«Мне казалось, я умею ездить как никто»
— Недавно была ужасная авария, когда автобус с хоккеистами врезался в легковушку в Свердловской области. Это не первое ДТП за последний месяц. Пик связан с праздниками, отпусками?
— Конечно, больше всего ДТП происходит в осенний, весенний и зимний периоды, когда световой день меньше и хуже видимость на дороге. Кроме того, в праздники многие употребляют алкогольные напитки, а кто-то 3–4 дня не ездил, садится за руль и немного расслабляется. Но законы физики в эти дни никто не отменял, и отсюда резонансные аварии.
Кроме того, зимой от перепадов температуры вода застывает, разрывает асфальт, а ремонтируют его в выходные медленнее, все хотят отдыхать. Таким образом, есть целый набор причин, а не одна, которую можно устранить и исправить ситуацию.
— По своему опыту знаю, что аварии происходят в тот момент, когда я особенно в себе уверена. Это такая психологическая обманка — уверенность в себе?
— Она как раз присуща новичкам, которые еще не попадали в аварию. Я попал в ДТП через две недели после того, как получил права. Мне казалось, что я умею ездить как никто, знаю правила и вообще все знаю. Но я не знал особенностей своего организма: как он реагирует на свет, на утреннее и вечернее время, на стресс. К моменту аварии я устал, отвлекся, пропустил торможение другого транспортного средства и оказался виновен в ДТП.
Новичок понимает только то, как он сам движется. Но на дороге надо прогнозировать поведение других.
Опытный водитель всегда знает, где притормозить, где пропустить. Статистика показывает, что люди с 2–3 годами стажа чаще попадают в аварии, чем более опытные водители.
Это исходит еще и потому, что новички — обычно молодые люди, им присущ более быстрый, более агрессивный стиль вождения. Я это тоже знаю в том числе и по себе. Я в 18 лет и я в 37 лет — это разные люди, которые и автомобилем управляют по-разному. Опытный водитель никогда не чувствует себя суперуверенно, потому что понимает, что на яме может лопнуть колесо или что другой участник движения может поехать по встречке и выскочить там, где его меньше всего ожидаешь.
Как избежать вторичного ДТП после аварии?
Лучше всего не останавливаться на проезжей части вообще, но если машину нельзя передвинуть на безопасное место или вы боитесь отказа в выплате от страховой, то соблюдайте хотя бы минимальные правила:
- Включите аварийку и наденьте световозвращающий жилет.
- Не выключайте фары и габаритные огни, особенно в темное время и при плохой видимости.
- Покиньте салон со стороны ближайшего отбойника, если машина остановилась на обочине, то справа.
- По возможности оставайтесь за ограждением.
- Не перебегайте дорогу.
- Ни в коем случае не оставайтесь в автомобиле.
- Установите знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 метров в населенных пунктах и не менее 30 метров за их пределами. Лучше — дальше!
- Идите к месту установки знака за ограждением, неся знак перед собой, чтоб вас было видно.
- Вызовите экстренные службы и аварийного комиссара.
- Если есть возможность безопасной съемки, оперативно проведите фото или видеофиксацию, и как можно скорее освободите проезжую часть (лучше это из-за отбойника сделать).
Будьте бдительны, большинство вторичных аварий происходит из-за хаотичных действий водителей после ДТП.
Источник: сообщество Александра Шумского
«Дальнобойщикам иногда становится обидно»
— Есть такое явление, как «король дороги». Это дальнобойщики, водители КамАЗов, которые немного презирают нас, автолюбителей, путающихся у них под ногами, и стремятся обогнать, подрезать.
— После распада СССР уже нет разделения на автолюбителей и профессионалов. Раньше ты был профессионалом, если водил грузовой транспорт, который принадлежит государству, и автолюбителем, если ездил «для себя».
Мне мой дядя-шофер говорит: «Знаешь, чем шофер от водителя отличается? Водитель — это тот, кто только водит, а шофер — это тот, кто может еще и починить».
