Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион провел пресс-конференцию, на которой рассказал о деятельности Отдела за последний год.

ilarion1

Фото: mospat.ru

Начав с прозаического повествования о ремонте здания и обновлении автопарка Отдела, осуществленных на пожертвования частных спонсоров и компании, владыка перешел к отчету о непосредственной деятельности ОВЦС. Он напомнил, что именно это подразделение Московского Патриархата занимается подготовкой зарубежных поездок Святейшего Патриарха Кирилла, в том числе и поездки на Украину, которых за последний год было три. Митрополит Иларион сообщил, что поездки на Украину, подобные летнему первосвятительскому визиту, в дальнейшем предполагается сделать регулярными.

ilarion2

Фото: mospat.ru

Глава ОВЦС отметил, что торжества по поводу юбилея митрополита Владимира стали не только всенародными, но и всеправославными — в Киеве присутствовали представители всех Поместных Церквей (включая предстоятеля Церкви Чешских Земель и Словакии митрополита Христофора).

По мнению главы ОВЦС, визиты Патриарха на Украину «способствуют консолидации здоровых сил украинского общества, укреплению внутреннего единства Украинской Православной Церкви и, конечно же, открывают путь к преодолению печальных последствий раскола». Владыка оценил раскол в Украинской Церкви как политический проект 90-х годов. «Мода на раскол прошла, — сказал он. — Люди устали от разделения, устали от политических лозунгов».

Владыка с горечью отметил, что политические границы, которые были прочерчены политическими лидерами, коснулись не только территорий, но и человеческих сердец и судеб: «Эта политическая ломка затронула судьбы многих людей. В данной ситуации… людям нужно утешение и духовная поддержка. И сегодня именно Русская Православная Церковь, которая именно на духовном уровне объединяет три славянских народа, а также и народы других государств, некогда входивших в состав Российской империи и Советского Союза, является главным связующим звеном между этими народами».

Владыка Иларион также подробно рассказал о посещении Святейшим Патриархом Кириллом Александрийского Патриархата, ставшем вторым визитом, осуществляемым в соответствии с диптихом Православных Церквей. Кроме того, сообщил митрополит Иларион, предполагался визит Предстоятеля в Антиохийскую Православную Церковь, но он был отложен из-за определенного стечения обстоятельств — Святейший Патриарх мог нанести визит в Сирию, но не мог посетить Ливан, и было решено не делить визит на две части, а перенести его на более удобное время.

Сообщая о собственных зарубежных поездках, митрополит Иларион остановился на своем паломничестве на Афон. В частности, о поздравлении игумена Русского Пантелеимонова монастыря архимандрита Иеремии с 95-летием владыка рассказал: «Я пообещал ему, что приеду через пять лет на празднование его столетнего юбилея, если доживу до этого времени».

Глава ОВЦС сообщил о недавно завершившейся своей поездке по Украине. В городах, которые он посещал в ходе визита, исполнялось его музыкальное произведение «Страсти по Матфею». Владыка видит в этом нюансе миссионерское значение данной поездки.

Завершил свой доклад митрополит Иларион информацией о Православии в Китае. В этом году исполнилось 325 лет присутствия Православной Церкви в этой стране.

Владыка напомнил основные вехи истории Православия в Китае и рассказал о современном его состоянии. Также он сообщил, что в прошлом году посетил Китай, где имел интенсивное общение с государственным управлением по делам религий КНР, результатом которого было подписание двух меморандумов. Первый меморандум представляет собой соглашение по взаимодействиям между государственным управлением по делам религий КНР и совета по взаимодействиям с религиозными объединениями при Президенте РФ. Второй меморандум предоставляет возможность китайским студентам обучаться в духовных школах Русской Православной Церкви. Глава ОВЦС считает, что подписание этих документов является значимым событием, свидетельствующим о положительных сдвигах в диалоге с Китайской Народной республикой.

В честь юбилейной даты, также рассказал владыка, ОВЦС подготовил альбом на русском и китайском языках «Православие в Китае».

Читайте также:

Протоиерей Дионисий Поздняев: В Китае многие готовы были бы принять православие

После доклада владыка ответил на вопросы представителей СМИ.

Корреспондент интернет-издания Лента.ru просит митрополита Илариона прокомментировать информацию о том, что несмотря на присутствующий в Китае интерес к христианству, Православие пользуется среди его жителей небольшой популярностью: китайцы отдают предпочтение Католической церкви и протестантским деноминациям.

Владыка пояснил, что в соответствии с законодательством КНР, в Китае есть пять официально признанных религий, и Православие в их число не входит из-за малочисленности православных христиан в Китае, которые, однако, присутствуют по всей стране. «Сегодня перед нами стоит задача пастырского окормления этих прихожан», — заявил митрополит Иларион. Он отметил, что несмотря на трудности во взаимоотношениях с китайским руководством в прошлом, сейчас наблюдаются значительные благоприятные изменения.

