Вчера – 26 апреля — в театре «Школа драматического искусства» в рамках пасхальной программы «Праздник праздников» прошел круглый стол по теме «Архитектура, Пространство. Образ».

Выставка Александра Карнаухова

Пасхальная программа в «Школе драматического искусства» открылась 23 апреля выставкой удивительных мозаичных работ Александра Карнаухова и его учеников: Натальи Завориной, Дмитрия Пошвина, Людмилы Деминой, Марии Карнауховой, Ольги Абрамовой, Екатерины Онафрейчук, Ольги Скударь, Юрия Егорова.

Александр Карнаухов — лауреат Государственной премии Российской Федерации, член-корреспондент Академии художеств, является «продолжателем традиций византийского искусства»: «он никогда не следует буквально за византийским образцом, не копирует византийские модели, но при этом всегда близок самой их сущности, их духу», — отмечено в анонсе выставки.

Александр Карнаухов

Александр Карнаухов

Александр Карнаухов активно работает для Церкви как в России, так и за ее пределами. Его мозаиками украшены тимпан Сионского собора в Тбилиси (заказ Патриарха Грузии Ильи II, работа сделана совместно с Юрием Яровым), московские церкви свт. Митрофания Воронежского, Спасо-Преображения в Тушине, св. Косьмы и Дамиана в Шубине, Успения в Успенском Вражке, церковь Знамения в Красногорске и др., также храмы в Италии. В 1996 г. получил заказ от Папы Иоанна Павла II на украшение его личной капеллы Redemptoris Mater в Ватикане.

На выставке представлены фрагменты трех пока неосуществленных храмов: Батумский храм Троицы, Софийский храм в Москве и храм св. Порфирия в здании телецентра в Останкино.

Уникальный театр

Надо отметить, что круглые столы, посвященные разным темам, как и выставки, — не редкость для театра. Уже в течение многих лет в театре собираются представители самых разных творческих профессий – архитекторы, художники, мозаичисты, лингвисты, историки, поэты, искусствоведы – для того, чтобы обсуждать насущные проблемы искусства, и не просто обсуждать, а искать пути развития культуры в России.

Как рассказала порталу «Правмир» сотрудник театра и театральный критик Евгения Розанова, не случайно именно театр «Школа драматического искусства» стал своего рода культурным центром для самых разных проектов:

«Наш театр создан режиссером Анатолием Васильевым, принявшим практически из рук Станиславского традиции русского театра. Его спектакли построены по принципу неразъединенности зрительского и актерского пространства, подобно тому, как существует пространство в церкви, где прихожане – не просто участники литургии, они создают эту литургию. В основе нашего театра лежит идея литургического театра, где публика ощущает себя как бы участником этого действа.

Кстати, точка отсчета театра официально считается с 1756 года, когда в Ярославле был создан театр Федора Волкова. Но на самом деле в 1705 году святителем Тобольским Филофеем Лещинским был поставлен спектакль на паперти храма — о блудном сыне – действо было поставлено монашествующими с привлечением мирского люда. И Филофей Лещинский считал, что театр – мощнейшее орудие в просвещении населения.

В нашем театре — в зале, который по своей архитектуре напоминает шатровую церковь – ставились спектакли «Плач Иеремии», «Пещное действо», «Илиада. Тризна по Патроклу». Сейчас Игорь Яцко поставил спектакль «Каин».

Таким образом, наш театр оказывается чем-то большим, чем просто психологический театр. И поэтому в нем есть место выставкам – таким, как представил Александр Карнаухов, и круглым столам, которые проходят у нас в рамках рождественских и пасхальных фестивалей».

Александр Карнаухов

Александр Карнаухов

Круглый стол

Ведущая круглого стола — искусствовед, кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианского искусства Библейско-богословского института святого апостола Андрея Ирина Языкова — отметила, что собравшиеся «хотели поговорить о том, что такое пространство и как в нем работает образ, потому что пространство – это не только пространство физическое, но и молитвенное, литургическое, духовное. Сегодня же все это пространство распадается – образ отдельно, пространство отдельно».

Ирина Языкова

Ирина Языкова

Прежде чем говорить о храмовом пространстве, ведущая предоставила слово архитектору театра – Игорю Попову, который создал необычное пространство «Школы драматического искусства». Как рассказал Игорь Попов, здание театра проектировалось 20 лет, хотя было построено всего за полтора года.

«Учиться говорить»

Александр Карнаухов, выступая на круглом столе, поднял вопросы массовой индустрии и творческого процесса:

«Существует богатая софринская индустрия, которая покрывает все непонятные места, сложные обстоятельства. Это примерно то же самое, как можно приготовить обед самому, а можно спуститься вниз и купить что-то готовое.

