озари меня.

Господи, я — путь в Самарию, на который Ты запретил вступать

ученикам Своим;

исправь пути мои.

Господи, я — тот, кто, оставив Иерусалим, отправился в Иерихон;

исцели меня.

Господи, я — город, оставляя который, каждый отрясет прах

от ног своих;

не оставь меня.

Господи, я — богач, сломавший старые житницы, а большие

не построивший;

дай мне время на покаяние.

Господи я — тот, кто, созвав гостей, не запасся вином;

не посрами меня.

Господи, я — башня, что осталась стоять недостроенной на смех

прохожим;

укрепи меня.

Господи, я — врач, ослабевший в болезни;

спаси меня.

Господи, я — крыша, с которой разглашаются тайны;

дай мне слово правое.

Господи, я — “да, нет” и “нет, да”;

избавь меня от лукавого.

Господи, я — привратник, уснувший за дверью;

пробуди меня.

Господи, я — дверь, что и ночью и днем затворена перед другом;

напитай меня хлебом милосердия.

Господи, я — должник, рассвирепевший на должника;

изведи меня из темницы сребролюбия.

Господи, я — драхма, на которую обнищала ее хозяйка;

взыскав, просвети меня.

Господи, я — талант, не обогативший своего хозяина;

во тьму внешнюю не осуди меня.

Господи, я — динарий с начертанием кесаря;

князю мира сего не предай меня.

Господи, я — статир, проглоченный рыбой;

со дна ада извлеки меня.

Господи, я — колодец, пересохший до дна;

водою живой напои меня.

Господи, я — дом, не устоявший перед натиском вод,

на камне веры утверди меня.

Господи, я — оставивший дом отца и вошедший к блудницам;

в покаянии приими меня.

Господи, я — сказавший отцу: “дай мое”;

дай мне разум прийти в себя.

Господи, я — разводное письмо, написанное рукою жестокосердия;

прости меня.

Господи, я — долговое письмо, написанное рукою беззакония;

потерпи на мне.

Господи, я — сокровищница, подкопанная и расхищенная ворами;

сохрани меня.

Господи, я — мехи ветхие и разодранные;

обнови меня.

Господи, я — одежда, истлевшая с заплатой из небеленой ткани;

разорви мои согрешения.

Господи, я — дыра на одежде, сквозь которую открывается нагота;

покрой мои беззакония.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!

Разговор человека со своей душой в преддверии
Святой Пятидесятницы

Ныне в преддверии Святой Пятидесятницы,

Когда Господь на Сионе с шумом сильного ветра

И в видении огненных языков

Излил на Своих учеников Святого Духа,

И ты, о душе моя, облекись силою свыше,

Облекись, единственная моя, Духом Божиим.

Который благ, свят, мудр, светел,

Вездесущ, всеведущ и всемогущ,

Вдохновляет пророков,

Вещает через святых Апостолов,

Поставляет на служение священников,

Поддерживает и укрепляет Божиих избранников.

Ибо был Дух Божий при устах Моисея,

и сломил Моисей ожесточение фараоново.

Исполнил Дух Божий Веселеила,

и преуспел Веселеил во всяком художестве.

Почил Дух Божий на Елдаде и Модаде,

и пророчествовали Елдад и Модад в стане.

Укрепил Дух Божий Иисуса Навина,

и повиновались Иисусу сыны Израилевы.

Объял Дух Божий Гедеона,

и, вострубив трубою, созвал Гедеон племя Авиезерово.

Нашел Дух Божий на Иеффая,

и принес Иеффай обет свой Господу.

Сошел Дух Божий на Самсона,

и растерзал Самсон льва как козленка.

Почил Дух Божий на Давиде,

и был назван Давид сладчайшим певцом Израиля.

Охватил Дух Божий Азарию,

и вышел Азария навстречу Асе.

Облек Дух Божий Захарию,

и стал Захария на возвышении пред народом.

Вразумил Дух Божий Даниила,

и никакая тайна уже не затрудняла его.

И еще положил Господь от Духа Своего на Отроке Своем,

и Он возвестит суд народам.

Почил Дух Господень на отрасли Иессеевой,

и будет Он судить бедного по правде

и духом уст Своих убьет нечестивого.

Так же и ты, о душа моя, уподобься древним,

Вооружись и ты, единственная моя, Духом Божиим.