Иными словами, это человек, обладающий элементарными навыками механика. В этом смысле дальнобойщики, конечно, шоферы. Но именно такие люди знают, что такое цена жизни, цена времени и ответственность — особенно когда везешь груз на десятки миллионов рублей. Не будут они никого специально подрезать. Зачем им этот риск, потеря времени, оформление, да еще потом за груз заставят расплачиваться?
Если кому-то дальнобойщики кажутся резкими, нахальными, то это связано с тем, что их не пропускают. У них большие маломаневренные машины, легковушке под грузовик проскочить проще простого. Ну и водителю грузовика, наверное, иногда становится обидно. Если это и наглость, то от безысходности. Я прямо таких вот наглых профессионалов не встречал, хотя, наверное, бывают исключения. Думаю, наоборот, что это как раз самая безопасная категория.
Если пересчитать количество ДТП, в которые они попадают, то выяснится, что они в разы осмотрительнее, чем обычные водители.
На легковушке на тормоз нажать не страшно, а у фуры может быть такая инерция, что она просто не остановится.
— При каких обстоятельствах лучше вообще не садиться за руль — за вычетом самых очевидных случаев, когда человек выпил. Например, поругался с начальником, всего колотит, а надо в школу за ребенком ехать.
— Каждый должен изучить себя и принять решение. Кто-то, поругавшись, ведет себя неадекватно, а другой, наоборот, сел в машину, включил музыку, расслабился, выдохнул и едет себе нормально. У каждого свои секреты, что называется, а универсальное правило одно: выпил — за руль не садись.
«Российские машины стоят под полтора миллиона, для многих это заоблачная цена»
— По статистике от октября 2023 года у нас зафиксировано 96 768 ДТП, что на 4,9% выше, чем в прошлом году. Насколько этот прирост показателен и есть ли более свежие данные?
— Действительно, у нас в прошлом году наметился рост. Мы ждем официальной статистики, которая будет где-то к середине февраля. Это связано с тем, что с момента последней аварии дается плюс 30 дней. Люди, погибшие в этот период, попадают в статистику 2023 года.
Тем не менее, уже сейчас ясно, что аварий стало больше. Ведь в последние 10 лет мы падали на несколько процентов в год, а в какие-то годы падение доходило до 10%. И вот теперь вместо падения на 5% мы имеем рост на 5%. Дельта в 10% очень значима и далека от статистической погрешности. Это означает, что 2023 год может продолжить рост или, в лучшем случае, выйти в ноль (хотя вряд ли мы увидим значимое снижение за декабрь).
— С чем это связано?
— Во-первых, транспортные потоки резко перераспределились с западного направления на восточное, где дороги не готовы к такому количеству автомобилей. На западе мы уже начали строить М4, М1, и вдруг оказалось, что они не нужны. Все ездят теперь в Китай, а не через Беларусь, не в Европу, не в Америку. Ну и на Украину давно уже никто не ездит по М3.
Во-вторых, начал стареть автопарк. Конечно, такое не происходит единовременно, но за 2–3 года это может стать критичным. 2013 год — это последний год у «Жигулей», сейчас в Москве их почти не встретишь, да и в целом по стране их стали заменять, хотя так называемая «классика» — «шестерки», «семерки» — в 2015 году были еще вполне рабочими машинами, использовались даже в такси. Сейчас это в лучшем случае поселковый, сельский транспорт, который должен постепенно сходить на нет.
А что мы видим теперь? Машины, которые могли бы быть обновлены, продолжают кататься, потому что нового «китайца» за 2–3 миллиона далеко не каждый может себе позволить.
Да и российские машины тоже уже стоят под полтора миллиона, что для многих заоблачная цена.
— До сих пор для нас слова «китайское качество» были синонимом «плохого качества». Каково сегодня мнение экспертного сообщества о китайских автомобилях?
— Мне кажется, что они внешне очень красивые, но это дело вкуса. Об остальном судить пока рано. Говорят, нам продают машины среднего качества по завышенной цене, но это больше на уровне слухов. Должно пройти время.
