Кто такой Отец Илий? Какой мудростью должен обладать человек, являющийся духовником Патриарха? Об этом Вы узнаете, прочитав нашу статью.
«Солнечный» старец — Отец Илий
Много лет минуло с тех пор, как Алексей Ноздрин, родом из наших мест (село Становой Колодезь Орловского района), поменял мирское имя на монашеское. Сегодня схиархимандрит Илий — духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — известен своей духовной мудростью и прозорливостью далеко за пределами Оптиной Пустыни, где он служит. К старцу-схимнику, коих в России почти уже и нет, приезжают паломники со всех концов страны: попросить совета и благословения, получить утешение в горе. Людям свойственно надеяться на чудо, когда рассчитывать больше не на что. Они верят, что знаменитый оптинский старец — настоящий чудотворец. А сам батюшка Илий во всем ссылается на Божественное провидение и милость.
«Илий» — имя, полученное схиигуменом после второго пострига, — в переводе означает «солнце». Моя первая встреча с «солнечным» старцем произошла в женском монастыре равноапостольной Марии Магдалины, что в селе Никольском Должанского района. 4 августа там отмечали день памяти святой. Совершить службу вместе с владыкой Пантелеимоном туда приехал и батюшка Илий. Крестный ход, молитвы — и небо, больше суток затянутое унылыми тучами, проясняется. А к окончанию службы уже во всю мощь сияет солнце, даря радость и тепло. Побеседовать со старцем, как правило, не дающим интервью светским изданиям, мне удалось только на следующий день, в другом монастыре — Свято-Введенском, в Орле, где вновь его толпами окружали паломники.
Думается, о чем бы мы не заговорили изначально, беседа все равно бы пошла о Боге и человеке, о вере и безверии, о бессмыслии мирской суеты и важности крепости духа. Такие люди не мыслят иными категориями. Они знают. Этим знанием, в его чистом виде, стараются поделиться. И так ценно это в наш век стяжательства отнюдь не духовных богатств, потери каких бы то ни было ориентиров.
К Богу — через страдания
— Отец Илий, вы родились в крестьянской семье, получили светское образование, служили в армии. Как вы пришли к мысли, что жизнь свою свяжете с духовным служением?
— Как я пришел к вере… Я не могу это точно объяснить. Мне было только три года, и уже тогда меня сопровождала молитва. Я чувствовал удовлетворение, говоря с Богом. А когда долгое время не молился, напротив, возникало ощущение сродни чувству голода. Без молитвы как будто мир уходил из души моей. Молитва сопровождает меня на протяжении всей жизни. Были, конечно, времена, когда она умалялась… Но трудности, которые возникали на пути, напротив, укрепляли меня в моей вере. Самым, наверное, серьезным испытанием стала война: голод, опасности, бомбежки преследовали в то время. И все это еще сильнее подвигало меня к молитве.
— То есть права мудрость, говорящая, что к Богу человек зачастую приходит через страдания?
— Практически у каждого из нас с рождения присутствует религиозное чувство, которое подсказывает, для чего живешь, каков смысл твоего существования… Оно — над всеми иными человеческими чувствами, данными природой. Это чувство порой даже сильнее чувства любви. В какой-то момент мы приходим к осознанию, что, кроме любящих и любимых родителей, друзей, других окружающих добрых людей, требуется еще что-то. Возникает как будто ощущение неудовлетворенности. А несправедливость, с которой порой в избытке сталкивается человек, заставляет задуматься: сколько же всего непонятного в мире.
Мир — необъятный космос, вселенная, в которой мы не можем постичь даже начало и конец времени и пространства. Потому неведомы нам причины вдруг настигающей беды. Но когда человек задумывается об этих причинах, Господь по своей божественной любви направляет его. Только для этого нужно отвечать Богу добром и кротостью. Смысл и тайны мира Господь открывает нам постепенно, постепенно дается благодать, и человек, таким образом, постепенно познает и самого Бога.
