Сразу три книги порадуют заботливых родителей: издательство «Никея» при участии интернет-журнала «Батя» выпустило три сборника по проблемам воспитания детей.
Как провести свободное время с ребенком, чтобы эти минуты запомнились как самые яркие? Как рассказать интересную сказку? Как стать настоящим отцом? Об этом мы побеседовали со священником Дмитрием Березиным, шеф-редактором серии книг.
— Российский рынок печатной продукции наполнен литературой по семейной психологии, по проблемам воспитания детей. Почему Вы решили еще издавать книги по проблемам воспитания?
— Действительно, книг о воспитании написано и издано великое множество. Среди них немало и хороших, и полезных. Мы не стремимся заменить их. Однако есть один немаловажный момент почти во всех этих книгах: они про мам и для мам. Как-то так сложилось в литературе о воспитании, что отцам в ней отведена очень незначительная роль.
Известные мне книги, написанные для пап, можно пересчитать по пальцам. Из них достойна внимания только «Отцы и дети» Галины Калининой. Между тем, мы пока не берем на себя труд поучать, как нужно воспитывать детей. В трех изданных альманахах мы собрали статьи по трем, на наш взгляд, самым важным темам:
- «17 лучших дней» – о тех занятиях, которыми можно заниматься детям вместе с папой в течение года. Все согласны, что отец должен больше уделять времени детям… но как это делать? Сделайте кораблик, изучите игру в шашки, соорудите домашний тир, отправьтесь в велопробег — обо всем этом данная книга.
- «Отцы, папы, бати» – примеры отцовства. Как дефицитны примеры хороших отцов. С одной стороны, почти каждый может сказать о своем отце что-то доброе. Кто-то гордится отцом, кто-то просто любит и уважает, а кто-то и не знает вовсе. Мы начали собирать воспоминания об отцах.
- «Сказочник» – книга о том, как сочинять, рассказывать и читать сказки. Ведь дети очень любят, когда папа читает сказки. А еще больше любят, когда сочиняет. А еще в ней несколько замечательных современных сказок с картинками.
— Отец Дмитрий, накладывает ли какой-то отпечаток на книги тот факт, что Вы – шеф-редактор проекта – священник, а не мирянин?
— Как священник я регулярно общаюсь с детьми и родителями, и тут приходится сталкиваться с целым спектром проблем, как в воспитании детей, так и в воспитании родителей.
— Психологи выделяют некоторые типичные проблемы поколений. Так, для поколения детей 1990-х годов некоторые психологи выделяли проблемы страха и застенчивости. Как Вы думаете, каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются современные родители? О чем говорит Ваш опыт?
— Боюсь, основными проблемами поколения 2000-х будет отсутствие жизненного фундамента и цели жизни.
Сегодня мы сталкиваемся с тем, что детям не на что опереться: веру родители «не навязывают», да и сами не особо имеют, родительский авторитет все легче подрывается соответствующими мультфильмами, так же, как и авторитет учителей и старшего поколения, — у современного поколения потерян идеализм, стремление к высшему. Столь модный сейчас «стёб» стал неотъемлемой частью образа успешного подростка в то время, как стёб незаметно убивает в жизни все святое.
Соответственно, и стремиться становится не к чему. А раз не к чему – включаются механизмы саморазрушения: прожигание жизни, хамство, пьянство, блуд, наркомания, суициды.
Например, уже стала «нормой» ругань матом в начальной школе. Даже среди детей, регулярно приходящих в храм и исповедующихся, этот грех никак не проходит. А ведь мат – это не только грех сквернословия, но еще и определенные образы взаимоотношения полов, гадкие образы.
Страшная неадекватная агрессия также является следствием отсутствия фундамента жизни – доставление другому человеку страданий становится чуть ли не доблестью, причем все чаще приходится слышать жуткие примеры. Девочки жестоко избивали одноклассницу, снимая это на камеру, — это вам не за косички друг друга дергать; мальчики из 8 класса изнасиловали девочку из своего класса; девочки-подростки системно грабили одиноких пенсионеров и так далее. Среди детских преступлений около половины тяжкие и особо тяжкие, и все неподсудные — нельзя же судить до 14 лет.
Причиной, конечно, являются взрослые. Но не всегда это однозначно семья – слишком часто преступниками становятся дети вполне приличных и добрых людей.
— О. Дмитрий, Вы посвятили часть своей жизни тому, чтобы рассказывать, как стать настоящим отцом для своего ребенка. Вы можете назвать какие-то «критерии» отцовства? Какими качествами должен обладать настоящий отец?