«Количество погибших в ДТП за 10 лет снизилось в 2,5 раза»
— Вы сказали, что обновление автопарка и совершенствование дорог привело к падению количества ДТП. Однако люди продолжают гибнуть.
— Надо понимать, что по законам математики падение не может быть бесконечным, в какой-то момент вы уходите на плато, когда меры, которые вы приняли, уже сработали, а дальше нужно что-то новое. Да, трасса М-4 совершенно поменялась. Я помню ее в 90-е — это была дорога 1+1, где невозможно было разъехаться. И тут я поехал по ней полгода назад — там вообще нет пересечений в одном уровне. Но заново трассу М-4 не построишь, она уже есть, надо двигаться дальше.
У нас покрыли камерами всю страну, что сыграло определенную роль. Мы увидели резкий рост количества нарушений, которые стали выявлять, и, соответственно, пошло снижение ДТП со смертельным исходом.
Наконец-то у нас начали пристегиваться. Это стало спасать жизнь даже в «Жигулях». Люди поняли, что нужно беречь и себя, и детей. За отсутствие детских кресел штрафуют. Но дальше и этот эффект себя исчерпал. Все равно 14 тысяч человек погибает каждый год, хотя на пике эта цифра доходила до 37 тысяч.
Необходимо заниматься организацией движения и дальнейшей пропагандой правильного поведения на дорогах. А вот этого фактически не происходит, если не считать плакатов «Не превышайте скорость, вас ждут дома». Этого мало.
— Если не было большой общественной кампании, то почему люди стали пристегиваться?
— Она есть, но ее мало ведет государство. У нас с 2013 года появилось множество соцсетей, видеосервисов, и люди стали видеть, как легко погибнуть. Они стали получать информацию, которой раньше не обладали. Воочию убедились, чем может закончиться тот или иной неудачный маневр, и стали менять свое поведение. Например, в Москве за 10 лет количество погибших снизилось в 2,5 раза, потому что там смогли вообще по-другому организовать движение.
«На мигающий зеленый все хотят втопить»
— Вы являетесь противником мигающего зеленого светофора. Почему?
— Противником точно не являюсь, но очень внимательно наблюдаю за экспериментом по отмене мигающего зеленого, который проходит в Зеленограде, Владивостоке, Южно-Сахалинске.
Дело в том, что 92% водителей на мигающий зеленый не притормаживают, а наоборот, набирают скорость.
Это может стать дополнительным фактором для тяжелых дорожных транспортных происшествий. Практически ни в одной стране мира мы не видим мигающего зеленого сигнала, за исключением Грузии, Турции, Литвы. Почему-то он есть также в Дубае. Надо дождаться итогов эксперимента и тогда принимать решение.
— Не будет мигающего зеленого, втопят на желтый.
— Когда резко включается желтый, у вас есть всего три секунды, чтобы набрать скорость. Если начинает мигать зеленый, то у вас есть три еще плюс три секунды, то есть, в общей сложности, уже шесть. И практика показывает, что это очень опасная история.
— Несмотря на совсем недавние трагические случаи, я вижу, что отношение людей друг к другу тоже поменялось. Пешеходам стали уступать дорогу, а водители стали пропускать друг друга. Это просто какой-то неизбежный ход цивилизационного развития?
— Думаю, да. В 90-е и нулевые мы вступили в пору дикого капитализма, начался хаос на дорогах. Мы получили огромное количество автомобилей. В советское время у нас не было даже 60 автомобилей на 1000 человек населения и считалось, этого показателя мы достигнем только при коммунизме. Сейчас мы имеем 400–500, а в некоторых регионах 600 автомобилей на 1000 человек. И, конечно, мы постепенно научились пользоваться автомобилями как транспортным средством повышенной опасности.
Раньше если водитель мог ехать 200 километров в час, то он и ехал. А сейчас это общественно порицаемое действие, как и пьянство за рулем, которое в 90-е считалось нормой. Теперь даже скептики перестают ездить пьяными: можно запросто лишиться прав.