Выставка, которая была сделана – очень рыхлая, несбаласированная – вводит в тот процесс в головах у художников. И понимаете, что то, что со стороны кажется Возрождением, при ближайшем рассмотрении оказывается копией, а еще при более близком – совсем кошмаром.

Но страшно не то, что все мы обманываемся, но то, что состояние непопадания в масштаб – при самых хороших порывах – очень типично. Когда начинаешь думать – в чем же дело – понимаешь, чтобы были прерваны технологические, эстетические и прочие нити.

Помимо этого существует ряд вещей, которые связаны с болезненным вопросом времени. Древние храмы строились изнутри, они никогда не представлялись ландшафтными. Но сейчас чем профессиональнее архитектор, тем храм ландшафтнее.

Пространство – настолько сложное событие, что нужно говорить о том, чтобы школа или институт давали ощущение архитектуры как события, которое имеет свой язык, близкий людям. Если раньше художник ничего не сочинял, а говорил на общем языке с людьми, то сейчас художник не владеет языком, он может только звукоподражать.

Временное пространство строительства храма исчезло. Существует монтаж, у нас монтажное мышление – мы не видим ценность события, нам нужен только результат.

Если мы хотим, чтобы наши храмы были воплощением нашей веры, нужно искать язык и учится говорить».

«Купол не трожь»

Священник Андрей Юревич, архитектор по образованию, в своем выступлении говорил о том, что уже второе столетие мы не строим «своих», современных храмов, занимаясь подражательством и копированием:

«Проблема современной храмовой архитектуры меня очень сильно волнует и как священника, и как архитектора – я убежден, что мы жители не 12 века, не 15, а уже 21. Почему мы до сих пор пытаемся строить храмы 12 века? Нет храмов 20 века, нет и 21. Но это все нечестно – это все реплики и компиляция.

Как формой выразить идею вечности, взаимодействия земли с небом? Древние сказали – это арка или купол, а мы можем сказать что-то другое. Но мы ничего не говорим, кроме «купол не трожь, арку не замай».

Священник Андрей Юревич

Священник Андрей Юревич

«А где же плод?»

Иконописец Сергей Черный поставил вопрос о современном церковном искусстве вообще, а не только об архитектуре. Кроме него выступали режиссер театра «Школа драматического искусства» Игорь Яцко, иконописец Ольга Черная, поэт Дмитрий Стронцев, искусствовед Анна Чукина, филолог Ирина Багратион-Мухранская, Алекандр Копировский.

Иконописцы Сергей и Ольга Черные

Иконописцы Сергей и Ольга Черные

Игорь Яцко

Игорь Яцко

Редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин отметил, что «церковное искусство сегодня – тоже искусство постмодерна. Все традиции, которые существуют – существуют в отрыве от своих образцов и опыта молитвы, и этот набор различных стилей церковь понесет с собой еще многие годы».

Сергей Чапнин

Сергей Чапнин

Также зашла речь и о том, должен ли быть какой-то ощутимый и видимый результат у подобных круглых столов: «Мы поговорили, мы счастливы, что все встретились. А где плод? Если художник приходит на круглый стол, то должен быть результат — интеллектуальный или богословский. И он должен быть предъявлен церкви. А иначе в чем смысл?» — заметил Сергей Чапнин.

Анна Чукина

Анна Чукина

«Если не можешь ползти, лежи в сторону мечты»

В итоге, после ряда высказываний, собравшиеся пришли к выводу, что все-таки «отдельные островки» современного церковного искусства существуют – но их мало и они разрозненны. И тогда священник Андрей Юрасов предложил организовать какое-то учреждение, «в котором было бы место разработкам, экспериментам, истории, чтобы там работали иконописцы, мозаичисты и другие, пускай они делают то, что считают нужным. Без этого мы ничего не сумеем сделать. По сути, перед нами стоит задача создания новой Академии церковного искусства».

Юрий Егоров, мастер по металлу

Юрий Егоров, мастер по металлу

«Наша задача – соединить островочки в архипелаг. Каждый раз мы чуть-чуть лежим в сторону мечты. А выставка Александра Карнаухова и есть шаг в эту сторону, а этот круглый стол обозначает наш вектор», — подвела итог Ирина Языкова.

Текст и фото: Анна Гальперина

Читайте также:

Умирает ли христианское искусство? (+ВИДЕО + ФОТО)

Словарь «Правмира» — Храм, церковь

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.