Когда мы смотрим на икону Преображения, мы видим, что в центре изображен преобразившийся Христос – Он является центром этого события. Из Евангелия мы знаем, что Господь, взяв с собой трех наиболее близких учеников, поднялся на гору Фавор, и ученики увидели Его как Господа, Сына Божьего. Почему это было необходимо? Потому, что им предстояло спуститься с этой горы, спуститься в мир – в мир, который распнет Христа. Для того, чтобы они уверовали в Него как в Сына Божия, уверовали в него как в Бога, Он преобразился перед ними и предстал как Господь.
Я думаю, что позднее, когда произошли все голгофские события, когда колебались их сердца, когда они, как мы знаем по апостолу Петру, даже отрекались от Христа, когда сидели за закрытыми дверями, возможно, ожидая, что еще немного и за ними придут, схватят их, и они будут гонимы или казнены, апостолы вспоминали преобразившегося Господа. Само это воспоминание утверждало их в том, что Христос есть истинно Сын Божий.
Мы каждую службу заканчиваем восклицанием: «Христос – истинный Бог наш!» Но мы привыкли к этим словам и порой забываем, что сам этот путь призывает нас в центр нашей жизни поставить именно Христа.
Люди приходят порой в Церковь, не отдавая себе отчета в том, что важно приходить именно ко Христу, а не из других каких-то соображений. Кто-то приходит в немощи, в болезнях, в каких-то нуждах, прося у Бога защиты, помощи, и часто в центр жизни ставит себя, даже пребывая в Церкви. Но все иконы, как иконы Самого Господа, так и иконы Божьей Матери, особенно в иконографии Одигитрия, где Она указывает на Спасителя, на Сына Божия, сидящего у Нее на руках, призывают в центр нашей жизни поставить именно Христа.
Праздник Преображения тем и замечателен, что он со всей очевидностью это делает, причем ставит в центр нашей жизни Христа не просто как нравственный пример или замечательного человека, который когда-то жил, мудреца, сказавшего нечто интересное и важное, а именно как Сына Божия, как живого Бога.
Важно вдуматься в слова, которые мы произносим часто по привычке: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного», – это молитва, в которой мы Христа называем Господом, Сыном Божьим. Мы вообще очень много чего в нашей православной жизни делаем по привычке, не задаемся вопросом: а зачем это нам дано?
Например, молитва «Отче наш». Мы ее уже давно превратили в молитву перед едой. Но ведь это молитва Господня, единственная молитва, которую нам оставил Сам Христос, значит, это не молитва перед едой, а в ней фактически смысл нашей жизни. Поэтому, читая ее перед приемом пищи, давайте задумаемся над тем, почему именно эту молитву оставил нам Господь?
Преображение – как любое Евангельское событие, многогранно и многозначительно. Вот его еще один важный для меня смысл.
Там, на горе Фавор, Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть (Мф. 17: 4). Думаю, что это те слова, которые скажут все праведники, оказавшись в раю.
Что делает Господь потом, после Преображения? Он берет апостолов и низводит их с горы в мир, и в этом миру их встречает отец, у которого умирает дочь.
Для меня тоже это пример того, что в церкви может быть очень хорошо, в том числе кому-то очень нравится, например, как дивно поет церковный хор. Но Бог привел нас в Церковь не для того, чтобы слушать церковные песнопения, сколь бы они прекрасны ни были, а для того, чтобы, преобразившись в Церкви, мы бы вышли в этот мир и этот мир обогрели, позаботились о тех, кто пока еще не со Христом.
А по поводу освящения яблок… Если в это время яблоки созревают, значит, их надо освящать. Это замечательная традиция, это радостное событие – вкушать освященные яблоки. Это прекрасно, как и приходить в храм с вербами в Вербное воскресенье, приходить на Крещение за крещенской водой. Господь освящает, претворяет, преображает весь мир. Но это лишь зримые символы некой духовной реальности, неких внутренних духовных сокровенных перемен, которые должны произойти в нашей жизни.
Но, когда люди берут эти вербы в Вербное воскресенье и освящают их, для того чтобы этими вербами впервые выгонять скот в поле, мы же прекрасно понимаем, что это на самом деле так далеко от смысла праздника. Как и то, когда люди приходят только из-за яблок.
Задача Церкви – всё время нас возвращать ко Христу от яблок, от воды, от верб.
Возвращать ко Христу, чтобы мы центром нашей жизни ставили не яблоки, и уж точно не осуждение тех, кто яблоки освящает, а Христа.
Фото: spbda.ru