Оружия воинствования нашего
Кинокомпания «20th Century Fox» выпускает на мировые экраны фильм «The Omen. 666» – «Знамение. 666», переделку знаменитого мистического триллера 1976 года, приурочив её к 6 июня 6 года нового тысячелетия. Почему? Ибо фильм сей о младенческих годах Антихриста. Режиссёр фильма, ирландец Джон Мур, открыто говорит, что его мало заботит мнение церкви по этому поводу. Однако он признаётся, что кое-где церковь ещё имеет значение, упоминая Хорватию, где планировалась часть съёмки. Что же произошло в Хорватии?
Съёмочная группа получила разрешение от местного министерства культуры на съёмки достопримечательностей римских времён в древнем городе Сплите и в Манастирине – кладбище неподалёку, где есть захоронения первых христиан. Несмотря на протесты и требования прекратить богохульство, снимая в таком месте фильм о Сатане, американцы обустроили на кладбище съёмочную площадку, чтобы через несколько дней найти её сожжённой дотла. Кто устроил поджог – неясно и спустя полгода, но съёмки были перенесены в Чехию и Италию. Кстати, в Чехии киношникам препятствовали снимать возле церквей, а вот на Апеннинах они не встретили сопротивления и снимали в городке Матера, где до этого снимали «Страсти Христовы». Столь странное совпадение, что просто нет слов.
Сожжение съёмочной площадки фильма про Антихриста, беспорядки в исламских странах после распространения там датских карикатур (включая поддельные), сжигание книги «Код да Винчи» и демонстрации против фильма – от православных Москвы и Афин до объединённого фронта мусульман и католиков Дели — всё это последние события в борьбе против того, что одними людьми воспринимается как богохульство, кошунство, святотатство, и относится к области «бизнеса да и только» другими людьми. И эта пропасть только расширяется, поскольку стороны говорят на разных языках. Для одних вера есть опыт нравственного общения человеческого сердца с Богом, в котором не место возбуждённому состоянию ума. Для других религиозная тематика — только литературные произведения/свобода слова/коммерческий проект, то есть как раз игры разума, где «пусть цветут все цветы».
С играми и развлечениями бороться всегда было трудно (в разные времена и разных странах различные церкви запрещали гольф, шахматы, велосипед и т.п.), а с развлечениями типа «жвачки для мозгов», какими являются современные книги и фильмы «с религиозным оттенком», — почти невозможно. Попробуйте воевать с разжёванной жевательной резинкой, липкой и тягучей, неотстирываемой и тяжело соскребаемой. Что бы вы ни делали – вляпаетесь по самые уши, увязнете в бессмысленных потугах и проиграете. К сожалению, современные богохульства и инсинуации на религиозные темы имеют именно такую природу, сущность «жвачки». Против их создателей и реализаторов крайне тяжело бороться. Им (и потребителям их продукции) почти невозможно объяснить, что же именно так расстраивает людей, поскольку для них нет ничего святого, в буквальном смысле слова. Никакие сравнения и аллегории не срабатывают, они просто не понимают, о чём идёт речь, когда мы, верующие, утверждаем об оскорблении наших «религиозных чувств».
«Бог поругаем не бывает», невозможно оскорбить, в человеческом смысле этого слова, Вседержителя. Оскорбляют нас, наши чувства сыновней любви к Отцу. Чувства земных людей, направленные к небу, и потому неописуемые для тех, кто туда не стремится. Но апостол нас призывает не обманываться и понимать, что «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). Поэтому лучшим ответом на кощунство и богохульство будет именно разъяснение того, ч т о и м е н н о они пожнут, сея страшные семена плевел.
Нам нужно учиться противостоять современному кощунству с нуля, ведь раньше не приходилось сталкиваться с такими вызовами. Сто пятьдесят лет назад идеи отколовшихся от Церкви вольтерьянцев-нигилистов были доступны лишь малому числу образованных людей и часто молниеносно овладевали умами тогдашней элиты только затем, «чтоб через год заморского болвана тащить к реке привязанным к хвосту». Сто лет назад признание отпадения от Церкви популярного писателя явилось лишь официальным подтверждением фактом того, что он – вне Церкви, поскольку не хочет быть внутри неё. Пятьдесят лет назад стране победившего атеизма обещали показать последнего попа и официальная пропаганда была пропитана кощунством насквозь. Теперь же, когда мы вроде бы в равных условиях, оказывается, что многие атеисты воспринимают наши проповеди также агрессивно, как «хоругвеносцы» реагируют на прокат «Кода да Винчи».
Для них наши слова оказываются кощунством и святотатством, ибо христианская проповедь, как выясняется, оскорбляет ими лелеемый «свой путь разума и поиск истины». Для современных людей возмутительным соблазном оказывается существование Истины, которую не надо искать самому среди множества равных по качеству и вкусу, подобно сортам йогурта в магазине или картинам на выставке. Почему же это соблазн? Поскольку им нужна не одна-единственная Истина, а процесс – не могут же они ограничиться просмотром только одной телепередачи за всю жизнь,
ненаевшийся «жвачкой» мозг всё время требует что-то ещё.
Плоды деятельности таких людей благодаря глобализации теперь повсюду. Раньше бы египтянам и дела бы не было до датской газеты, а грекам до книжки бездарного автора из Нью-Гемпшира. Но теперь от этого не скрыться и никуда не деться – соблазны подобные «Коду да Винчи» и злополучным карикатурам на Мухаммеда оказываются рядом с нами вопреки нашему желанию. Причём если ещё сто лет назад, это ожидалось от настоящих ретивых богоборцев наподобие большевиков, устанавливавших рядом со Свияжским монастырём памятник Иуде Искариоту, то теперь это просто от общей неграмотности и для всеобщего развлечения.
Поэтому стоит аккуратно предупреждать людей о том, где запачкано «жвачкой для мозгов» и куда не надо вступать. Терпеливо объяснять им «почему» и быть готовыми к каверзным, по чьему-то мнению, вопросам. Молиться за их вразумление и наше с ними всеобщее спасение. И тогда, Бог даст, количество желающих производить и потреблять оную жвачку снизится, а нам не придётся бесплодно воевать с кощунством, спрятанным в современные бессмысленные развлечения.
«Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор. 10:3-5)