Уже мало кто просовывает ремень за спиной или ставит заглушки, чтобы машина не пищала. Люди посмотрели множество видеозаписей, которые показывают, что пристегнутый водитель имеет в десятки, в сотни раз больше шансов выжить, чем водитель, который вылетает из машины головой вперед. Общество, можно сказать, остепенилось.
«На экзаменах люди толпой стоят на морозе»
— Добросовестно ли у нас учат автовождению, или как раньше — купил права и ездишь?
— Мне кажется, самое неправильное — это то, как у нас проходит приемка. Я вижу, как заваливают людей, которые в целом могли бы сдать.
Сам экзамен иногда превращается в пытку, когда все стоят голодные, толпой, под дождем. Особенно тяжело, когда людям 18–20 лет и никто им ничего не объясняет, только шпыняют.
Необходимо создать прозрачную, беспристрастную систему оценки, где нет ловушек, нет намеренно провоцируемых неоднозначных ситуаций, которые всегда трактуются в пользу инспектора, а не водителя. Вместо этого в наш век цифровых технологий создают такую нервную обстановку.
Это, конечно, подталкивает людей к тому, чтобы они негласно договаривались и «приобретали» права. В итоге их получают как те, кто еще не до конца научился водить, так и те, кто водить вовсе не умеет и надеется это сделать потом. А сейчас ему просто неохота мерзнуть на морозе.
— Я знаю людей, которые честно сдали на права, но так и не сели за руль. Возможно, им не повезло с инструктором. Как его выбрать правильно?
— Моя собственная тетя за 50 лет стажа села за руль раз пять. Экзамены она сдала, но потом поняла, что автовождение — не ее история, и закрыла тему. Наверное, это к лучшему.
А что касается выбора инструктора, то это настолько индивидуально, что трудно дать какой-то совет. Все равно что советовать, как выбирать себе мужа или жену. Просто ищите того, с кем будете чувствовать себя уверенно и комфортно. Если инструктор хорошо объясняет, не нервничает, не раздражается, то, значит, он сможет научить. А если вам с этим человеком плохо, то лучше не стесняться и его заменить. Не надо терпеть.
«Женщины реже попадают в ДТП»
— Есть ли какие-то гендерные и национальные различия в системе вождения? Можно ли, например, сказать, что мужчины водят лучше, чем женщины?
— Женщины, как правило, ездят более спокойно, из-за чего создается ощущение, что они нерешительны, менее уверены в себе. Это немного раздражает более опытных водителей, но зато женщины реже попадают в ДТП.
Я не думаю, что есть какие-то базовые гендерные и национальные предрасположенности. Скорее есть культурные особенности.
В каких-то странах — например, в Грузии — водят более резко, но это просто сформировавшийся набор привычек. Если поменять правила, ввести штрафы, то поменяется и поведение.
Ну вспомните, как мы ездили по встречке и парковались в 2–3 ряда на пешеходных переходах еще 10 лет назад. Сейчас все это даже представить себе невозможно. Что у нас, поменялся менталитет? Нет, просто стали другими законы, появилась ответственность.
Никому на роду не написано ездить не пристегнутыми. Это не константа, все дело в условиях.
— Можете сказать навскидку, о чем должен помнить водитель в городе и на трассе? Каким правилам лично вы всегда следуете — помимо самых очевидных: не употреблять алкоголь перед тем, как сесть за руль, не превышать скорость?
— Самый главный совет: не реагировать на поведение других водителей, не играть с ними в шашки, не пытаться никого подрезать, проучить. Если какой-то хам на дороге пытается перед тобой резко тормозить, провоцирует тебя поменять поведение, то лучше остановиться и подождать, пока он уедет. Да, эмоционально хочется завестись, показать ему, что он не прав, и даже, может быть, выйти из машины и разобраться. Но это прямой путь к ДТП и к ужасным конфликтам на дороге.
Фото: freepik.com