Несколько недель назад интернет-сообщество горячо обсуждало фрагмент из интервью архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона газете «Красная строка», в котором Владыка подчеркнул, что современнный институт гражданского брака в ЗАГСЕ потерял свою авторитетность для молодых людей, и что вести современную молодежь к Таинству брака нужно очень бережно:
» Конечно, мы должны объяснять и напоминать молодым людям, что есть только две формы законного брака — брак церковный, и брак гражданский, который регистрируется в загсе. То, что в молодежной среде называется «гражданским браком», — это сожительство, не более того. Но вы знаете, это такое явление, которое не нужно спешить осуждать. В каждом случае нужно разбираться отдельно. В этом сожительстве иные хранят верность друг другу, рождают детей, ведут общее хозяйство, разделяют радость и скорбь, как истинные супруги. Я думаю, такая форма отношений возникла потому, что регистрация в загсе уже не воспринимается всерьез.
Гражданский брак в полном смысле слова утратил свое значение: развестись, отменить его так же легко, как и зарегистрировать. Так какой смысл его заключать? Формальность, да и только. Вот и отказываются от нее с легкостью. Другое дело, что и веры еще недостаточно, чтобы, выполнив формальность, расписавшись в загсе, потом прийти к алтарю — один раз и навсегда! Количество венчающихся пар не должно никого обманывать: они все равно распадаются. Будь моя воля, я бы не венчал молодых людей, пока они не проживут вместе несколько лет. С другой стороны, нельзя и поощрять телесную распущенность, нужно возвращать общество к православным традициям брака, к пониманию высших его целей. Но и рубить сплеча сегодня нельзя. Вот приходит такая пара, живущая в «гражданском браке», и приносят своего ребенка крестить. И как их оттолкнешь, осудишь? Они прожили в грехе и не «разбежались». Это уже хорошо. В один миг ситуацию не переломишь, на путь истинный людей не повернешь. Но можно постараться такие сожительства довести до венца. А со временем, глядишь, и поймут наши дети, что брак — это брак, а блуд — это блуд. Эту проблему нужно осмыслить, высветить и не навредить».
Его Высокопреосвященство выступил с отдельным комментарием по развернувшейся дискуссии:
Дорогие друзья!
Я не ожидал, что высказанные мною слова и поднятая тема так взволнуют многих и многих сограждан, в том числе и православных братьев и сестер разного возраста и образования.
В связи с этим хочу дать некоторое пояснение по данному вопросу.
Как епископ я получаю множество прошений с просьбами о церковном расторжении брака или же о разрешении отпевания самоубийц. Ни того, ни другого я делать не имею права, поскольку люди просят оправдать духовной властью их грех духовного распада.
В случае с Таинством венчания, на мой взгляд, самое страшное в том, что брачующиеся приходят к алтарю Божию, убеждая окружающих и священника в верности Господу, во образ Церкви Христовой, и в верности друг другу. А затем, через полгода, иногда и через несколько недель, они расстаются навсегда. Члены Святой Церкви знают, что они есть единое тело Господа нашего Иисуса Христа. И что единство это переходит и на семейные отношения, где самый счастливый человек, конечно же, ребенок. Он любим родителями и сам является их частицей. Разводы чаще всего происходят на бытовой основе и связаны с человеческой гордостью, высоким самомнением, с личным эгоизмом; доходит даже до самой страшной вещи — супружеской неверности.
И поскольку поток таких прошений о разводе не прекращается, становится ясно, что многие совершают непростительную ошибку, не проверив себя, способны ли они нести крест Христов в семейной жизни.
Господь совершил и совершает жертву за спасение мира, а в семейных отношениях каждый христианин должен жертвовать чем-то для любимого человека, подражая Христу. Самое страшное, что слезы и горечь маленьких детей, тоскующих по доброй семье, никто не считает.
Что же касается так называемых «гражданских браков» — браков без государственной регистрации, то они есть как блуд, разврат и любодеяние, которые прощаются покаянием.
Я еще раз повторю мысль — если в таких браках люди рождают детей, ведут совместное хозяйство и жертвенно живут друг для друга, то обществу необходимо давать другую оценку такому сожительству, нежели блудному и развратному. Однако ясно, что такая семья — не христианская, не церковная, она принадлежит к миру других морально-нравственных ценностей. Но путь к покаянию, к изменению жизни, всегда и всем открыт. Покаяние восстанавливает человеческую душу.
Фраза «Будь моя воля, я бы не венчал молодых людей, пока они не проживут вместе несколько лет», для меня означает следующее: люди, желающие вступить в христианский брак, должны проверить свои чувства, испытать свою любовь друг ко другу, а не сразу после знакомства, во время периода ухаживания, вступать в интимные отношения.
В заключение приведу выдержку из Священного Писания: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 9-11).
Вот мое личное отношение к гражданскому браку и подобным явлениям современного мира — без Христа, без Святой Церкви мир погибнет, о чем однажды поведал святой Василий Великий.
Читайте также:
Гражданский брак или блудное сожительство?
Эксперименты с гражданским браком
Можно ли назвать браком «гражданский брак»?
Есть ли выход из «гражданского брака»?
Таинство Венчания
Встретить свою любовь
О целомудрии: «И добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока»
Мне было, что терять, или человек себя разрушает, преступая заповеди
Для христианина пути к отступлению нет
Гражданский брак или блудное сожительство?