В сердце города Челябинска, находится храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Этот храм стал «знамением пререканий» в диалоге власти и верующих ещё добрый десяток лет назад. Заложенный 22 июня 1907 года и освящённый 4 декабря (в праздник Введения во храм Божией Матери, накануне дня памяти благоверного князя Александра Невского – 6 декабря) 1911 года, этот красавец-храм был закрыт в 1930 году. На ступенях его паперти пролилась мученическая кровь церковного старосты.
Возвращение храма святого Александра Невского в Челябинске — давно ожидаемое всеми православными верующими событие. Почти два десятилетия шли споры и обсуждения данной проблемы, и почти два десятилетия Челябинская епархия ожидала судьбоносного для старинного храма решения областной власти. Храма, с которым связаны имена великих людей российской истории и культуры прошлого – Царственных мучеников и страстотерпцев в лице последнего императора Николая II, жертвователя средств на строительство, академика Александра Никаноровича Померанцева, проектировавшего этот храм, священномученика Сильвестра (Ольшевского), его освящавшего, и других.
К несчастью, далеко не все понимают место Церкви в современной жизни российского общества. За время пленения Церкви на нее привыкли смотреть как на некий анклав чего-то давно пережитого. Инерция мышления — штука коварная: нет-нет, да и даст о себе знать. Многим не нравится укрепление позиций Русской Церкви, её активная и разносторонняя общественная деятельность, особенно в образовательной сфере. Это воспринимается как экспансия, как натиск клерикалов на бастионы светского позитивизма — одним словом, негативно. Высказываются также подозрения в том, что монастыри, превращённые в музеи, и храмы, переделанные в «очаги культуры», когда произойдёт обратная метаморфоза, закроют свои двери для широкой публики. Надо ли доказывать, что это вовсе не так? Следует ли припоминать, что и храмы, и монастыри принадлежат Церкви, а Церковь — это собрание верующих, а значит и есть народ, та самая «широкая публика»?
Этот импровизированный референдум можно продолжать бесконечно. Истина в подобном споре обречена на вечное внутриутробное существование, потому что каждый его участник останется при своём мнении и только укрепится в нём.
Для кого-то храм святого Александра Невского — это святыня, осквернённая и поруганная, для кого-то — «зал органной и камерной музыки». Спор не завершён. Но попытаемся разобраться.
Возвращение церковных зданий инициировано государственной властью при содействии Московской Патриархии, и именно государственная власть имеет возможность и полномочия разрубить узел противоречий, сплетённый культурным невежеством, поместившим орган в православный храм.
История превращения храма в объект, принадлежащий областной филармонии, началась до возобновления Челябинской епархии как субъекта Русской Православной Церкви, и мнения духовенства и верующих тогда, в 1985 году, никто не спрашивал. И как же странно наблюдать сейчас бесконечный поток упреков в адрес власти и Церкви, прилагающих усилия по возвращению храма!
Тут стоит развенчать несколько весьма распространённых мифов, связанных с пресловутой проблемой «уникальности», «неповторимости» и «невозможности демонтажа» органа, волею неразумения оказавшегося в православном храме.
Орган сконструирован германской фирмой «Генрих Ойле», которая ставит данные музыкальные инструменты по всему миру. Челябинский орган — инструмент «эконом-класса»: не самый шикарный, но достаточно хороший для своего времени — то есть для середины 80-х годов прошлого века. Сами немцы неоднократно называли орган «типовым» и, хотя и расхваливали его, оговаривались, что инструмент вполне заурядный. Все восторги в адрес органа со стороны фирмы-изготовителя выглядят сейчас нехитрым маркетинговым ходом. Впрочем, такие слова и приёмы тогда, в СССР, были неведомы даже работникам советской торговли, не говоря уж о деятелях культуры. Кстати, смонтировав орган в алтаре храма, сотрудники немецкой фирмы продемонстрировали и как его можно разобрать для обслуживания и ремонта. Очевидно, то, что собрано, можно и разобрать.
Миф о «невозможности демонтажа» был порождён вовсе не деятелями культуры, а, как бы странно это не прозвучало, руководством самой немецкой органной фирмы, которое в 1992 году, отвечая на письмо из Челябинской областной администрации, изрядно напуганной просьбами верующих вернуть храм, послушно отписало, что демонтировать инструмент нельзя, ибо это его повредит. Сами представители фирмы «Генрих Ойле» в Челябинске так и не побывали с тех пор, и орган обслуживали не технические специалисты, а сами работники Челябинской филармонии, в частности органист Владимир Хомяков, который более всех сейчас доказывает «уникальность» и «невозможность демонтажа» инструмента. Правда, тот же Владимир Хомяков говорит и о том, что инструмент уже нуждается в обслуживании и ремонте, в замене морально устаревших соединений и в дополнительной системе кондиционирования.
Еще важный нюанс. Средств на поддержание инструмента в должном состоянии не хватало всегда, а кассовые сборы во все времена оставляли желать лучшего. Вот и искали в органном зале выходы из финансовых затруднений: то по субботам молодые там сочетаются браком, то происходят другие полуофициальные мероприятия.
