Возлюбленные во Христе братья, приветствуем вас с этим воскресным днем, попразднством праздника Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и Днем памяти отцев Первого Вселенского Собора. Совпало сегодня с датою и Второго Вселенского собора, тоже святых отцев. Первый Вселенский Собор происходил в 325 году, а Второй — в 381 году.
Я почему соединяю эти два Собора? Потому что на них был изложен Символ Веры, который каждый из именующих себя христианином и верным чадом Церкви Христовой должен знать на память и понимать его глубокое значение.
Когда приезжают к нам из далёких мест паломники, и когда они присутствуют на Патриаршем богослужении, при большом стечении народа, и когда там все силы напряжены для того, чтобы служба прошла торжественно, как это и положено, и когда спрашивают этих прибывших из-за границы гостей: «Что особенно на вас произвело сильное впечатление на богослужении?» — они сказали: «Тогда, когда пел народ „Символ Веры“: „Верую во Единого Бога Отца Вседержителя“».
«Символ Веры» мы читаем и у себя дома, везде в своих жилищах и домах. Мы его читаем многократно и здесь, в святой Церкви, а особенно в дни праздничные, воскресные. Поём едиными устами, единым сердцем, всею Церковью этот «Символ Веры» полностью. Но только не для того, чтобы только знать его на память, не для того, чтобы только именно засвидетельствовать, что мы являемся истинными православными христианами, но понимать внутренний глубокий смысл этого «Символа Веры» в своём сердце, как его видели и Святые Отцы Первого и Второго Вселенского Собора, которые являлись составителями его.
Поэтому за их святые молитвы будем и мы с вами стараться оставаться верными чадами Церкви Христовой, не быть колеблемыми, как трость, при движении ветра или дуновении воздуха колеблемая, всякими учениями, которые и с тех пор, с первых времён христианства, и поныне, и ещё будут усугубляться и усложняться пред кончиною мира.
Нам надо быть твёрдыми, убеждёнными и глубоко понимающими сущность значения этого Символа нашей Веры, которую мы всегда исповедовали, и каждый сам от себя, и все мы, когда присутствуем в Храме Божием…
…Возблагодарим Господа за все прошедшие праздники и за все те, которые предстоят, чтобы нам с вами в какой-то степени подражать Святым Апостолам. Когда они видели возносящегося Господа Иисуса Христа на небо и были и опечалены и в то же время были и преисполнены особой радости, и в то же время им дано было особое указание — чтобы они возвратились в Иерусалим. И эти десять дней — от дня Вознесения до дня Святой Живоначальной Троицы, сошествия Святаго Духа на апостолов, они пребывали в посте и молитве. Поэтому и нам надо эти дни, возможно, в меньшей степени — столько, сколько у нас будет к тому условий, сколько к тому будет возможностей, сколько к тому будет наших сил физических и духовных, чтобы мы провели тоже в этой памяти, к какому дню мы готовимся. Тогда, когда мы будем просить Господа, чтобы именно Господь обновил эту Благодать Духа Святаго в каждом из нас.
Наверное, всем вам хорошо известно, и вы знаете все на память многое, но вы особенно обратите внимание на последние слова: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся». Некоторые читают «нас». Обнови в нас, молящихся тебе. Мы Духа Святаго получили при миропомазании. Благодать Духа Святаго, когда можно проводить праведную благочестивую христианскую жизнь, она особо будет пребывать с нами. Как мы только будем ослабевать в этом, то в это время и Дух Святый, его действие будет так же освящаться не в такой мере и степени, как тогда, когда люди идут за Христом. Тогда является весь Путь, Истина и Жизнь.
Будем молиться, чтоб в этот день Господь обновил в нас благодать Духа Святаго, в каждом в отдельности и во всех вкупе, эту силу благодатную. Праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил своё понятие о благодати Духа Святаго. Благодать Духа Святаго — это есть сила, действующая в человеке через веру в Иисуса Христа как Сына Божия. Поэтому когда идёт речь о благодати, то надо освящать. Вы чувствуете, когда вы себя бодро чувствуете. Вы освящаете, когда силы Ваши ослабевают. Вот так в переносном смысле мы должны перейти и к благодатной силе. Вот когда будет в нас действовать благодать Святаго Духа, мы тогда будем всегда жизнерадостными, всегда будем при всех обстоятельствах жизни, какие бы они ни были бы, и как бы ни сложны и трудны не были на нашем жизненном пути.
Мы будем просить в эти дни — и предшествующие, и в самый день, когда будут читаться молитвы, читаемые только один раз в году, в праздник Святой Троицы, во время вечерни, составленные святителем Василием Великим. Это молитвы особые, называются Троицкими, когда мы молимся и за себя, и за всех — и за живых, и за умерших.
Дай, Господи, нам провести свято и мирно эти дни, приготовиться достойно к этим праздникам Пресвятой Живоначальной Троицы и сошествия Святаго Духа и обновлению Его действия в нас, в наших душах и сердцах.
4 июня 1995 года
Аудио — портал «Предание.ру»