В помощь на этом пути нам дано Откровение Священного Писания. Нужно помнить: в мире есть много вещей, которые мы не видим и не ощущаем, и, тем не менее, они существуют. Вот, например, воздух. Он незрим для нас, но без него мы не проживем и пяти минут — так он нам необходим. Душа человеческая тоже невидима. Но когда она покидает тело, нас настигает смерть.
О совести и воле
— Сегодня много говорят о возрождении духовности в России. Как вы считаете, насколько нам удалось преодолеть последствия многих лет безбожия? С какими проблемами в этом ключе сегодня приходится сталкиваться нашей стране?
— Духовность, действительно, возрождается. Но дело даже не именно в России. Это вопрос вселенского масштаба. Выбор, становиться ли на путь истинный, происходит в отдельно взятой человеческой душе. Человек — высшее создание Божие на Земле. Как венец творения, он наделен физическими способностями, а также разумом и свободной волей. Более того, разум был бы почти не нужен, если бы не было у человека воли. Но в то же время мы можем направить ее либо к добру, либо ко злу. Один по своей доброй воле творит великие дела. Но немало людей, имеющих преступные умыслы, совершающих беззакония. Почему так? Почему свободная воля иных направлена творить зло? Потому что, помимо той самой воли, в каждом присутствует еще и совесть, которая дает сигнал человеку — вот так ты поступаешь плохо, — или, напротив, одобряет какой-либо поступок. Таким образом, творящий добро чувствует удовлетворение, совершающий же дурное рано или поздно начинает чувствовать угрызения совести.
— А церковь, на ваш взгляд, должна участвовать в, если так можно выразиться, воспитании совестливости у людей?
— Способствовать укреплению духа, пробуждать совесть в людях — это все очень важные задачи православной церкви. В суете дня сегодняшнего человек должен знать, что в храме может обрести желаемый покой.
Ответ сомневающимся
— Периодически вновь возникает вопрос объединения христианских церквей. Как вы думаете, если бы это произошло, может, совместными усилиями было бы легче достучаться до сердец человеческих?
— Православная церковь не нуждается в объединении. Она сама по себе, в чистом своем виде полноценна. Я не хочу сказать, что православие должно отчуждаться от других ветвей христианства. Нет. У православных добрые отношения с католической, армянской церквями. У нас есть Всемирный совет церквей, действует церковный внешний отдел, который налаживает связи с представителями разных конфессий. И все же смешиваться православной церкви с другими не нужно: она должна бережно хранить то, что унаследовала от апостольского времени.
— А можно ли раз и навсегда дать ответ сомневающимся: зачем верить в Бога?
— Зачем человеку нужна вера в Бога? С одной стороны, простой вроде бы вопрос. И в то же время очень сложный. Истоки веры, в первую очередь, в страхе и протесте: мы не можем согласиться, что смерть, настигающая человека порой даже в очень раннем возрасте, это предел, конец всему. Человеку просто необходима надежда на жизнь вечную. Но почему вера в наши дни так умалилась? Большую роль сыграла, конечно, атеистическая пропаганда, которая есть и сейчас. Пусть бы сам человек не верил, но когда он начинает агитировать других… Нельзя так. Он ведь многих лишает надежды. Это большое злодеяние. Для меня, например, нет никакого сомнения в том, что человек продолжает жизнь и после смерти физического тела. А неверие, отрицание Бога и Вечности зачастую и толкает человека на злодеяния. Нет ничего высшего — значит, и наказания нет. Сколько таких примеров существует…
Биография
Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Ноздрин)
Родился в 1932 году в селе Становой Колодезь Орловского района Орловской области.
Образование
Учился в Серпуховском механическом техникуме. Духовное образование начал в Саратовской семинарии, после ее закрытия перевелся в Санкт-Петербургскую. Там же принял иноческий чин.
Служение
Был насельником Псково-Печерского монастыря, нес служение на Афоне. В конце 80-х вернулся в Россию, где стал духовником Оптиной Пустыни.
Ольга ЗАХАРОВА
Источник: Орловский вестник