18 ноября (5 ноября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Гавриила Масленникова. Настоятель Преображенского храма села Внуково Рязанской области, он был арестован по доносу односельчан и расстрелян за «антисоветскую агитацию» в кровавом 1937-м.
Георгиевский кавалер
Когда он стал священником, многие, знавшие его люди были ошеломлены. На дворе был 1924 год, – несмотря на НЭП, гонения на верующих не прекращались. Ему самому было 53 года – не тот возраст, в котором принято резко менять образ жизни и профессию. Наконец, в отличие от большинства дореволюционных священников, он не имел «поповского» происхождения. Родился он в семье кузнеца, где был одним из одиннадцати детей.
Конечно, он с детства был воспитан в православной традиции, с юности читал духовные книги, был глубоко верующим человеком… Но все-таки семинарского образования он не имел, в монастыре никогда не послушничал. Откуда вдруг у него появилось такое острое желание послужить Церкви в священном сане? Мы не можем знать этого наверняка.
Позже, на допросе в 1931 году, свое поступление в священники отец Гавриил объяснил так: «Религиозные убеждения я имею с детства, так воспитан родителями, для душевной отрады я поступил в священники».
До своего рукоположения Гавриил Масленников повидал в жизни многое. Три года (1883-96) прослужил в действующей армии – в 171-м полку в Варшаве, в звании ефрейтора. Затем участвовал в Русско-Японской войне 1904-05 годов, за проявленную в боях отвагу был награжден Георгиевским крестом. Во время боевых действий попал в плен…
По освобождении из плена вернулся на родину, в Михайлов, заступил на место отца и стал работать кузнецом, арендуя кузницу в Печерских Выселках Михайловского уезда, а затем – в селе Прилучье. В это время он женился на Татьяне Ивановне Бориной, глубоко верующей девушке из семьи мещан города Коврова Владимирской губернии. Впоследствии у них родилось одиннадцать детей, из них в живых остались два сына и три дочери.
Среди жителей Михайловского уезда Гавриил Михайлович всегда пользовался большим авторитетом, в 1920 году его даже избрали городским головой. Очевидно, что областные власти должны были знать, что Масленников – не коммунист и к тому же верующий, но избранию его воспрепятствовать не смогли.
Рукоположение
Возможно, толчком к переменам в жизни Гавриила Михайловича стало ухудшение здоровья. В начале 1920-х годов у него начало резко падать зрение, врачи отнесли это на счет профессии кузнеца и настоятельно стали советовать оставить ее. Скорее всего, он принял это как знамение воли Божией. Вскоре, в 1924 году Гавриил Михайлович уехал в Рязань и вернулся в Михайлов уже священником.
Известно, что никакой специальной длительной подготовки к священству Гавриил Михайлович не проходил. Он просто пришел к местному архиерею, сдал экзамен на знание богослужения и Св.Писания, а также основных положений православного вероучения и был рукоположен в священный сан.
Сперва он около года служил диаконом в храме Рождества Богородицы села Маково Михайловского уезда. В 1925 году диакон Гавриил был рукоположен в сан священника ко храму Покрова Божией Матери в селе Самодуровка Михайловского района, где служил около пяти лет.
Разнарядка на арест
Потом, как и многие сельские пастыри, отец Гавриил прошел через арест и ссылку. В 1931 году он был арестован по так называемой «разнарядке» районным отделением ОГПУ. Чекисты арестовали тогда трех человек: самого отца Гавриила и нескольких верующих женщин – псаломщицу Марию Сибикину, старосту храма архистратига Михаила в городе Михайлове Софью Чканникову, и сестру жены отца Гавриила, Анну Комарову. Все вместе они проходил по одному и тому же сфабрикованному делу о «контрреволюционной группировке священника Масленникова».
17 марта 1931 года следователь допросил отца Гавриила. На вопрос об отношении священника к колхозам отец Гавриил ответил: «Я считаю, что построение колхозов из одних бедняков, которые сами себя не могут прокормить из нелюбви к труду, – из них колхозов не создашь, а необходимо принимать любящих труд».
Во время следствия отца Гавриила не раз избивали. Супруге священника, матушке Татьяне, приходившей в тюрьму для передач, не раз передавали для стирки окровавленные рубашки отца Гавриила…
Обвинение в антисоветской деятельности отец Гавриил признать отказался: «В предъявленном мне обвинении в агитации против советской власти, в распускании слухов, что скоро падет советская власть, и тому подобном виновным себя не признаю». Не признали себя виновными и все арестованные вместе с ним женщины.
25 апреля 1931 года Тройка при Полномочном Представительстве ОГПУ приговорила священника Гавриила Масленникова, псаломщицу Марию Сибикину и Анну Комарову к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет с заменой высылкой этапом в Казахстан, на тот же срок, а старосту храма Софью Чканникову к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года.