«Для нас очень важно, чтобы на тех приходах, которые являются официально действующими, были священники, — сказал владыка. — Я вспоминаю свое посещение храма в Харбине. С одной стороны очень радостно видеть открытый храм и его прихожан, но с другой стороны, грустно видеть храм, в котором не совершается богослужение, который бабушки открывают в воскресенье. Люди туда приходят, ставят свечи, но богослужение там вот уже десять лет не совершается. Я надеюсь, эти и подобные ситуации будут нормализованы, будут служить священники, будет восстановлена нормальная богослужебная жизнь».

На просьбу прокомментировать негативное отношение к посещению Украины Святейшим Патриархом Кириллом в ряде украинских изданий глава ОВЦС, отметив, что не может комментировать материалы и издания, которые не читал, ответил: «Если Патриарх будет совершать свои поездки, обращаться к широким слоям общественности, то те, кто не желают усиления влияния Православной Церкви, или те на Украине, кто продолжают жить устаревшими политическими стереотипами, те, кто не желают того, чтобы раскольники вернулись в лоно Церкви — они будут критиковать Святейшего Патриарха».

От портала «Православие и мир» прозвучали два вопроса. Первый стал возвращением к теме Православия на нехристианском Востоке: нет ли конфронтации с местным нехристианским населением, ведется ли миссионерская деятельность и нужна ли она там?

Владыка ответил, что в разных странах и ситуация различается, но конфронтации между приходами Русской Православной Церкви и местным населением нигде не наблюдается. Проводящаяся же миссионерская работа больше всего распространяется на наших соотечественников и людей, самостоятельно обращающихся к Православной Церкви, чтобы стать ее членами. «Мы не ведем никакой агрессивной миссионерской или прозелитической деятельности, потому что это противоречит тому представлению о миссии, по которому сегодня живет Русская Православная Церковь», — подчеркнул митрополит Иларион.

Второй вопрос касался отношений между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом в связи с существованием неканонично образованной Эстонской автономной церкви Константинопольского Патриархата. Владыка ответил, что сегодня достигнут высокий уровень взаимопонимания между нашими Церквами, и разногласия, которые между ними имеются, следует решать в мирном и братском диалоге. Однако конкретно по эстонскому церковному вопросу, признал митрополит Иларион, в последнее время существенного прогресса не наблюдается, хотя сами соглашения о намерениях между Русской Православной Церковью и Эстонской республикой сами по себе являются шагом к нормализации ситуации.

Прежде всего, заявил владыка, мы считаем необходимым раз и навсегда решить вопрос с собственностью, которой сегодня пользуется Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата и которая находится у Церкви на правах долгосрочной аренды с правом продления (Александро-Невский собор в Таллине, Пюхтицкий монастырь…), тогда как Эстонская православная церковь Константинопольского Патриархата является полноправной собственницей тех объектов, которыми владеет.

«С нашей точки зрения, ситуация неприемлема, — сказал митрополит Иларион. — В диалоге с эстонскими государственными властями, а также с властями тех городов, где имеются приходы Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, мы будем добиваться того, чтобы эти объекты недвижимости были переданы Эстонской Православной Церкви в собственность».

Владыка пояснил, что сейчас есть две формы собственности в отношении этих объектов: есть храмы, собственником которого является эстонское государство, а есть храмы, находящиеся на балансе городских властей. Вопрос о передаче в собственность объектов второй категории решают городские власти, вопрос о передаче в собственность объектов первой — эстонское государство. Со стороны эстонского государства готовность рассматривать этот вопрос имеется, но с условием, что Эстонская православная церковь Константинопольского Патриархата не будет возражать.

Последняя, однако, возражает, но тем не менее, владыка выразил надежду на решение этой проблемы.

Отвечая на вопрос о единстве между Поместными Церквами в контексте подготовки к Всеправославному Собору и о целесообразности открытия подворий Православных Церквей в Москве, глава ОВЦС удовлетворительно оценил связи между Русской и другими Поместными Церквами, напомнил о достаточно частых визитах как Святейшего Кирилла в братские Поместные Церкви, так и их представителей в Русскую Церковь, о наличии совместных проектов с участием Русской Православной Церкви наравне с другими Поместными Церквами.

Владыка Иларион также подробно рассказал о системе подворий в столицах окормляемых Поместными Церквами стран и сообщил о наличии системы взаимопомощи между Поместными Церквами и выразил уверенность в том, что система взаимопомощи в братских Церквах должна и далее развиваться и укрепляться.

Обозреватель портала Правда.ru задала вопрос о влиянии на православно-католические отношения ситуации с передачей недвижимости Русской Православной Церкви.

