В программу средних школ и вузов России постепенно включаются предметы, которые, с одной стороны, призваны приобщить детей к традиционным духовным ценностям, а с другой — раскрыть заложенные в каждом человеке лучшие духовные качества. Эти и другие актуальные вопросы корреспонденты «Интерфакс-Религия» обсудили с кандидатом педагогических наук, доцентом Московского финансово-юридического университета иеромонахом Онисимом (Бамблевским), который в настоящее время ведет спецкурс «Основы духовно-нравственной культуры» в ряде столичных вузов.
— Сегодня в адрес Церкви звучат различные обвинения в якобы сращивании с государственной властью и желании иметь влияние на все стороны общественной жизни. Не боитесь ли Вы, что церковное участие в процессе образования может вызвать еще большие негативные тенденции?
— Знаете, апостол Павел еще почти две тысячи лет назад говорил по этому поводу, что для чистого человека все чисто, а для нечистого — все нечисто. Как известно, разруха начинается не где-нибудь, а умах людей.
Чтобы не быть голословным, расскажу один жизненный пример. Восемь лет назад руководство МФЮА пошло на весьма смелый шаг — пригласило священника для беседы со студентами. На просьбу вуза откликнулся настоятель тогда еще строящегося храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке протоиерей Алексий Ладыгин. Придя к студентам, он стал им простым и понятным языком говорить о правде, добре, верности, любви и других забытых сегодня идеалах человеческой жизни. Это простое и понятное общение вызвало колоссальный интерес со стороны учащихся и педагогов. Отца Алексия стали приглашать во все корпуса, где он часами беседовал и отвечал на вопросы.
Видя такую положительную тенденцию, ректор МФЮА Алексей Забелин предложил ввести специальную дисциплину, которая бы читалась на первом курсе для всех специальностей. Так было положено начало курсу «Основы духовно-нравственной культуры», и с 2008 года этот предмет стал постоянно преподаваться. На сегодня его прослушали более 17 тыс. студентов.
— А как сами студенты относятся к тому, что к ним в аудиторию приходит священник в рясе и начинает их учить «уму-разуму»?
— Есть известная истина, что слышит только тот, кто хочет слышать. Один мудрый профессор, когда я еще только начинал преподавательскую деятельность, сказал мне: не надо бояться того, что не все тебя слушают и относятся со вниманием к тому, что ты им говоришь. Если и четверть студентов с готовностью и желанием идет на твои занятия — это успех. Потому что они станут теми, кто будет воплощать твои научения в жизнь, другие же, кто, казалось, только присутствовал на лекциях, видя их деятельный пример, поддержат их в будущем. И только малая часть останется безучастной.
Еще нужно обязательно сказать о том, что наш курс читают не только священники. Можно сказать, что его ведут в большинстве своем светские люди, которые являются преподавателями философии, истории, английского языка и так далее, но при этом имеют еще и внутреннее желание внести свой вклад в укрепление духовности.
Поэтому нет ничего страшного в том, что студенты удивляются, когда, помимо обычных предметов, им кто-то рассказывает о вечных истинах, без которых трудно представить дальнейшее существование человечества. Не зря еще Аристотель говорил, что познание начинается с удивления. Потому что желание познать неизведанное, открыть непознанное, рождает настоящий живой исследовательский интерес. И, заражаясь таким здоровым интересом к исследованию нового, очень многие студенты становятся не просто внимательными слушателями, но и активными участниками нашей дисциплины.
Но все же главной задачей видится не простая передача знаний, а возможность воплотить их в жизнь. Ребята во время ведения курса становятся более сознательными, они учатся выражать свою позицию, аргументировать выдвинутые идеи и, что крайне важно, соглашаться с теми ошибками, которые они невольно допускают. Таким образом, все более и более погружаясь в изучение своих духовных мотивов с одной стороны, а с другой — культурных традиций нашего Отечества, многие ищут возможности каким-то образом сделать для других чего-нибудь полезное.
С такими студентами мы выезжаем в детские дома, дома престарелых, проводим благотворительные акции, помогаем в строительстве храмов, уборке городских парков. В этом и выражается их активное участие. И здесь уже не может быть формального деления преподаватель — студент, есть лишь общее стремление к добру.
— Все таки не верится, что при ведении курса никогда не возникало никаких трудностей. Как-то все очень «гладко» Вы описываете…
— Мы привыкли мыслить стереотипами, ставить штампы. Это плохо. Почему все так, а не иначе, наверное, уже поздно спрашивать. Нужно преодолевать подобную ситуацию, учить людей мыслить шире и глубже. Удобнее всего это сделать за школьной партой (как в средней, так и в высшей школы).
Поэтому главной трудностью, главной проблемой является общественная зашоренность и нежелание человека выйти из созданным им самим мира иллюзий. «Первая причина неприятия вещей есть неподготовленность к ним», — писала Марина Цветаева.
На наших занятиях мы готовим молодых людей принимать вещи такими, какие они есть. Говорим, что белое есть белое, а черное — черное. Что эгоизм, зависть, безудержная тяга к наслаждениям, гордыня, гнев ведут к разрушению личности и целого общества. Напротив же, любовь, доброта, желание помочь и понять ближнего, воля к добру, милосердие, воздержанность и понимание меры необходимого — залог гармоничного и счастливого развития любого человека.
