10-12 октября 2010 года проходит IV Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово».
Иван СЕМЕНОВ, обозреватель ВГТРК, исполнительный продюсер информационного телеканала «Россия -24», соведущий еженедельной передачи «Церковь и мир» на канале «Россия — 24» является на нем руководителем направления «Телевидение».
Она родилась где-то в первой половине 1990-х. Трудно установить точную дату. Я твердо помню, что в 91-м ее еще не было и в помине ( тут мы, конечно, не говорим о нескольких священных даже для советской власти коровах, типа ЖМП в его старой ипостаси ). А вот в 95- м она уже была вовсю : в больших городах практически все креп кие общины, которые начали, как только стало можно, собираться вокруг ревностных священников, с какого — то момента стали считать своим долгом завести хотя бы «приходской листок» в одну страничку. Клирики писали для этих изданий какую — нибудь нехитрую гомилетику к праздникам, а еще там печатали хронику : кого обвенчали, отпели, на какую экскурсию свозили детей воскресной школы — и все это сильно сплачивало приход. Профессиональные журналисты работали в таких изданиях крайне редко, никакой проблемной публицистики, не говоря уже о серьезных репортажах, тоже не было. Многие такие листочки безжалостно поглотил дефолт 98- го го да, и может быть, вовсе не стоило бы о них вспоминать, не будь они явным знаком возрождения «церковной нервной системы» на клеточном — общинном — уровне. И потом некоторые эти издания, восстав как фениксы из пепла конца 90- х, превратились в периодику общецерковной известности. В том числе журнал, который вы держите сейчас в руках.
Одновременно оживлялась епархиальная пресса. Она создавалась «сверху», от архиерея, ввиду чего на первых порах представляла собой совершенно гремучую смесь пафосности и второстепенности. Чтоб никто не обиделся : я считаю, что этот этап епархиальной периодикой дав но пережит, в нее приходят грамотные молодые журналисты, и все сейчас зависит от редакционного такта, чтоб и местный колорит не потерять, и не превратиться в дневник деяний правящего владыки.
Вместе с тем «снизу» и примерно в то же время появилась и первая проблемная публицистика. Свобода и бесконтрольность церковного слова в 90- е годы была такова, что публицистика эта оказывалась преимущественно протестной. «Против Запада», «против инородцев», «против косной традиции», «против сокращения канона на утрени»… Причем никакого конструктивного диалога, к сожалению, не получалось. Сейчас многие тогдашние авторы угнездились по маргинальным нишам интернета и на поверхность почти не всплывают. В стороне от этого махания руками возник журнал «Фома», который первым попытался говорить проблемно и серьезно, но «за».
Затем развернулись электронные СМИ. И первым должно быть упомянуто, конечно же, радио «Радонеж». Его я до сих пор совершенно искренне считаю самым свободным средством массовой информации постперестроечной России. Практически любой известный батюшка мог попасть в 90- е и в начале нулевых на «Радонеж». И сказать мог почти все что угодно. У слушателей ( вернее, как правило, слушательниц ) от такой редакционной политики немного двоилось в голове. Мне лично приходилось принимать в студии звонки : «А как же вчера в это же время отец имярек говорил совсем наоборот?! »
Позже всех на арену вылетела дорогая капризная птица — телевидение. Было несколько передач, которые, впрочем, трудно назвать журналистскими работами. Например, «Слово пастыря» Патриарха — тогда митрополита — Кирилла. А жизнеспособный телеканал до сих пор остается один — екатеринбургский «Союз». Вероятно, его сотрудники раньше других нашли ответы на важные вопросы начала третьего тысячелетия: «Что же такое «православное СМИ «? Кто же такой «православный журналист «»?
В 90- е эти вопросы были банальны ми. Доброжелательно и со знанием дела на церковную тематику и вообще о вере писали только люди церковные, в изданиях, выходящих с благословения того или иного епископа или священника.
После середины нулевых ситуация радикально изменилась. Вот пример : трансляции ВГТРК с Архиерейского и Поместного соборов 2009 года были благословлены Местоблюстителем патриаршего престола. Журналисты, в большом количестве работавшие на освещении этих событий, выступали в своих репортажах в высшей степени доброжелательно по отношению к Церкви. Почти никто из них не сделал ни одной фактической или терминологической ошибки. То есть налицо была компетентная профессиональная работа. Можно ли всех моих коллег, включавшихся в эфир с соборов, назвать православными журналистами? Сомневаюсь ! Как признавался мне потом один из них : «Я не вполне понимаю, зачем вашей Церкви, кроме попов, еще какие — то «архиереи». Но вот разницу между фиолетовой, голубой и зеленой мантиями могу объяснить, хоть ночью разбуди ! »
С другой стороны, многие вполне церковные издания берут сейчас на работу людей не очень церковных : главное — сочувствие вере, честность и профессионализм. В какую сторону все будет развиваться, прогнозировать невозможно. Может быть, будущее за усилением епархиального слова ( не забывай те про «Союз» !). А может, специфически «православные СМИ» ( кроме, конечно же, неизбывного ЖМП !) вообще исчезнут, оставив поле профессиональным церковным колонкам в качественных СМИ «общего назначения».
Очевидно одно: мы есть. И за годы, что мы есть, явно стали профессиональнее, разнообразнее и доходчивее. А это не так уж мало !
Иван СЕМЕНОВ , обозреватель ВГТРК ,исполнительный продюсер информационного телеканала «Россия-24″
Мы – свидетели благодатных перемен