На днях в Москве произошло довольно неординарное событие: некий отец Виктор, священник Русской Православной Церкви, совершил чин освящения серверов на RuTube.
Правильно ли освящать серверы, хранящие информацию спорного с точки зрения Церкви содержания, и конкретно — оправдано ли было освящение серверов RuTube? И как вообще следует относиться к освящению технических устройств, многие из которых служат подчас весьма неоднозначным целям?
Отвечает священник Димитрий Свердлов:
Приятно бывает порой: тормозишь у придорожного кабака пообедать — безумная музыка глушит, по ТВ — кровавый трэш, бильярд, накурено, липкие от пива столы и полупьяные братки с мамзелям. И… белые крестики на стенах, ну, такие, как на освящении квартиры используются. Думаешь: да-а-а: кто-то из коллег тебя опередил.
Помню, самая странная моя история с освящением была такая: пригласили освятить завод. Ребята приличные, слова правильные говорят. Договорились — поехал, что ж. Завод делает санитарно-медицинские товары. Женские гигиенические прокладки, то есть. Это уже на месте я выяснил. Ну, все прошло чинно. И костюмы от Кардена, и синие халаты — народ молился, как мог: всем важно, чтобы прокладки делались качественно и продавались в изрядных количествах — семьи же, дети. Потом фуршет, на котором только про исключительно высокое качество продукции и говорили. Я вроде не ханжа (надеюсь), но осадочек остался.
Стараюсь ничего никому не освящать. Мягко уклоняюсь. Хотя трудно бывает. Люди часто вкладывают в эти просьбы об освящении все свое самое лучшее. Свою веру и свое доброе отношение к священнику. Свою надежду на Церковь и на того же священника. Здесь бывает непросто. Потому что, думаю, за освящением обращаются часто люди малоцерковные, отягощенные языческими комплексами. Освящение в основном (даже церковными людьми) воспринимается как акт внешний, магический по сути. Мало кто понимает, что настоящее освящение происходит тогда, когда не железки, а дух человека освящается. Кстати, такому полуоккультному отношению к освящению немало способствует сам чин освящения — он ой как небезупречен.
В этот узкий зазор между оккультизмом и стремлением ко Христу должен протиснуться священник. Не всегда получается, не всегда и возможно.
А совсем плохо, когда личные отношения начинают играть роль. Приезжают такие прихожане — преданные, они со мной с самого начала стройки храма, со строительной бытовки, в которой я начинал служить. Деньгами помогают, хотя сами дом еще не достроили. В этом случае точно говорю, что дело не в деньгах — не такие великие деньги, хотя все равно приятно, — а в отношении. Так вот, приезжают, просят освятить магазин, смотрят на тебя собачьими глазами. «Батюшка, если не вы, то кто?» А в магазине курево и водка, и
войны, с проклятиями и колдовством — между персоналом, и между работниками и руководством. И им бы не освящение — а клизма бы помогла, в виде крепкой проповеди. Но это невозможно — спасибо, что освящение разрешили. Эх, тяжела наша поповская доля.
Я бы вот только батюшку этого не осуждал бы. Я в такой ситуации всегда на стороне духовенства, как бы причудливо оно не выглядело. Нашел основания так поступить? Ну и молодец. И еще — не брал бы на себя ответственность утверждать, что такие вещи делаются ради денег.