И, сломив ожесточение страстей,

Увидишь художество добродетелей.

Будешь пророчествовать посреди церкви

И жить в послушании у Господа.

Вострубишь трубою радости

И исполнишь обет твой Господу.

Растерзаешь льва, ищущего растерзать тебя,

Гласом пения псалмов Давидовых.

Встанешь бесстрашно перед царем

И не поколеблешься, когда выйдешь к народу.

С дерзновением приступишь к Тайнам Божиим

И сделаешься отраслью на отрасли Иессеевой.

Тогда оправдаешься на суде Его

И не погибнешь от духа уст Его с нечестивыми.

И сказала мне душа моя,

Так отвечала мне единственная моя.

Дух Святой дышит, где хочет,

Я же лишь Им дышать желала бы.

Потому что Дух Святой придает мне бодрость,

А плоть твоя, о неразлучный мой, не приносит мне пользы.

Голос Духа Божьего слышен,

А откуда Он приходит и куда идет, неизвестно.

Я же, хоть и пребываю всегда с тобой,

Онемела от грехов твоих.

Не мерою дает Бог Духа Своего,

Ты же когда положишь меру грехам своим?

Духом многословия ты лишил меня славословия.

Духом мудрования ты лишил меня мудрости.

Духом дерзости ты лишил меня дерзновения.

Духом возношения ты лишил меня восхождения.

Духом праздности ты лишил меня радости.

Духом пьянства ты лишил меня сладчайшего упоения.

И что скажу еще

О гневе, блуде и коварстве,

Хитрости и лукавстве,

Жадности и воровстве,

Подозрительности и хвастовстве,

Предательстве и божбе,

Злобе, зависти, осуждении,

Невоздержанности в посте.

И сказал я душе своей,

Так обратился я к ближней своей.

Что же делать мне, душа моя,

Как же быть мне, единственная моя?

Научи меня, неотступная моя,

Не молчи, неразлучная моя.

И сказала мне душа моя,

Так отвечала мне единственная моя.

Вспомни, возроптал народ на Моисея и Духа Божьего,

и послал Господь на них ядовитых змей, и те жалили их.

Отступил от Самсона Дух Божий,

и, ослабев, стал как прочие люди, и выкололи глаза ему

филистимляне.

Глумились Офни и Финеес над Духом Божиим,

и, лишившись ковчега завета, пали оба в один день при

Авен-Езере.

Отступил от Саула Дух Божий,

и стал Саул обиталищем злого духа, который возмущал его.

Убегал в Фарсис Иона от Духа Божьего,

и был брошен в море, и три дня находился во чреве китове.

Отошел от Седекии Дух Божий,

и бегал он из комнаты в комнату, чтоб укрыться.

Укрыв деньги, солгали Анания и Сапфира Духу Божьему,

и упали оба у ног Петра бездыханны.

Принес деньги, чтобы купить Духа Божьего, Симон,

и услышал: вижу тебя исполненного горькой желчи.

Но Давид, когда взял Вирсавию и лишился тем Духа Божьего,

принес свое покаяние и так молился ко Господу

с сокрушением сердца:

Духа Твоего Святого не отыми от меня.

Внимай, неразлучный мой, глядя на древних,

Внимай душе своей, и я буду говорить тебе.

Бегай жала ядовитых прилогов

И с глазами поставь завет свой.

Сделай сердце твое ковчегом завета,

Страшным для злого демона.

Не скрывайся от лица Божьего,

Чтобы иметь тебе надежное укрытие.

Уразумей, что все богатство мира —

Лишь цена за горсть горькой желчи.

И вместе с тем, кто сказал:

Куда пойду от Духа Твоего?

Непрестанно взывай ко Господу,

Чтобы не отнял Он Духа Своего.

Его же в третий час пятидесятого дня по Воскресении

И утром десятого дня по Вознесении,

Когда солнце направлялось к зениту,

А ученики собрались в сионской горнице,

Внезапно с шумом сильного ветра,

И в видении огненных языков,

Излил Господь на Своих Апостолов,

И исполнились все Святого Духа.

Который благ, свят, мудр, светел,

Вездесущ, всеведущ и всемогущ,

Вдохновляет пророков,

Вещает через святых Апостолов,

Поставляет на служение священников,

Поддерживает и укрепляет Божиих избранников.

1Нав 19:22.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.