Владыка выразил надежду на то, что католики с пониманием отнесутся к позиции Русской Православной Церкви по данному вопросу, и камнем преткновения в православно-католических отношениях эта ситуация не станет.

Читайте также:

Неизвестные подробности Калининградского конфликта

На почти риторический вопрос, может ли создание подворий крупных монастырей Украины способствовать единству Святой Руси, митрополит Иларион ответил утвердительно, уточнив целесообразность создания подворий не только украинских монастырей, но и вообще крупных обителей ближнего зарубежья, а также патриарших подворий в столицах стран ближнего зарубежья.

На вопрос китайского журналиста о церковно-государственных отношениях владыка ответил в симфоническом духе. С одной стороны, строго соблюдается принцип невмешательства Церкви и государства в дела друг друга: государство не диктует Церкви, кого избирать Патриархом, кого рукополагать в священный сан и т. д., а Церковь, в свою очередь, не вмешивается в политику, не поддерживает ту или иную политическую партию, иерархи и священники не занимают должностей в государственных органах или политических партий. С другой стороны, существует принцип взаимодействия, который необходим в тех вопросах, решение которых только Церкви или только государством невозможно. К таким вопросам митрополит Иларион относит вопрос жизни и благосостояния людей. Владыка привел в пример проблему демографического кризиса, которая не решается силами только государства или только Церкви, потому что она имеет и экономическое измерение, и духовно-нравственное.

«Если государству для того, чтобы решать эту проблему, необходимо разработать систему мер по поддержке материнства, по поддержке семьи, по материальному обеспечению многодетных пар, то Церкви необходимо усилить работу по разъяснению того, что такое семья, для чего она создается, почему наличие детей — в том числе и нескольких детей в семье — является благословением Божьим, какова вообще та шкала ценностей, по которым человек должен строить свою жизнь для того, чтобы быть в том числе и счастливым семьянином», — пояснил митрополит Иларион.

Обозреватель газеты «Известия» попросил прокомментировать данные о упадке нравственности в российском обществе по сравнению с другими странами за последние двадцать лет, несмотря на то, что именно эти последние двадцать лет характеризуются бумом православного возрождения в России.

Митрополит Иларион ответил, что сравнения уровня нравственности в разных странах являются субъективными. Интерпретация таких объективных факторов, как, например, уровня преступности часто бывает субъективной. Владыка обратил внимание на то, что помимо религиозного возрождения в странах постсоветского пространства наблюдались и другие процессы — например, ослабление советской пенитенциарной системы. «Религиозное возрождение, безусловно, происходило и происходит. Церкви и религиозные конфессии выполняют свою просветительскую миссию. Если бы не было этого религиозного возрождения, я уверяю Вас, что уровень преступности был бы гораздо выше, а нравственный уровень населения был бы еще ниже», — сказал митрополит Иларион.

Он также выразил надежду на постепенное выравнивание ситуации. Основание для этой надежды он видит в росте в росте и политической стабильности, и экономического благосостояния.

Корреспондент телеканала «Спас» задал вопрос об останках мученически погибших Великих Князей, перевезенных в Китай из Алапаевска и находящихся ныне под спудом в Харбине: как готова Русская Православная Церковь взаимодействовать с китайским руководством по вопросу обретения честных останков?

Глава ОВЦС ответил, что этот вопрос уже находится на повестке дня отношений Церкви и китайского руководства.

Последний вопрос был задан корреспондентом РИА Новости Ольгой Липич: как повлияет на развитие православно-католических отношений передача Католической церковью частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного в Астаны, а также приблизит ли этот факт «традиционно чаемую журналистами» встречу Первоиерарха Русской Православной Церкви и Понтифика?

На этот вопрос владыка Иларион ответил не без иронии: «Я могу Вам только одно сказать: с каждым днем мы приближаемся на один день к встрече между Папой и Патриархом. Мы не знаем, когда это произойдет, мы сейчас не готовы называть какие-то сроки, мы не ведем конкретной подготовки к этой встрече, но, безусловно, мы приближаемся. Это календарный и астрономический факт. А та работа, которую мы ведем в наших взаимоотношениях с Католической церковью, направлена на улучшение общего климата взаимоотношений, на достижение более высокого уровня взаимопонимания. В том числе, и те события, которые Вы упоминаете, безусловно, способствуют тому, что этот климат во взаимоотношениях между Православной и католической церквами улучшается. Ну а сказать Вам что-нибудь конкретное по дате встречи между Папой и Патриархом, я не могу».

Читайте также:

Всемирный совет церквей: от мира во всем мире до святоотеческого наследия

Обозреватель портала Правда.ru задала вопрос о влиянии на православно-католические отношения ситуации с передачей недвижимости Русской Православной Церкви.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.