Известно, что милиционер, арестовавший отца Гавриила, был впоследствии сильно мучим совестью. Однажды он пришел к матушке Татьяне, упал ей в ноги, попросил прощения и сказал: «Что мне было делать? Пришла разнарядка на трех человек. Кого брать? Ну конечно, в первую очередь пришлось брать священника»…
Когда отца Гавриила отправили в ссылку, у матушки Татьяны с детьми отобрали дом. Сначала они скитались по домам прихожан, затем нашли пустой, брошенный хозяевами домик с земляным полом, стоявший на отшибе. Крыша над головой была, а средств сделать деревянный пол не было.
В 1936 году отец Гавриил вернулся из ссылки и был направлен служить в храм Преображения Господня в село Внуково Михайловского района Рязанской области. Семья продолжала жить в заброшенном доме. В свободное от службы время священник ходил на луга, накашивал осоку, высушивал ее, и выстилали ей земляной пол в доме. Ею же и топили печь. Отвлечься от трудностей быта отцу Гавриилу помогало чтение духовной литературы – истосковавшись в заключении по книгам, он теперь словно наверстывал упущенное… Возможно, он предчувствовал, что времени осталось мало.
«Как только у нас в деревне поселился священник Масленников, сразу же упала трудовая дисциплина»
Наступил кровавый 1937 год. Как тысячи русских священников, отец Гавриил стал жертвой лжесвидетельских показаний и позорной 58-й статьи.
6 октября сотрудники местного НКВД допросили одного из колхозников, который показал, что к священнику Гавриилу Масленникову часто группами ходят священники из Михайловского района и проводят в его доме антисоветскую деятельность:
«Священник Масленников живет рядом с председателем колхоза Тихоновым и поддерживает с ним тесную связь. Во время уборочной кампании осенью 1937 года Тихонов брал из жаток лошадей и бесплатно возил священника в город Михайлов. Косовица рожь и другие культуры в это время стояли в поле и осыпались, получились большие утери зерна от несвоевременной уборки урожая.
Имело место влияние антисоветской агитации священника Масленникова. Это очень заметно всем колхозникам. Как только у нас в деревне поселился священник Масленников, сразу же упала трудовая дисциплина. Руководство колхоза ослабло, правительственные планы по уборке урожая и севу не выполнялись. Семья священника собирала колосья пшеницы с колхозных полей, где урожай еще не был убран».
Вызванный на допрос в качестве свидетеля председатель колхоза Тихонов не стал заступаться за своего приятеля отца Гавриила… Он подтвердил, что священник Масленников проводит антисоветскую агитацию, направленную против партии и советского правительства, а также и против колхозного строя:
«В 1937 году во время уборочной кампании священник Масленников сагитировал женщин пойти в церковь на праздник Успения. В доме священника часто собиралось по два-три священника. В мае 1937 года около его дома на скамейке сидело двое неизвестных мне священников, которым священник Гавриил Масленников говорил: «Да, братцы, отцы духовные, наступило тяжелое время для всех православных христиан, в храм ходить стало мало, а верующих загнали в колхоз, как скотину, и работают там без денег».
В дом к священнику Масленникову часто приезжают люди из деревень, и совершаются у него на дому крестины. Я слышал, что священник Масленников говорил в сенях своего дома неизвестному мне гражданину: «Не забывайте храм Божий, чаще посещайте его, молитесь Богу».
16 октября 1937 года власти арестовали отца Гавриила, и он был заключен сначала в тюрьму в городе Скопине, а затем в Рязани. Его обвинили в том, что он вел среди населения активную контрреволюционную религиозную пропаганду и поддерживал тесную связь с уже арестованными священниками Акинфиевым и Амелиным и после ареста священника Григория Амелина оказывал материальную поддержку его семье.
– В чем заключается ваша связь с ныне арестованным за контрреволюционную деятельность попом Григорием Емельяновичем Амелиным? – спросил следователь отца Гавриила.
– Связь моя с Амелиным выражалась в том, что, вернувшись из ссылки, он приходил ко мне исповедоваться. После его ареста ко мне приходила его жена. Кроме того, я оказывал им материальную помощь.
– В чем выражалась ваша связь с ныне арестованным за контрреволюционную деятельность попом Акинфиевым?
– Акинфиев приходил ко мне за деньгами на содержание епархии как благочинный.
– Следствию известно, что вы совместно с указанными попами вели антисоветскую агитацию и религиозную пропаганду среди населения. Признаете вы это?
– Нет, этого я не признаю, но когда у меня в доме был Акинфиев, у нас с ним был разговор о новой конституции, в котором мы приветствовали власть, – говорили, что мы теперь наравне со всеми гражданами имеем право выбирать и быть избранными в советы.
– Следствию известно, что вы высказывали недовольство советской властью и распространяли контрреволюционную клевету о колхозах. Признаете вы это?
– Нет, этого я не признаю.
12 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Гавриила к расстрелу.
Священник Гавриил Масленников был расстрелян 18 ноября 1937 года и погребен в безвестной могиле.
***
Последнее место служения священномученика Гавриила – Преображенский храм в селе Внуково – ныне находится в руинах. Силами верующих на храме установлена мемориальная доска в память о сщмч. Гаврииле, однако прихода в деревне нет и здание Церкви не возвращено.
См. житие священномученика Гавриила Масленникова, составленное игуменом Дамаскином (Орловским)