— Говорят, что нынешняя молодежь уже не та. Сегодня юноши и девушки дерзки, надменны, эгоистичны, прагматичны и ставят свои интересы выше других. Не сталкивались ли Вы с этими негативными явлениями?
— В недавнем прошлом я и сам был студентом и аспирантом, поэтому мне хорошо понятна позиция нынешней молодежи.
Так сложилось, что, вырвавшись из-под гнета советской идеологии, наше общество «пустилось во все тяжкие». И молодое поколение старалось во всем не отставать от своих «наставников», коими стали не герои и труженики, а коммерсанты, нажившие свои капиталы не совсем честным путем, авантюристы и прожигатели жизни. Поэтому стоит ли удивляться тому, что многие ребята поступают так, как Вы сказали об этом ранее?
Но не нужно драматизировать ситуацию. Многие пребывают в невежестве и безнравственности вовсе не потому, что хотят этого, но потому, что не знают иного жизненного пути. Поэтому так важно просвещать молодежь сегодня. И лучшего «огня», который бы подарил людям свет, чем огонь любви и доброты, вряд ли можно найти.
Во время чтения лекций, рассказывая студентам «прописные истины», берущие свои истоки в христианской культуре нашего народа, мы наблюдаем поразительный процесс, как человек раскрывается, проявляя доселе скрытые в нем добрые качества. И тогда оказывается, что вчерашний эгоист или тусовщик может поступиться своими интересами, отойти от прежней жизни и переосмыслить свои приоритеты.
Конечно, далеко не все так чудесно перерождаются, но ради тех, кто откликается и идет по пути совершенствования, по пути добра, нельзя не продолжать начатое нами дело. Притом другие смотрят на них и невольно задумываются и о своем состоянии.
— Часто говорят, что чиновники задушат любую добрую инициативу. Сталкивались ли Вы с непониманием или даже противодействием со стороны власть предержащих?
— Мне выпала возможность уже пятый год преподавать курс «Основы духовно-нравственной культуры». Сначала я преподавал только в МФЮА. Сегодня этот проект распространяется и на другие вузы.
Когда мы выросли и окрепли, осознав, что сил нашего педколлектива может хватить на то, чтобы читать лекции и в других высших учебных заведениях Москвы, нас стали пугать. Многие мне так и говорили, что никому это не нужно. Ректоры государственных вузов будто бы и шагу не ступят без «команды сверху», а в министерстве образования и науки РФ и Департаменте образовании Москвы сидят либо коррупционеры, либо ярые «атеисты-коммунисты». Это опять же к вопросу о стереотипах…
Но на деле все оказалось по-другому. Кто-то отнесся к нашим предложениям с безразличием, кто-то закрывал дверь, как только видел священника. Но все же большинство было тех, кто проникся идеями духовно-нравственного просвещения студенчества и поддержал нашу инициативу.
Таким образом, сегодня, помимо Московского финансово-юридического университета, где, кстати, по благословению Святейшего патриарха готовится к освящению студенческая церковь, и Международного гуманитарно-лингвистического института, с этого года был дан старт осуществлению нашего проекта в Московском государственном педагогическом университете, также фактически все готово, чтобы в ближайшее время начать встречи со студентами в МГХПА имени Строганова. Безусловно, мы хотим расширить это благое начинание, чтобы уже апробированная дисциплина могла быть рекомендована в качестве факультатива и спецкурса для всех российских вузов.
— А как же другие религии? Что делать, если на Ваши занятия придут, а еще хуже — если их заставят прийти, представители ислама, буддизма, иудаизма или, скажем, убежденный атеист?
— Скажем так, а что делать, если студентов заставят ходить на лекции по высшей математике?
Думаю, что вопрос сам по себе нелогичен. Расскажу одну старую присказку-притчу. В поезд заходит студент-нигилист и садится в купе, где уже расположился некий батюшка. Молодой человек, видя своего попутчика, сходу говорит: «А знаете, любезнейший, я в Бога не верю вовсе!» На это священник с легкой улыбкой отвечает: «И я тоже». «Как, Вы!? — поражается студент. — Не может такого быть! Но Вы-то должны верить в Бога точно, иначе все, чем Вы занимаетесь, сплошной обман и фарс». «Да, я не верю в Бога. — продолжает батюшка. — В того Бога, в которого ты не веришь, не верю и я».
Здесь мы вновь возвращаемся к вопросу о стереотипах. Как Вы думаете, что может рассказать священник на своих лекциях? Он явно не будет рассказывать о том, как обманывать, как льстить, как превозноситься над другими. Трудно понять, отчего нужно боятся того, что хоть кто-то расскажет о добре, о правде и вечных идеалах любви и милосердия. Неужели священнослужители или просто верующие люди будут на лекциях и семинарах загонять всех в храмы или заставлять креститься? Если у кого-то есть вопросы и желание узнать что-то о своей вере, стать ближе к Богу, они обязательно найдут возможность лично обратиться с вопросом к священнику. Что мы и наблюдаем.
Но наш курс носит в первую очередь просветительский характер. Он призван ввести студента в традиционное культурное пространство нашего Отечества, раскрыть основные христианские нравственные ценности, на основе которых исторически была сформирована наша национальная культура, сделать его готовым к различным вызовам современного мира.
Такого рода дисциплины воспитывают подрастающее поколение в духе братской любви, взаимопонимания и желания совместно осуществлять важные для всего общества задачи по преодолению бездуховности и нравственной деградации.