«Пасха! Господня Пасха!.. Праздников праздник и торжество торжеств! Столько превосходит все торжества,— не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, — сколько солнце превосходит звезды?- (Григорий Богослов).
Вот уже прошло почти две тысячи лет, а мы с вами радуемся, как и мироносицы Христовы, услышавшие от Него Самого по воскресении: радуйтеся! Как и апостолы, которые, увидев среди себя Воскресшего, от радости еще не веровали и дивились, так что Христос потребовал от них какой-либо пищи: они дали ему печеной рыбы и сотового меда, и Он взял и ел пред ними во уверение Своего воскресения. Как радовались и первохристиане, и современники святого Григория Богослова, которому принадлежат песнопения и мысли на Пасху, из коих составлена служба на утреню славным Дамаскиным. И теперь радуемся мы,—как никогда во весь год! Отчего же эта радость?
Веруем, что тайна ее заключаемся в том, что и ныне, как две тысячи лет назад, Господь Иисус Христос таинственно, но истинно является душам нашим в этот светлый день Свой, как являлся и в первые разы по воскресении близким ученикам и верующим мироносицам; а однажды явился более чем пятистам верующих в одно время, из коих, пишет апостол Павел к коринфянам, большая часть доныне (около 58-го года) в живых, а некоторые и почили (умерли) (1 Кор. 15, 6)! И от этого явления радуется сердце христиан: думаем ли мы или не думаем; понимаем ли смысл воскресения или даже не задумываемся над этим. Благодать праздника все равно утешает, радует, возносит дух наш.
Так учат святые отцы, которые называют праздники наши не просто лишь воспоминаниями прошлых событий, а «таинствами», то есть благодатными действиями, повторяющимися ежегодно над нами… Вот откуда — источник нашей радости и торжества. Так поет и Церковь на Пасху в каноне: «О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайщаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти, До скончания века Христе…» А если Он обещался быггь с нами «во вся дни», то не тем ли паче Он бывает в день воскресения Своего?!
Этот день — день Его (и нашей через Него) победы над всяческим злом. Победы над смертью: отныне нет смерти без конца, а лишь временное успение, недолгий сон и для нас, ибо все воскреснем в свое время.
Ныне восстановление и прославление нашего человеческого естества: Христос воскрес не в той плоти, какую мы теперь носим,— плоти немощной, тленной, греховной, животнопоподобной, связанной законами пространства, ограниченности. Не таково было предназначение Адаму; не такова была и первая природа его: тогда человек носил в себе ОБРАЗ БОЖИЙ, и тело его было сообразно этому образу, нося в себе источник бессмертия и одухотворенности. Нам это было неизвестно по опыту. А теперь, через воскресение Христа, восстановилась и плоть наша в Нем: она стала духовною, проникая через двери и стены, являясь ученикам и исчезая по воздуху и проч.
И притом она сделалась славною по воскресении, блистающеюся, как поет Церковь про мироносиц, что они увидели «Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща». А через сорок дней и она вознесется во Христе — одесную Отца, как неприкровенно сказал Сам Христос па суде еврейском, в ответ на вопрос допрашивавшего Его первосвященника Каиафы: «Ты ли Христос, Сын Божий? Ты ли Сын Благословенного (то есть Бога)?» Что же Он сказал? «Я. И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы», то есть — Бога.
А то, что произошло во Христе Боге как человеке, то совершится и в людях. Образ Божий в нас возвратится к Своему Первообразу-Христу. А это — такая радость, такое блаженство, что нынешняя пасхальная радость является в нас только малейшим отблеском несказанного счастия!
Публикуется по изданию: Митрополит Вениамин (Федченков). Пасха. М., 2007 г.