Портал «Правмир» продолжает спрашивать священнослужителей разных епархий о практике совершения катехизации и подготовке к крещению. На вопросы отвечает игумен Агафангел Белых, клирик Белгородской епархии, насельник Свято-Троицкого Холковского пещерного монастыря, и. о. настоятеля храма Спаса Нерукотворного в п. Тикси (Якутия).
— Можно ли, и если «да», то при каких условиях — крестить детей у некрещеных, неверующих, совсем нецерковных родителей?
Можно при наличии воцерковленных восприемников, близких к семье и согласия самих родителей на воспитание детей в православии. Либо, если дети не совсем маленькие, а имеют начатки личной ответственности, то при горячем желании самих детей и согласии родителей.
Бывает, что и без согласия возможно крестить, в крайнем случае.
Разумеется, если родители желают принять крещение со детьми вместе — вопросы отпадают сами по себе.
— Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?
Прочтение и понимание Евангелия, понимание Символа Веры и молитвы Господней — минимум.
— Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?
Если дело касается взрослых, священник просто обязан выяснить мотивы прихода к крещению и вправе отказать, если эти мотивы связаны с оккультным восприятием Таинства или с иной, какой, неевангельской причиной.
— Какие трудности испытывают священники, совершающие катехизацию в своих епархиях и благочиниях?
1. Пассивность управляющих епархиями и благочиниями,
2. Косность (а, часто и прямое противодействие) — собратьев священников,
3. Противодействие небольшой, но шумной части «зилотов», «ревнителей благочестия», считающих оглашение и катехизацию чем-то чуждым Традиции Церкви.
— Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?
Мы имеем пример из Деяний с крещением евнуха: чтение Священого Писания, научение основам веры, решимость креститься. Это образец. Излишне ставить конкретные сроки — катехизация не менее *** лет и проч. Излишне требовать от оглашенного вникать в антипаламитскую полемику. Должно быть раскаяние, осознание Христа — Спасителем, понимание основ христианства, изложенных в любом толковании Символа Веры, желание участвовать в Литургии и вести, в дальнейшем церковную жизнь. Всё прочее — со временем.
Опрос подготовили Иван Семенов и Анна Данилова
Читайте также: Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви