Опубликовано: Комсомольская правда — Владимир.
Сюжет: Боголюбовский конфликт
Пока у ворот епархиальной школы-пансиона в Суздале продолжался пикет, с требованием вернуть воспитанницу Любу Горбачек отцу, мне удалось встретиться с директором школы отцом Виталием Рысевым.
— Отец Виталий, как вы прокомментируете то, что сейчас творится за окнами школы?
— Моя позиция очень простая. Вот копия обращения Любы Горбачек к Уполномоченному по правам человека в РФ, в котором она просит оставить ее в школе. Шесть лет назад Евгений отдал ребенка в приют, а сам при монастыре не остался. Ушел странствовать. Вернулся, когда девочка уже была в детском доме после расформирования приюта. Тогда он привел ее к нам в школу и умолял принять ее. В его паспорте нет места регистрации, у него нет работы и жилья. Я ему предложил и работу и жилье. И я спрашивал Евгения Горбачек: «Люба тебе рассказывала как ее истязали?» Сначала он говорил «нет». Потом сказал «Да. Отец Петр дал ей мученические венцы. Я отношусь к этому положительно». Это значит, при жизни ей были даны муки, которые на том свете будут зачтены. А теперь он хочет увезти ее от следователей. Куда? В Хабаровский край, где у него якобы сорок дней лежит в морге жена? Кто будет летать в Хабаровск из суздальской прокуратуры?
Да мы и формально не имеем права отдавать ребенка ему. Если мать умерла – покажите мне документ о ее смерти, что бы отец мог решать судьбу дочери. Кроме того, ребенок с 10-летнего возраста имеет право сам решать, где ему находиться. Вывезти ее отсюда можно только насильственно. Год назад в Камешковском детском доме была похожая ситуация. Ее спросили: «Люба, ты хочешь остаться или идти с отцом?» Тогда Люба приняла решение в его пользу. Сегодня она абсолютно твердо решила остаться в школе, и российские законы на нашей стороне.
С Ксенией Головченко вчера все разрешилось. Мама благословила ее оставаться в школе, так что вопрос закрыт. Ксения человек сознательный. Она написала заявление и вместе с Мариной Лойко они получили благословление Патриарха на учебу в нашей школе.
— Вы знаете, как идет расследование прокуратуры по уголовным делам?
— Дети сегодня дали глубокие изобличающие показания в рамках двух уголовных дел против одних и тех же воспитателей. Они не имеют злобы или вражды к монастырю или церкви. Они говорят о конкретных людях, имеющих садистские наклонности. Причем детей, которые готовы дать свидетельские показания, много. И они находятся не только в нашей школе.
— Говорят, что у вас вражда с духовником монастыря Петром Кучером?
— Это неправда. Вот уникальное издание Библии, которое отец Петр подарил мне в этом году на день ангела. Никаких неприязненных отношений у нас нет.
— А почему мальчиков у вас стали забирать после того, как вы отказали в организации их военной подготовки?
— Мы с детьми из Боголюбова встречались раньше на суворовских сборах. Эти мальчики, довольно взрослые уже, оказались у нас. Военная подготовка у них действительно хорошая. Но успеваемость была низкая, они тайком покуривали, на них жаловались учителя. По итогам года мы двух молодых людей исключили. А в августе ко мне приехала монахиня Мария Корзевич и сообщила, что я должен немедленно подписать договор с ветеранами спецназа, группой «Каскад», которая будет готовить из воспитанников спецназевцев. Я сказал, что подготовка бойцов спецназа не входит в задачи епархиальной школы. Наша задача сформулирована Патриархом: воспитать церковную и государственную элиту России. Дмитрий Анатольевич Медведев во время своего визита в нашу школу сказал, что мы должны воспитывать настоящих православных граждан.
После этого было принято решение забрать у меня мальчиков и зачислить в кадетский корпус в Радужном. И правильно! Мальчики уже готовы были к этому решению. Но не все. Часть из них захотели остаться в школе. И тут уже нельзя было заставлять их.
— То есть это стало причиной второй серии боголюбовского скандала?
— Я считаю, что мои ученики, сказав правду, показали свою зрелость, как православные граждане. Они никому не мстили, они защитили детей, своих сверстников. И мы будем говорить, пока насилие над детьми не прекратиться. Поэтому если кто-то думает, что школу закроют и проблема будет решена – это не так. А убьют меня, есть еще три десятка взрослых – наши учителя и воспитатели, которые пойдут до конца. Но мы, наверное, решили бы эту проблему по-церковному, мирно без скандала, если бы не стала детонатором перепись населения.
— Перепись?
— Почему родители стали массово забирать детей? Почему похитили Степана Вуса? Потому что родители решили, что спрятав детей от переписи они уберегут их от Антихриста. Они говорят, что «Перепись – это запись к Антихристу». Вот такое у них заблуждение. Ну а когда это началось, они стали давить и на женщину, которая когда-то была при монастыре, потом ушла от них и стала работать у меня. Ее запугивали. И именно Раиса Лойко и ее дочь первыми написали заявление генеральному прокурору. А те среагировали молниеносно. Там все еще помнят прошлогодний скандал. Так появились эти уголовные дела. Я считаю, что это трагедия, произошедшая с детьми, и мы сейчас должны дать возможность разобраться следствию.
— Тем временем против вас развязана настоящая война. Я видел передачу, в которой говорили о возбужденном в 2008 году против вас уголовном деле. Вас обвиняют в разврате.
— Эта грязная история возникла в 2008-м с подачи священнослужителей Андрея Осетрова и Дмитрия Красовского. Они заставили одну из прихожанок оболгать меня. Эта женщина позже раскаялась и была осуждена за ложный донос. После выхода в октябре передачи «Человек и закон», в которой Осетров и Красовский опять вспомнили эту историю, она уже написала заявление в Генеральную прокуратуру и прошение к Патриарху с просьбой о защите от этих клириков.
— А как вы вообще относитесь к тому сообществу, которое сложилось вокруг Свято-Боголюбовского монастыря? Там, как я успел понять, очень много бывших офицеров, много образованных активистов и немало просто религиозных фанатиков…
— На мой взгляд, это попытка вернуться назад, к тоталитарному обществу. Они считают, что Россия сможет стать великой державой, лишь вернувшись в сталинское прошлое. Это их глубокое убеждение. И в России таких людей очень много. Вспомните опрос «Имя России» — в лидерах был Сталин… Пока Патриарх не предложил имя Александра Невского. Это говорит о многом. А есть другая группа людей в России, очень многочисленная, которая считает, что лишь создав в России гражданское общество, отказавшись от пережитков тоталитаризма, мы можем модернизировать страну и можем сделать этот рывок вперед. Это две точки зрения, которые существуют на всех социальных уровнях.