Итак, вопрос по переносу органа в другое помещение находится в ведении специалистов, а не дилетантов, поэтому много рассуждать не будем. Ожидается приезд в Челябинск представителей фирмы «Герман Ойле», будем надеяться, что «вот приедут немцы, немцы нас рассудят».
Немного о тех, кто так ревностно защищает орган от «православных варваров» и планирует всевозможные «митинги-концерты протеста».
Уже первые слова, сказанные о возвращении храма во время Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Челябинск 19 апреля сего года, вызвали шумную волну интернет-возмущений: от «Руки прочь от нашего органа!» и «Спасём культуру!» до нецензурных и явно экстремистских лозунгов, оскорбляющих верующих и хулящих Церковь. Следует отметить, что с самого начала высказанная позиция Челябинской епархии была однозначна: мы за разумное и взвешенное решение этого вопроса.
Модераторы акций протеста игнорируют все конструктивные доводы, подвергают сомнению и, кажется, даже не слышат позицию Церкви. Известие о том, что рабочая группа Общественной палаты Челябинской области приняла решение рекомендовать губернатору не только возвратить храм, но и построить новый концертный зал, порадовав всё культурное сообщество Челябинска, не вызвало положительных эмоций у наших оппонентов. Начался новый виток информационной войны. Противники возвращения храма Церкви принялись обсуждать в блогах, «как православные вандалы исказят облик центра города». Тут в ход идут все фобии, включая совершенно абсурдные: «центр станет прибежищем бомжей и нищих, толпящихся на паперти», «будут построены высокие заборы и возведены нежилые помещения», «людям запретят(!) прогуливаться возле храма» и многое другое.
На наши замечания, что никто не собирается возводить заборы или запрещать прогулки, следует лишь один ответ: «А мы вам не верим!» Весь этот иррациональный антицерковный пафос многократно усиливается, когда общественность высказывается в пользу возвращения храма.
Приведем пример. Челябинская православная молодёжь объединилась в общество «За возрождение храма святого благоверного князя Александра Невского». Их поддержали Областная Администрация, Законодательное собрание, Молодёжная общественная палата, Общественная Палата, ректора ВУЗов, представители культуры. Молодые челябинцы провели сбор подписей в поддержку возвращения храма верующим среди молодёжи и студентов. За три дня собрали около 15 тысяч подписей. При этом средний возраст респондентов был от 18 до 25 лет. Совершенно очевидно, что для современных молодых людей нормально и естественно, что храм необходимо вернуть верующим. Что ж делают наши оппоненты? (Они, кстати, за месяц не могли собрать и 3 тысяч подписей, хотя и очень старались.) Оппоненты попросту облили грязью все молодёжные объединения, принимавшие участие в сборе подписей: одарили их гнусными эпитетами вроде «выкормышей», «прихвостней», «юных карьеристов» и свое кривляние (иначе не скажешь) подытожили рефреном: «А мы вам не верим!»
Разумеется, антиклерикально настроенным лицам сугубо не понравилось, что такое количество молодых людей поддержало инициативу губернатора М.В. Юревича и митрополита Челябинского и Златоустовского Иова, подкреплённую благословением Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла.
Оголтелые вопли в интернете, провокации, открытая ложь и подтасовки (пообещали, что на митинге выступит популярная рок-группа, а её лидер возьми, да и ответь, что это не так, а людей продолжают убеждать, что они приедут) — всё это удел довольно небольшой, но сплочённой группы «независимых правозащитников», известных своей скандальностью и политиканством в Челябинске. Их готовность выступить поддерживается некоторыми российскими правозащитными организациями, которые впрочем, не спешат рекламировать в данной ситуации себя, а отдают «тему» своим челябинским присным.
Надо отдать должное руководству Челябинской филармонии и дирекции органного зала – они за возвращение храма. Областное министерство культуры также выступает с одобрением этого давно ожидаемого события. Областные и городские СМИ не оставляют вниманием происходящие события, и их репортажи носят исключительно корректный и конструктивный характер. От Правительства Челябинской области вопросы, связанные с возвращением храма курирует вице-губернатор Евдокимов В.М, давний и убеждённый сторонник передачи храма в ведение Русской Православной Церкви. Областное и городское руководство готово рассмотреть и положительно решить вопрос о построении нового концертного зала, а также решить проблему временного пребывания органа на подходящей концертной площадке. К счастью, таковые в нашем городе-«миллионнике» имеются.
Церковная общественность не безмолвствовала и все эти годы не предавала своим молчанием Бога, свидетельствуя лишь так, как позволяли обстоятельства. Мы имеем большой запас терпения и не ослабеваем в молитвах за пленённые святыни. Мы уповаем на правду Божию и умеем ждать. И мы надеемся, что скоро станем свидетелями и участниками возобновления храма. Храма, воздвигнутого в честь и память поборника истины и веры, сказавшего, что «не в силе Бог, а в правде», храма-мученика, храма-исповедника. И хочется верить, что это станет нашим общим делом.
Протоиерей Игорь Шестаков, руководитель молодёжного отдела Челябинской епархии, член Общественной палаты Челябинской области