Вопрос. В апреле открывается прием в первый класс, а я в растерянности. Дочка родилась в конце ноября, 1 сентября ей будет почти семь лет. Боюсь передержать, но и раньше выпихнуть в школу, наверное, неправильно. Как определить, что она готова пойти в первый класс?
Школа требует больше, чем умение читать
В семь лет организм ребенка претерпевает важные физиологические изменения. Это период сензитивности, то есть готовности ребенка к переходу на новый этап развития. Но всегда ли он готов?
«Ребенок освоил азбуку, пишет печатными буквами, читает. Засидится дома, в школе станет скучно», — регулярно слышу я от родителей. Огромное заблуждение считать, что готовность к школе сводится к умению читать и писать.
Школа не ограничивается интеллектуальной нагрузкой. Это и новые люди, причем как дети, так и взрослые. Коллектив, с которым необходимо выстраивать коммуникацию и эмоционально вкладываться. Физическая нагрузка, которую не выдержит ни один ребенок без дисциплины, режима и следования четким правилам. Выходит, к первому классу у ребенка должен быть сформирован и успешно освоен целый спектр навыков, причем в той степени, которая необходима именно для обучения в школе.
Самое неприятное, что проблемы в школьном обучении не обнаруживаются сразу. Они проявляются во втором-третьем классе.
Именно в этот период родители обращаются за помощью к нейропсихологам. Однако трудностей в школе все-таки можно избежать или хотя бы минимизировать.
Пройдите диспансеризацию
Пройдите диспансеризацию у специалистов. Покажите ребенка терапевту, отоларингологу, офтальмологу, неврологу, стоматологу и нейропсихологу.
В организме любого человека, тем более ребенка, есть спектр систем, которые должны работать согласованно, а развиваться своевременно. Обращать внимание на то, как развиваются три базовые системы — вестибулярная, перцептивная и тактильная, — нужно не в 7 лет и перед походом в школу, а с момента появления ребенка на свет.
Но даже если вы не задумывались и не придавали значения этому ранее, специалисты помогут выявить и скорректировать проблемы.
Грамотность развивается, если качаться на качелях
Вестибулярная система отвечает за нашу способность усидеть на месте продолжительное время, за удержание позы, понимание положения тела в пространстве. А также за поворот головы слева направо, от доски к тетради, слежение за движущимся предметом, чтение строки на доске.
Если вестибулярная система сформирована недостаточно, у ребенка возникнут трудности в школе. Неспособность продолжительное время ровно сидеть на стуле, сохранять устойчивое положение тела в пространстве, то есть выдерживать вестибуло-спинальную позу, обычно приводит к снижению скорости чтения.
Вестибулярный аппарат находится во внутреннем ухе, в непосредственной близости со слуховым нервом. Он отвечает за восприятие звуков. Из-за несовершенства вестибулярного аппарата у ребенка может страдать фонематическое восприятие. А значит, возникнут сложности с распознаванием звуков, которые произносит взрослый. Ребенку, неспособному точно распознать звук, с трудом дается перенос произнесенного учителем слова в тетрадь. Так возникают грамматические ошибки на письме.
До поступления в первый класс уделяйте внимание развитию равновесия, координации и в целом вестибулярного аппарата.
Стимулируйте развитие этих навыков. Позволяйте детям чаще кататься на горках и качелях, прыгать, бегать, играть с мячом и в догонялки. Когда вы качаете младенца на руках, вы уже тренируете его вестибулярный аппарат. Даже этим вы закладываете фундамент в будущую готовность ребенка к школе.
Ползание помогает осваивать счет
Когда ребенок учится перемещаться в пространстве, ощупывая предметы, он познает все, что его окружает. В этом процессе работает не только тело, развиваются тактильная и перцептивная системы организма, то есть восприятие схемы тела и пространства. Весь чувственный опыт, который ребенок получает от момента рождения до школы — это предпосылки обучения… математике.
Освоение пространственных категорий — по какой траектории быстрее добраться от игрушки до мамы, сколько шагов сделать от папы до дивана, насколько потянуться на носочках, чтобы достать до кота на комоде, как кинуть палку, чтобы выбить застрявший в сетке мяч — все это база представлений о счетной деятельности и задачах. Именно в этот момент система зарождается и формируется, а значит, позволит избегать трудностей в школе. Помните, что школьная система обучения выстраивается через наш тактильный опыт.
Поощряйте ползание малышей. У детей постарше — подвижные игры на ловкость. Обращайте внимание на сложности, которые возникают в процессе. Помогайте оттачивать навыки бросания мяча в сетку, прыгания через скакалку.
В моем детстве была замечательная игра «Штандер». В ней расстояние от водящего до игрока нужно было определять в шагах муравья или утки, плевках верблюда или прыжках лягушки. Водящий должен был добраться до соперника, сочетая разные виды шагов. За честностью выполнения условий всегда следили другие игроки. «Пять лилипутских, три зонтика и шесть лягушачьих» — если не хватало шагов, можно было тянуться и вставать на цыпочки. Эта игра — прекрасный способ зрительно осваивать пространство, определять расстояние до объекта, главное, чувствовать габариты и возможности своего тела.
Дышать полной грудью, чтобы потом читать стихи
Дыхательная система к первому классу должна быть достаточно сформированной.
