Слегка ироничные хроники слета православной молодежи в поселок Большая Царевщина Самарской области, писаные участником и созерцателем оных.
Отец Дмитрий с матушкой и ребенком, тренер Сергей Андреич с женой и несколько бабушек и тетушек – вот и все православные христиане, которых видят ребята из нашего поселка. Палаточный лагерь, общая молитва под открытым небом, песни у костра под гитару и интересные собеседники – разве могли наши дети представить, что верующие могут быть иными, чем принято считать во внецерковной среде? Именно поэтому, получив приглашение на ежегодный слет православной молодежи, я сразу отправился к ребятам из нашего ВПК.
Пока приближалось время отъезда на слет, Яндекс-погода и Гисметео наперебой отговаривали меня от опрометчивого шага, грозя четырехдневным сидением в мокрых палатках под унылый шум дождя и редкие раскаты грома. Но я не поддался панике. Так даже лучше, подумал я. В такую пасмурную погоду детям тем более не помешает увидеть свет Православия. И вот, наконец, пятеро просветских мальчишек и три девицы из близлежащего военного городка с рюкзаками и тренером погрузились в новенький военный ПАЗик с черными номерами.
«Мальбрук в поход собрался», пела матушка в прошлую нашу поездку на гору Верблюд. И дорога оправдала песню. На этот раз стоило бы петь что-нибудь вроде «мы поедем мы помчимся». Пока я заправлял машину, автобус уехал так далеко, что догонять его пришлось почти до самого места назначения.
Высадившись и зарегистрировавшись, разбили лагерь в лесочке под горой. А гора эта – Царев курган – место достопримечательное.
Увенчанный поклонным Крестом он одиноко возвышается над Волжскими водами, милостиво и величаво принимающими в себя воды другой, меньшей реки – Сок, которая впадает в Волгу у южного подножия кургана. Вокруг раскинулся поселок Волжский, или Большая Царевщина. У северного подножия – церковь Рождества Христова, стоящая у трассы, соединяющей Самару и Тольятти.
На этот раз мне не пришлось испытывать своей стряпней гастрономическое терпение своих подопечных. Работала полевая кухня, и пока прибывающие выбирали места какие получше и ставили палатки, дежурные готовили чайный стол.
Что нужно тому, кто собрался делать фотографию человека? Прежде всего – скрытность. Не дай ему заметить себя, или притворись скучающим в поисках другого объекта съемки – и он твой! Наводи камеру и ба-бах! Готов шедевр. Не нужно бегать по горам и долам в поисках какой-нибудь супер-натуры, не нужно рисковать жизнью и здоровьем в поисках необычного ракурса. Фотографируемый сам все сделает за тебя. Только дождись нужного момента.
Пока отец Алексей Богородцев объясняет собравшимся чаёвничать лагерные порядки и распорядок, я, как Шарик из Простоквашино, охочусь с фотоаппаратом.
Отец Михаил Агутин. Священник и к тому же опытный турист и альпинист.
Подготовка к молебну на открытие слета. Молебен на сцене? Почему бы и нет? Аналой с иконой, священство, миряне. Воистину, Церковь не в бревнах…
Забыл упомянуть, что к стройным рядам молодежи до 30 присоединилась и молодежь постарше. С нами приехала преподаватель биологии и ОПК Наталья Александровна. Она, как выяснилось, заядлый турист и в палатке чувствует себя как дома.
Как оказалось, наш спорт- и военинвентарь участникам слета совсем не помешает. Кажется, ближайшие дни эти автоматы не разобрал только ленивый.
А на следующий день пригодились веревки и прочее альпинистское снаряжение.
Под руководством Сергея Андреевича любой желающий мог испытать свою волю, спустившись по скале от подножия Креста.
Между тем, не только альпинизмом занималась на слете православная молодежь. Каждое утро начиналось молитвой. Молитвой заканчивался каждый день. Ребята из нашего клуба, хоть к молитвам пока не привыкли, правило ни разу не пропустили. Иеромонах Герасим Вертей проводил евангельские чтения, а архимандрит Георгий Шестун провел круглый стол «Община и общинность в православной традиции». Театральная студия самарского кинокритика и киноведа Валерия Бондаренко собрала множество участников.
Разбившись на несколько команд, братья, сестры и отцы внимали мудрому слову повелителя самарских киноманов, воплощая его в жизнь тут же, на сцене.
Ну а меня влекла камера: горы, небо, Волга! И покинув сцену, я вновь отправился на фотоохоту.
Прямо под горой есть святой источник. Ключ бьет из недр земных мощным потоком, наполняя небольшую каменную купель, и изливаясь затем в Волгу. Над источником два храма. Вода холодная, чистая, вкусная. Местные жители наполняют огромные бутылки, удивленно поглядывая на благоговейных паломников.
Каким большим бывает небо, когда его не ограничивают оконные рамы и фоторамки.
А ночью была гроза. Тучи надвинулись в сумерках незаметно, и только безмолвные пока вспышки, рисующие в озаренном голубыми разрядами небе черные силуэты гор, явно намекали, что на сегодня общий костер и ночные посиделки отменяются. Вдруг крики, визги, смех! Девчонки и мальчишки выбегают из палатки. «Лягушка! Лягушка!» Перетряхнули все вещи, лягушки не нашли. Зато соседей насмешили, те очень благодарили.
Грохнуло! Наши мальчишки, что помладше, припали к земле, затем бросились врассыпную. Потом и сами смеялись над своей внезапной робостью. Часа два непогода старалась забрать с ветром палаточный лагерь или смыть его в реку. Потом утихло. Мне из своего укрытия хорошо слышно, ребята разошлись по палаткам и сонно переговариваются.
Утром было солнечно и тепло. Умывшись и почистившись после беспокойной ночи,
помолились и позавтракали. Потом отец Рустик Гузь беседовал с молодежью о православных медиапроектах.
Хорошо заметно, что интернет прочно занял позиции даже в пестрой среде настенной живописи.
Время близилось к обеду, и в ожидании трапезы каждый занялся своим делом. Кто-то играл на гитаре, кто-то беседовал со священником, а кто-то спал.
Вот настоящий ветеран кухни и походов.
Мне же пришлось покинуть на время эту замечательную компанию, ведь уже наступила суббота — самое «время сотворити Господеви» и нам послужить службу. А на следующий день после Литургии я вернулся в лагерь, где нашел своих ребят уже собравшимися и полностью готовыми к отъезду. Лагерь понемногу сворачивался. Упаковавшиеся прощались, обменивались контактами и развлекались кто как.
Большинство разъехалось по домам, и вот уже за «татьянинцами» из храма в честь великомученицы Татианы, что при СамГУ, приехал автобус.
Мы остались одни, и ребята заскучали в ожидании транспорта.
Наконец, настал и наш черед, и через пару часов мы, немного уставшие в дороге, но довольные поездкой приехали домой.
Это была не последняя наша поездка.
Автор текста и фото — священник Димитрий Кулаков
Читайте также: