Осторожно, богохульство!
Если кому-то дали в морду за оскорбление святыни, то это еще не значит, что он пострадал за свободное искусство
Вечерняя Москва 31.03 2005 г
http://www.vmdaily.ru/article/9473.html
Евгений Стрельчик
На этой неделе наконец-то закончился затянувшийся перформанс – суд огласил свое решение по обвинению организаторов выставки «Осторожно, религия!». Понятно, что это судебное заседание, с реальной угрозой отправить устроителей вернисажа за решетку, стало частью задуманного шокирующего художественного проекта.
После того как посмотришь хороший фильм, спектакль или прочитаешь интересную книгу, чувствуешь еще некоторое время приятное послевкусие: радуешься, размышляешь. Художник рассчитывает на то, чтобы его работа оставила в нашем сердце максимально глубокий след, а если для этого не хватает таланта, то можно попытаться достичь ожидаемого с помощью скандала. А скандал вокруг выставки «Осторожно, религия!» получился что надо. И «картинка» была хорошая: тысяча экзальтированных бородатых мужиков с хоругвями поют молитвы! Называется это «молитвенные стояния» или «оказание давления на суд» – ненужное вычеркнуть.
Со времен табачного скандала не звучала в СМИ столь резкая антиправославная критика – словно открыли невидимый клапан и накопившееся в обществе сопротивление расползающемуся клерикализму вырвалось наружу. До этого один лишь нобелевский лауреат Гинзбург, не боясь быть освистанным, позволял себе высказывать свое атеистическое мировоззрение, а тут такой шанс: православные хулиганы разгромили художественную выставку, да еще требуют от государства ограничить свободу творчества – одного из немногих наших достижений последних лет.
Но вот музейщиков осудили, наложили небольшой штраф. Можно говорить, что справедливость восторжествовала? Юридически, наверное, да, но вот с точки зрения христианского восприятие конфликта приговор бесплоден. Люди, из-за гордыни совершившие богохульный акт, так и не признали себя виновными, а ведь признание греха грехом и есть мистический акт покаяния, духовного очищения человека. Это сложно понять и очень больно пережить. Христианское сострадание к падшему человеку, отступившему от истины, призывает всех верующих молиться за организатора выставки Самодурова и его компанию словами Евангелия «Господи, прости им, не ведают, что творят».
Бывает, человек по глупости, по незнанию совершает некрасивый поступок, это хоть как-то можно оправдать, но тут! «В экспозиции не было работ, направленных на унижение чьих-либо убеждений или вероисповедания. Выставка была просто поводом поговорить о разных сторонах религии», – не уставал утверждать директор музея Юрий Самодуров.
Ох, и лукавил музейщик, ой лукавил! Ему была хорошо известна возможная реакция верующих, ведь еще в 1997 году прошли массовые протесты православных против демонстрации по НТВ в пасхальную ночь фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа».
Можно вспомнить, как в декабре 1998 года в Манеже на выставке «Южный безбожник» на иконах рисовали свастику, писали бранные слова, рубили образа. Тогда ее автору Авдею Тер-Оганьяну было предъявлено обвинение, которого он избежал, лишь уехав за границу.
В канун Пасхи 2000 года группа художников организовала акцию распятия Олега Мавромати с табличкой «Я – не сын Бога». Потом Мавромати показал сценическое шоу с тремя свиными головами, обозначавшими членов Св. Троицы. Все эти перформансы также сопровождались протестами верующих. Несомненно, художники ждали скандала, и верующие не обманули их ожидания. А вот теперь они выступают в отрепетированной роли жертв православного фундаментализма.
И все же я убежден, суд вынес неправильное решение. Если Самодуров говорит о религии и о вере, то надо было поручить ему организовать выставку межконфессиональную. Коль есть понятие «религия», то пусть он и про иудаизм и ислам выскажется в привычной ему манере. Всем понятно, что в таком случае вопрос был бы решен, как принято говорить, в несудебном порядке. Напомню, аятолла Хомейни еще в 1989 году обнародовал фетву, дающую мусульманам право на убийство автора «Сатанистских стихов» Салмана Рушди, который с тех пор вынужден скрываться. Антисемитские произведения наверняка вызвали бы международный скандал. А сейчас католики объявили войну автору мирового бестселлера «Код да Винчи», излагающему фантазии церковной истории.
Понятна трусоватость и лицемерие художников, которые решили куснуть православие и спрятаться за спину закона. За Конституцию, которая определяет Россию как светское государство, за мнение мирового сообщества с его модными ныне либеральными ценностями. По их мнению, оголтелые попы со своей агрессивной паствой слишком одиозны и не вписываются в толерантность современной Европы, бесхитростны и прямолинейны, порой грубы и глуповаты… …Стоит человек перед иконой и шепчет привычные слова молитвы «Отче наш…», по-русски это прозвучит как «батюшка», очень по-детски, тепло и ласково. Для православного христианина лик Иисуса Христа, как и лик Богоматери или других святых на иконе, это не отвлеченные изображения неких людей или образов, а его близкие, родные, живые. Как же должен поступить человек, если кто-то возьмет фотоснимок его родителей или детей и разрисует их, порежет ножницами, приклеит к унитазу? Ему станет больно и неприятно, он будет возмущаться.
…Хожу я в храм, а это необычный храм, он часть музея. Для искусствоведов находящиеся здесь иконы – бесценные сокровища, а вот для прихожан они вещественное изображение… Бога или женщины, которая этого Бога родила. И ценность иконы для верующего определяется не веком создания, не школой письма, а ее намоленностью – сколько поколений людей стояли перед ней на коленях и со слезами на глазах просили прощения, утешения, спасения! Представьте себе, что кто-то захочет сделать из такой иконы карикатуру! Меня коробит и возмущает нарисованная скинхедами свастика на могиле еврея, мне горько оттого, что ислам в наши дни делают идеологией терроризма, я не могу принять любого богохульного выпада.
Конечно, нельзя запретить пропагандировать атеизм, как вообще нельзя запретить человеку думать, но нельзя также позволять опошление и поругание святынь. Богохульство – это не смелость и не новое слово в искусстве, это попытка (довольно частая в истории искусства) шокировать и низвергать кумиров.
Если вам за это дали в морду, это еще не значит, что вы пострадали за свободу слова, это значит, что вы просто хам.