С одной стороны, система отвечает за частоту сердечных сокращений. Она определяет выносливость и работоспособность ребенка. С другой стороны, от дыхательной системы зависит сила речевого выдоха. Он определяет и то, как мы говорим, и то, как читаем вслух, как рассказываем стихотворение.
Посетите перед походом в школу отоларинголога и убедитесь, что ничего не препятствует свободному дыханию ребенка. Практикуйте активные прогулки на свежем воздухе. Можно вместе делать дыхательную гимнастику.
Проведите филиппинский тест
Костно-мышечная система — каркас организма. От степени развитости мышц и плотности костей зависит способность ребенка высидеть неподвижно на уроке 40 минут. Не секрет, что тот, кто не выдерживает физического напряжения, начинает шевелиться и ерзать. Такие дети не только получают замечания от педагогов, они в целом теряют концентрацию и внимание на уроке, а значит, воспринимают информацию от учителя частично.
Обращайте внимание, в достаточной ли мере сформированы задние поверхности мышц спины, груди и живота. Все это влияет на способность удерживать тело в пространстве и не искать дополнительную опору для уставшей спины или тяжелой головы.
Если формирование костных тканей не завершено, ребенок не сможет выдержать длительную физическую нагрузку по удержанию ручки, карандаша или кисти в руке.
Большая нагрузка на слабые мышцы и кости ведет к патологическим деформациям. Мелкомоторные мышцы и крупная мускулатура недифференцированно включаются в работу руки во время письма. Это значит, что не только кисть, но локоть, плечо, даже спина начинают участвовать в процессе письма. Обычно это приводит к проблемам с осанкой, что еще неприятнее — к головным болям.
К семи годам у ребенка меняются пропорции тела, прежде всего увеличивается длина рук и ног. Происходит так называемый полуростовой скачок роста.
Попросите ребенка пройти филиппинский тест — правой рукой через голову коснуться левого уха, а потом проделать то же самое левой рукой. Обычно дети, у которых скачок не произошел, сделать этого не могут.
Соблюдайте режим, наращивайте нейродинамику
К первому классу у ребенка на высоком уровне должна быть сформирована не только работоспособность, но и нейродинамика. Прекрасно читающий и пишущий ребенок может продемонстрировать низкую нейродинамику и высокую истощаемость, то есть неспособность выдержать длительную нагрузку.
Организм, у которого не хватает сил, однажды начнет сбоить. Один ребенок будет ерзать на уроках, другой будет истощен, капризен, станет засыпать прямо за партой. А кто-то просто будет постоянно болеть.
С раннего возраста стимулируйте движение ребенка. Движение запускает все функциональные процессы организма. Через движение у детей вырабатываются наиважнейшие навыки и процессы. Головной мозг — это система, которая реагирует и перерабатывает сигналы раздражителей. Движение максимально увеличивает обогащение нашего мозга информацией из внешней среды. Именно это необходимо для полноценного развития.
Еще один способ развивать нейродинамику — соблюдать режим дня, много гулять, ложиться вовремя. Не лишними будут массаж, закаливание, водные процедуры, двигательная активность, спорт, плавание, полноценное питание. Все это обеспечит наращивание нейродинамики и даст силы ребенку на обучение.
Учите концентрироваться даже на скучном
Тренируйте, оттачивайте лобные функции мозга, отвечающие за эмоционально-волевую сферу. Развитость уровня произвольности у ребенка — важный показатель готовности к школе.
Обращайте внимание на эмоциональную устойчивость и способность концентрировать внимание. Проанализируйте, сколько времени ребенок может удержать внимание, когда лепит, рисует, собирает конструктор или когда мама читает ему книгу.
Большинство детей сталкиваются с трудностями в школе, потому что падки на легкий и дешевый дофамин.
Их нервная система привыкла к драйву и постоянной активации. Они не способны смотреть старые советские мультфильмы, в которых мало событий, а действие разворачивается медленно. Сегодня детям оказывается скучно и долго и ехать на подъемнике в горы, и молчать, думая о своем. Это не значит, что для тренировки внимания нужно засесть за просмотр «Царевны-лягушки» или «Чипполино». Но обратить внимание на степень концентрации стоит.
В школе не всегда будет активное времяпровождение. Задача родителей — подготовить ребенка к видам деятельности, которые не будут зажигательно интересны, в которых какие-то вещи придется делать медленно, а продвигаться в развитии сложнее, чем съесть манную кашу на завтрак. Если вы замечаете, что с кубиками и книжкой, пластилином и рисунками ребенок может усидеть 10 минут, пробуйте увеличивать это время, увлекая и мотивируя. Это способно повысить шансы ребенка на успешность в школе.
Не пренебрегайте помощью нейропсихолога
Если по всем интеллектуальным возможностям ваш ребенок готов к школе, но в психоэмоциональном плане отстает от сверстников, незрелость этой сферы может привести к проблемам и потребовать отдельного времени на коррекцию.
Торопливость здесь неуместна. Даже если все кругом настаивают, давят, приводят сильные аргументы в пользу того, чтобы прямо сейчас отдать ребенка в школу, не поддавайтесь.
Посетите нейропсихолога. Он обязательно скажет, готов ваш ребенок к школе или нет. И даст конкретные рекомендации, как помочь ему подготовиться.
Фото: freepik.com