— В журнале «Батя» есть рубрика «Измени себя сам». Я полагаю, чтобы стать настоящим отцом, нужно прежде всего стать настоящим человеком, настоящим православным христианином, чтобы быть совершенными, как Отец наш Небесный.
Ведь нельзя однозначно сказать: делай так и станешь хорошим отцом. В каждом случае любящее родительское сердце должно подсказывать, как поступать. Здесь важно многое: и взаимоотношения с супругой (когда в семье нет взаимопонимания и любви, детям становится страшно), и поведение по отношению к своим родителям, и отношение к работе и обязанностям, и отношение к другим людям, и жизненные цели и ориентиры («срубить бабла» или сделать кому-то доброе дело), и как отец решает проблемы ребенка (учит принимать решения и нести ответственность, помогая в трудной ситуации, или же «решает все проблемы»), и многое другое.
Мы приводим в альманахе пример святого праведного Алексия Мечёва и его сына – священномученика Сергия Мечёва. Пример праведной жизни отца сделал святым сына, хотя иногда они друг с другом могли и не соглашаться (продолжительность и уставность богослужения, строгость исповеди и т.д.).
Или пример жизни летчика-испытателя Юрия Гарнаева, также приведенный в альманахе «Отцы, папы, бати», описанный его дочерью.
Есть и отрицательные примеры, когда отсутствие отцовского воспитания или неадекватность такого воспитания делали из ребенка преступника. Думаю, почти каждый сможет вспомнить хулиганов из школьного детства — почти все они имели проблемы с отцами.
— Постоянная дилемма родителей – позволить или нет, баловать или нет… Можете ли Вы сформулировать некие принципы, когда стоит проявлять строгость в воспитании, а когда нет?
— Прежде всего, здесь надо исходить из полезности для ребенка, поскольку зачастую подобные решения принимаются сквозь призму собственного желания/нежелания («разрешу тебе еще поиграть на компьютере, потому что по телевизору интересный сериал»).
Я обычно рекомендую в зависимости от возраста ребенка постепенно расширять его сферу принятия решений и несения за них ответственности.
Например, ребенок лет 4 может принять решение сам: одеть на прогулку более легкие, но красивые перчатки, или теплые, но менее красивые варежки. Родитель может предупредить, что на улице мороз, и руки могут замерзнуть. Пусть ребенок выберет. Если замерзнут руки, можно напомнить о том, что этот выбор ребенка был вопреки рекомендации родителя. Но конечно, не нужно вставать в позу и уж тем более оставаться черствым «исполнителем наказания», надо помочь согреться.
Иногда, конечно, необходимо настаивать, особенно это касается занятий, не требующих усилий, — телевизора и компьютера. Здесь постепенно надо внушить мысль, что если сказано выключать, то надо выключать (только говорить о выключении надо не за 5 секунд, а постепенно, минут за 10, потом дождаться логической паузы, то есть вести себя тактично по отношению к детям).
Не исключено, что придется перенести пару-тройку истерик по этому поводу, но последовательность ваших действий и отсутствие реакции на истерики быстро наведут мир (особенно если ближе к концу истерики приласкать ребенка, поговорить, отвлечь, не уступая, однако, в той просьбе, по которой случился срыв).
Постепенно увеличивая меру ответственности, мы учим ребенка принимать решения и видеть их результаты. Так мы учим здоровой самостоятельности и рассудительности в противовес самостоятельности стихийной, которая развивается к переходному возрасту у детей, у которых «не было проблем», и за которых все решали родители.
То же касается и различных занятий, в том числе домашнего труда. Часто бывает легче и лучше сделать самому, но кем тогда вырастут наши дети?
Ну и конечно, во всем должна быть любовь.
— Ваши пожелания читателям книг?
— Нам бы очень хотелось объединять всех, кому небезразлично будущее детей: мы приглашаем к сотрудничеству авторов, ждем вашего участия в проводимых конкурсах, ждем отзывов на изданные книги и публикуемые в интернет-журнале «Батя» статьи.
Желаю вам подарить своим детям 17 лучших дней, попасть в очередной альманах «Отцы, папы, бати» и рассказать своим детям сказки не хуже, чем «Сказочник».
Беседовала Елизавета Меркулова
Презентация книг о воспитании детей «Отцы, папы, бати», «17 лучших дней жизни» и «Сказочник» (Никея, М., 2012) состоится 4 апреля в 19.00 в культурном центре «Покровские ворота» (ул.Покровка, д.27, стр.1)
Гость вечера – священник Дмитрий Березин, шеф-редактор серии книг.
Вход свободный.
Читайте также: